Потребительское рабство

    Есть два экономическо-правовых принципа, по которым может быть устроено существование индивида в обществе. Первый – когда он во всём от и до обеспечивает себя всем сам, второй – когда все работают на всех.
    В первом случае у тебя своё жилище, свой огород, своё хозяйство. Имеешь все необходимые для жизни инструменты, сам всё делаешь. Сам всё чинишь, сам себя всем обеспечиваешь. Сам себе плетёшь лапти, сам ходишь на охоту, сам добываешь шкуры, и копья со стрелами тоже себе делаешь сам. И уже только в качестве дополнения, у кого-то что-то можешь выменять. И, поскольку все дела сразу уметь делать хорошо нельзя, имеешь всё такого качества, какое получается при таком режиме. Но зато ты ни от кого не зависишь, и никто тебя не может запугать тем, что он тебе в чём-то откажет.
    Во втором случае роли распределяются, и каждый занимается своим делом. Один пашет-сеет на всех, другой печёт, третий пасёт общий скот, четвёртый куёт, пятый всех лечит, и т.д.. Каждый занимается своим делом профессионально, и качественный уровень быта общества соответствующий. Но ты определённым образом зависишь от общества, и, если оно тебе откажет в обмене, ты окажешься в положении органа, который вырвали из тела, и который в отдельности существовать не может.
    Когда ты зависим от общества, есть два варианта: ты для него либо незаменим, либо нет. Если ты для общества незаменим, то ты тоже можешь отказать ему в своих услугах, и для него это будет причиной подумать, прежде, чем отказывать в чём-то тебе. Если же ему есть, кем тебя заменить, то оно может тебе угрожать тебе отключением от обмена, а ты ему нет. В таком варианте человеку трудно бороться с экономическим порабощением, если вдруг общество пойдёт по этому пути.
    Для институтов власти, ориентированных на порабощение человека, естественно стремление сделать его зависимым от системы везде, где только возможно. Т.е. человек должен зависеть от системы не только там, где это действительно необходимо, а везде, где это только можно сделать. Предлоги любые. В рамках этого принципа постепенно должны быть вытеснены все возможности человека в чём-то самостоятельно себя обеспечивать там, где хозяевам это не выгодно. И даже если где-то у него остаются возможности самостоятельно что-то делать/чинить/производить, им нужно под любыми предлогами их урезать.
    В рамках политики экономическо-правовой зависимости человеку может быть позволено иметь много чего, но иметь лишь тогда, когда в этом он находится в зависимости от системы. И если он попытается освободиться от неё, он сразу должен всего этого лишиться. Взять, к примеру, бытовую технику капиталистического строя. Её практически всю пытаются седлать так, чтобы сделать вас зависимыми от оригинального производителя. Какие угодно ухищрения с его стороны, чтобы вы ничего не делали без его обеспечения.
    Какие-то расходные материалы? Только оригинального производителя. Техническое обслуживание? Только у официальных дилеров. Ремонт? Только в сертифицированных гарантийных центрах. А иначе вас лишат гарантии. И сама вещь спроектирована так, чтобы это было максимально невыгодно. А если вы попытаетесь что-то делать сами, так вещь должна обязательно сломаться. А если даже и не обязательно будет ломаться, то вам это будут внушать. Какие-то продавцы, какие-то специалисты в технических центрах. А ещё постараются сделать так, чтобы самому её чинить не было резона. И где могут, постараются даже делать изделия такой конструкции, которые не совместимы с запчастями сторонних производителей. «Ну, это же понятно, что производителю надо как-то зарабатывать, чего тут криминального?» –  скажете вы. Да это-то понятно, что ему выгодно, а кому выгодно, чтобы им это было выгодно? Тем, с кем они завязаны в единую систему.
    Сколько бытовой техники напичкано электроникой? В современном мире максимально много. Везде, где только можно, куча всевозможных высокотехнологичных устройств, даже там, где прекрасно справились бы старые простые технологии, и где даже последние при умной конструкции обошлись бы ничуть не дороже, а служили бы гораздо надёжнее. Возникает вопрос: а зачем это нужно, в чём смысл этого холостого бега прогресса? Смысл в том, что если механическая деталь поломается, то её при умелых руках можно будет починить самому. А вот если поломается электронная, придётся обращаться в сервис.
    Далее вопрос: сколько смогут служить вещи от таких производителей? Ровно столько, сколько нужно этим производителям. Они уже производятся с учётом того, чтобы не служить свыше определённого срока. И самое интересное в том, что на определённом этапе появится поколение обывателей, которые именно такой порядок будут считать единственно возможным. Почему единственно возможным? «Ну, потому, что электроника всегда служит столько-то; больше сделать невозможно, потому, что если было возможно, то наверняка бы, уже давно сделали…». А почему невозможно? «Ну а где ты видел, чтобы где-то электроника служила дольше?». И вот это «А где ты видел…» для обывателя всегда является аргументом такого уровня, выше которого ничего и не представить.
    Обывателя можно будет потыкать в историю, показать свидетельства того, что раньше было иначе (если система их сохранит в лёгком доступе), он озадачится на некоторое время, а потом вернётся к прежнему своему режиму (они, обыватели, так устроены). А что ему? Его грузят рекламой, втирающей ему, что старая модель непрестижна, а новая в самый раз. И ему хочется новую, будь она хоть ничем в реальности старую и не превосходящей.
    И напоследок такой вопрос (ну чисто теоретически): а если (когда) прогресс дойдёт то того, что каждому в голову может быть вставлен микрочип, который сделает мысли и действия носителя подконтрольными, и система будет любыми ухищрениями пытаться заставить народ такой режим принять (как единственно возможный, при котором можно удержать порядок), а люди за отсутствием привычки быть зависимыми и на таком уровне в большинстве своём всё же против будут, но система создаст такую обстановку, что без него нельзя будет «не продавать ни покупать» (ну или очень невыгодно), вы что делать будете? Вы же не сможете вечно оставаться с теми вещами, которые отслужат своё, и выйдут из строя? Но и чинить вы их сами не сможете, потому, что они будут так сделаны, что их починить смогут только в специальном сервисе. И купить их вы тоже не сможете, ибо покупать и продавать вам будет не позволено. И в сервис вы обратиться тоже не сможете, потому там тоже все расчёты будут через эту систему м сипом. И никакого жёсткого принуждения к принятию нового порядка вроде не будет, просто кто не примет новый порядок, не сможет покупать новые вещи, а старые будет уже не реанимировать. Сколько вы сможете продержаться в таком положении, и сколько захотите протестовать? И кого вы в конечном итоге поддерживать станете: тех, кто предлагает новые вещи в режиме кибернетической админократии (назовём это так), или тех, кто предлагает протестующее воздержание у разбитого корыта?


Рецензии
Да, максимальная автономность и взаимопомощь - наше всё в спасении от Системы. Еще один механизм формирования зависимости - атомизация общества, то есть разрушение семьи. Когда тебе никто не поможет, и вся надежда только на государство.

Тэми Норн   08.05.2023 17:12     Заявить о нарушении
увы увы увы

Роман Дудин   10.05.2023 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.