Пояснение прочтения Библии

   Пояснение прочтения Библии

Первое: Есть взгляд обывательский – на религию, на Богов, и в частности на Христианство: что всё это мифы и сказки и «придумки» человека. А Христианство началось с Ветхого Завета, то есть тоже с глубокой древности. И ранее в служении Богу были и языческие элементы, описанные в Библии, похожие на язычество обряды и «взывания» к Богу.

Второе: есть взгляд человека верующего на существование Бога, человека – пусть, даже входящего в клир церковный, поющего в хоре при Храме, несомненно, читавшего Библию, но не понявшего многих её тайн: Бог, Господь, на Небесах и души наши улетают на Небеса на Суд Божий!

К кому же взываем мы в горестях и печалях, в бедах своих! Вот тут и есть тайна Священного писания.

Мы частенько слышим слово «взывать» - не задумываясь, люди употребляют такое слово в выражениях -  «взывают» обычно к Богам. Приведу цитаты из Википедии, которые немного поясняют смысл слова – «взывать:

"И услышал я, Мне осталось воззвать к Гору, чтобы он соколом низринулся с неба и выклевал им печень, и к змею Апопу, и к Атуму, насылающему болезни".

"И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой!".
 
 А также можно взывать к чувствам:

"Можно было догадаться, что, говоря о намерении воззвать к здравому смыслу Джаса Уотербери, он припрятал в рукаве козырь, который все меняет. Мне удалось воззвать к их добросердечию, и в 1952 году я стал слушателем Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ".

"Красная Москита совершила треть своего унылого небесного пути, когда Конрад, утомленный,воззвал к Внутреннему Голосу -".

   Можно взывать и к другому человеку:

"Элизабет, прошу тебя, - умоляюще воззвал к ней Бэкон, лишенный возможности и дальше разыгрывать свою непричастность к происходящему".
_______________

Великая Книга Книг – Библия имеет свои тайны. Но тайны Её не запечатаны «за семью замками», - они раскрываются людям с открытым чистым сердцем. И люди, постигшие некоторые тайны Библейские, становятся святыми и чистыми душой. Они открывают Божий мир другим людям, поселяя в их в сердца надежду и истинную Веру.
Так, Серафим Саровский радостно встречал всех приходящих за наставлениями. А одному из своих учеников показал мир «потусторонний»: известен случай, рассказанный купцом Мотовиловым, как святой Серафим взял его за руку и показал светлый цветущий благоухающий райский сад, наполненный Божественным светом.

Всё дело в том – как мы читаем Священную книгу Библию, и как воспринимаем Её. Другой богослов советовал так: прочитай Библию просто, как обычную книгу художественной литературы, от корки до корки, и за одно то, что ты прочитал – Господь вложит в разум твой понимание жизни.

История.
В действительности, произошла следующая история: Однажды в 1990-е годы, во время служения моего при Храме, к пожилому нашему священнику пришла вдова для беседы, на откровение помыслов. Она слышала, что наш старец «свят» и «проницателен» и прочее и прочее, о чем молва разнесла. Было возрождение Церкви, началось повсеместное паломничество людей в Храмы строящиеся и восстанавливающиеся. Народу хотелось встретить в Церкви «чудеса» и получить немедленную помощь в трудное время «революции» и смены режима власти. Многие жаловались на горькую жизнь, жаловалась и вдова, - когда кругом «бардак» и «разруха»: работы нет, зарплаты не платят, муж у неё умер, остался дом и хозяйство, а дети бросили ее, уехав на заработки в Москву и Ленинград, переименованный в Санкт-Петербург. Вдова ждала помощи, совета, или чуда от «святого старца». А старец спросил вдову, как обычно спрашивал всех: как она молится Богу перед едой(?), и читала ли она Книгу Библию. Воот.
Вдова же эта, явно, замешкалась, и, не найдя что ответить сказала, что читает Отче наш, других молитв, видимо она и не знала, просто эта молитва была на слуху у всех людей того времени. А вдова та была еще и не простым человеком (разнорабочей или работницей фабрики или завода), Она только – что не поступила в партию, а работала в бухгалтерии Совета народных депутатов области. Потом была в секретариате при тех же Советах Депутатов. То есть, приближена была к Советской власти настолько, что имелось у неё всё, в свое время: машина, дача, и поездки на зарубежные курорты в Социалистические страны: Болгария, Венгрия, Чехословакия и другие.  А тут ваучеры появились, и случился великий обман с деньгами, когда все нули убрали и все деньги обесценились. Обналичить успела вдова только 3 тысячи из всего того, что осталось после смерти мужа. Но и эти 3 тысячи – были по тем временам большими деньгами. Она же и хотела по совету старух-соседок уйти в Церковь жить и работать, век доживать, а все своё имущество и деньги отдать Церкви. Такой совет ждала она от «старца» - уйти ей в Церковь или нет.
Библию она не читала совсем, слышала про 10 заповедей, из которых две-три могла вспомнить. Что ей посоветовал «старец» - священник пожилой. Он и сказал ей эти слова Игнатия Бранчанинова: «прочитай Книгу Библию от начала и до конца, спокойно и с расстановкой и Господь даст тебе разум, (как жить правильно), за одно то, - что ты просто прочитал Слово Божие!». Он сказал еще, чтобы читала она Священное Писание и там она обнаружит многие ответы на свои вопросы. Ибо Книга книг – Библия, по словам Пастернака: «это записная тетрадь человечества. На жизни и описании жизни одного народа показана жизнь всех людей, как всего общества, так и отдельного человека.
      
          Часть 2

Возникает вопрос: как читать эту сложную книгу Библию, это раз. А еще, во-вторых - как понимать то, что не дается пониманию сразу, без толкования.
Поэтому попробуем чуточку просветить читателей.
Так как Эта книга целиком религиозная, всякое повествование в ней преизбычествует молитвами. Молитвы важны, молитвы нужны, в молитвах человек, изображенный в повествовании, обращается к Богу и рассказывает ему о своих жизненных перепутьях жизни. В молитвах, как правило, много повторов: обращения: «Господь Саваоф», «Бог и Господь мой». Терпение и усердие вознаграждает читателя узнаванием нового.
А сам ход событий, о которых повествует нам Библия, несет в себе уроки прошлого, которые важны и для нашего времени, для нас современных людей!

История.
Образно, можно рассказать историю Самуила отрока, который стал затем большим Пророком народа.
Начинается рассказ в «Первой книге царств», по сказочному: «(Жил да) Был один человек (в) из города(е) Рама», имя ему Елкана. – (Он был) сын Иерохама…». А далее чтобы было понятнее, опускаем часть текста оставляя смысл его.
«Любил он жену свою Анну, которую обижали за то, что она не имела детей. Как написано: «Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту… перед Господом». Елкана успокаивал Анну, говоря: что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? (я же люблю тебя) не лучше ли я для тебя десяти сыновей (даже если десять сыновей родишь, мол)».
И когда они, в очередной раз, пришли в Храм Божий для жертвоприношения, Анна пошла молиться Господу (написано: и стала пред Господом). Тут же сидел священник Илий, наблюдая за молящимися. И была Анна в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и тогда дала она обет (обещание), говоря: Господи (всемогущий Боже) Саваоф! Если Ты… дашь рабе твоей сына, то я отдам его (в дар Тебе) на все дни жизни его. По нашему, - в монастырь, ибо слова такие: «и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его» - означали, что человек посвящается в «назореи» (в монахи), в служителя Божиего.
Тут еще есть особенность, про которую надо разъяснять особо. – Как молятся Евреи сегодня у стены плача, мы можем видеть: они стоят, раскачиваясь и кланяясь головой вперед, и бормочут молитвы свои. Так вероятно, молилась и Анна. Но может быть от горя своего она очень истово молилась, так что Илий смотрел на молитву её и подумал, что она пьяная. Но пояснила Анна горе свое: «ибо от великой печали моей от скорби моей я говорила доселе». Тогда Илий благословил Анну, ибо сказал: «иди с миром, и бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И пошла Анна уже без печали, потому что Вера была у неё.
А по Вере и сегодня священник является посредником перед Богом, ибо сказано еще апостолам: «что свяжете на Земле, то связано будет и на Небе, и кому простите грехи, тому простится и на Небе».
Благодарила Анна священника: «Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде».
Господь исполнил просьбу Анны: «Через несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от господа (Бога Саваофа) я испросила (выпросила) его». Так означало имя – Самуил – выпрошенный у Бога.
И пошел муж ее Елкана и все семейство совершить годичную жертву Господу. Но Анна не пошла с ним, сказав мужу своему об обете своем данном перед Богом: «когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред господом и останется там навсегда».
И надо сказать, что слово мужа по обычаям еврейского народа – было законом. Так, например, при разводе, достаточно мужу сказать – ты не угодна мне, иди от меня, я отпускаю тебя на все четыре стороны, а еще и при двух-трех свидетелях, - то всё(!), считалось, развод совершен и женщина свободна от брака мужу своему.
Так и тут случилось, что – «Елкана, муж её, сказал ей (при свидетелях всего семейства, они же собрались идти в Храм на жертвоприношение): делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих». Вот и случилось, что сына пришлось Анне отдать в Храм. Она привела его и принесла дары, какие положено (почти, как приданное невесты, только дары за монашество сына). – «Когда же вскормила его, пошла с ним в Храм, взяв три тельца и хлебы, и одну эфу (меру) муки и мех вина, и пришла в дом Господа» - «…и привела отрока Анна мать к Илию…».
Вот так отрок Самуил оказался в услужении у Илии священника, у которого были два своих сына, про которых отзывались плохо, и которые творили многие непотребства. Они отбирали приношения у народа, приносившего в храм и мясо и хлеб. «И грех этих молодых людей был весьма велик пред господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу (народ)», - как написано.
А «отрок же Самуил служил пред господом, надевая ефод. Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы». Так мы узнаем, что не было монастырей в нашем понимании, в те времена. И что родители посещали своих сыновей служащих при Храмах Господу. И далее увидим силу благословения священника, по власти, данной ему Богом. Как написано: «И благословил Илий (священник) Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей, от жены сей, вместо данного, которого ты отдал Господу!». – «И посетил господь Анну, и зачала она (не раз) и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал (учился) у Господа».
_______________________

      Отступление.
Сколько много информации заложено в этом небольшом отрывке Писания, так что мы можем узнать, что Вера истинная делает многое возможным. Считалось проклятием, в те времена, когда женщина не могла родить, - и за это женщина была изгоем, считалась плохой, и ей поручали самую тяжелую работу. Но господь по вере облегчал участь женщины, и в этом, непосредственно, участвовали и священники.
Однажды мы ездили с другом моим и с женой его и соседями за грибами в лес. А на обратной дороге, уже с полными корзинами в багажнике, мы говорили обо всем на свете: и о погоде и о клещах и болезнях от клещей. Дело в том, что у меня в волосах кто-то ползал на затылке, и я не мог извлечь это насекомое, запутавшееся в волосах. И мне помогли, достали клеща из волос, - хорошо, что вовремя, пока он не укусил. Это я ходил по всему лесу и не заметил как тот клещ прыгнул мне на голову.
Тут же разговор переключился на обычное, в последнее время, смакование «конца света» по фильмам на телеэкранах. И я начал рассказывать начало книги Иова: что бывает день, когда Сыны Божии приходят предстать пред лицом Господа! И между ними приходит и сатана. Вот – оказывается, до сих пор, как и в древности, сатана приходит пред Господом, похвалиться тем, что он сделал. А написано в Библии о делах сатаны, в книге Иова мало: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по (всей) земле и обошел её» - вот и всё, что написано.
Однако, понятие «ходил по всей Земле» и понятие «обошел её всю» означает не простое хождение. Само слово, переведенное как «ходил» - значит, делал свое дело. А дела его (сатаны) известны. Он творил раздоры среди народов, из-за которых возникали войны, он сеял размолвки в семьях людских, из-за чего ломались судьбы людские, кого-то приводил к самоубийству, и прочее злое творя – «ходил» сатана по всей земле! А уж как он отвечал Господу словом « и обошел её», не банально текстом, как мы читаем: он, со злобой скривив своё страшное лицо, со злой радостью говорил – «обошел», то есть покорил, обнес всё вокруг частоколом зла, «я захватил всю землю» - говорил сатана, хвалясь своей властью над миром. Вот что обозначает слово, переведенное, как  – «обошел».
И далее по тексту я продолжил объяснять строки из Священного Писания, ничуть не изменяя смысла текста.
____________________

         Часть 3

А если вернуться вновь к Самуилу отроку, то мы можем узнать значение слова – «воззвал», заявленное вначале нашего рассказа.
«Отрок Самуил служил Господу при Илии («служил при ком-то», означает, - помогал, хотя это понятно многим). Слово господне было редко в те дни, видения были не часты» - так написано в Библии.
А мы можем сказать и о наших днях, когда «Слово Господне», у нас совсем не звучит. А все видения, которыми полна земля, - от сатаны исходят, в основном, это выясняется сразу и во всех случаях, когда появились сотни – ведьм, и они уже не прячутся, а действуют открыто и власти им разрешают развращать народ и губить людей! Что уж говорить: живем мы в последние времена и о том говорил нам еще апостол, текст который можно прочитать в «Первом послании святого апостола Иоанна Богослова», глава вторая стих 18: «Дети! (восклицает Иоанн апостол) последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время».
И далее, в начале четвертой главы послания своего, говорит нам апостол Иоанн: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
Но в те времена при Храме Господнем было видение отроку Самуилу, вот как написано о том:
«И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, - глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, - и светильник Божий еще не погас; и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий. Воззвал господь к Самуилу: Самуил, Самуил. И отвечал он: вот я! И побежал к Илию и сказал: вот я! Ты звал меня?
Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Самуил, Самуил! Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! Ты звал меня?
Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой, пойди назад, ложись.
Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.
И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! Ты звал меня.
Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». И пошел Самуил и лег на месте своем.
И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил!
И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой.
И сказал Господь Самуилу:…».
Почему так подробно описывается это событие в Книге книг, в Библии. А все потому, что Господь Взывает к нам иногда, но мы не узнаем голоса Его. Мы ищем Бога – то в Небесах, глядя на звезды, то в тайных комнатах, устроенных для моления, то идем к старцам и к священникам, ища Господне слово, обращенное к нам. И показано в этом тексте, что не нужно искать Бога ни на Небесах – где открытый космос и там летают космонавты, ни в тайных комнатах и в Храмах, где работают жрецы от религии, ни даже у старцев богословов, умеющих толковать писания. Голос Бога звучит к нам из сердца нашего, и в разуме нашем Взывает Господь!
Бог не старик какой-нибудь, сидящий на высокой горе и длинной палкой ударяющий грешников по голове. Так думали язычники, что Зевс, с другими богами сидит на горе Олимп. Показано было Илье пророку в чём бывает Слава Господня, когда он, Илья совершил большой путь до горной пещеры. И гром и молнии были – но в них Господь, и шумы землетрясений были, но и там не было Славы Господней. Сказано было Илье-пророку, что господь в тихом дуновении ветерка….
Так и нам, многократно посылает Господь знаки своего Слова. А голос Божий звучит к нам из сердец наших. Как и Самуил услышал голос господа, который говорил с ним, - так и мы можем говорить с Богом в сердце своем: искренняя молитва размягчает сердце наше, закостеневшее от греховного воздействия. И по вере нашей дано будет нам. «Царствие Божие внутри вас есть!» - сказал нам Иисус Христос. Это то же самое, - что сказал Илий Самуилу: « я не звал тебя, сын мой, …» - господь взывает к нам в сердцах наших. Мы чувствуем, как сердца наши сжимаются при виде горя и бед людских, как сердца наши отзываются любовью к ближним своим, когда они совершают благородные поступки. Бог в сердце нашем находится!
Так, читая Священную книгу – Библию мы познаем мир, который нас окружает, и найдем ответы на многие наши вопросы.
Конец.


Рецензии