47. Контузия в первом же бою

НА СНИМКЕ: Удостоверение в том, что Дм. Гриневич состоит на службе в 3 Сводном Эвакуационном госпитале на должности санитар-конторщик, зав. столом личного состава. Действительно до 31 декабря 1919 г.

К вклеенной странице прикреплён конверт. В нём сложено вчетверо несколько листочков. эти листочки отсканированы и помещены в Приложение 3 к Первой тетради. Один из них помещён здесь.


Ночевал дома, с утра ушел в полк. Что делал? Преподавал в учебной команде, дежурил. Так шли дни.

В первой половине октября в один из дней, в полку вдруг объявили – на фронт.
Бегу домой. Дома одна сестра, кое что собрал и в полк. Погрузились в теплушки на Курской товарной (эта название станции по Курской ж.д, первая после ст. Курская пассажирская. -ПВ) и к вечеру уехали. Так я и не попрощался с родными. В теплушке помещался я, ком. полка Янчуков и кто-то еще. Сколько ехали не помню. Утром приехали в Саратов и погрузились на пароход. 

…Ночь поезд мерно стучит колесами. Я засыпаю. Вдруг что-то теплое, лохматое ложится рядом. Я протягиваю руку, открываю глаза. Рядом … маленький барашек.
Оказывается: как-то в пути, а может из заднего вагона, где помещались овцы и всякая снедь, я сказал Янчукову, что жаль резать барашка, он еще и стоять твердо не может. И вот командир «спас» барашка, перенеся его в теплушку. В Саратове его от меня взяли…

Погрузились в два парохода.

…Ночь. Волга. Пароход затемнён. Сидит в воде по самую палубу. Матрос играет на гармошке, а женщина в военной форме с большим бюстом лихо отплясывает цыганочку.
Немного жутко.

… Со всех кают красноармейцы собрали иконы (пароход принадлежал дворцовому ведомству) и под гик и пение по одиночке «топили»топили их в Волге. Икону, висевшую в каюте, где помещался я и парторг (фамилию не помню - латыш) сняли и … положили в рукав моей шинели т.к. я противился …

Царицын. Казармы.

Театр. Я с красноармейцами сижу на балконе и слушаю выступление Троцкого…

…товарный поезд, мы выгружаемся. Я с санитарной сумкой и повязкой с кр. крестом, винтовкой…

…Полк идет в передовые. Идем от станицы к станице.
Станица Капалинская. Ночлег. В доме одна женщина, а в кровати больная ангиной девочка. Все мужчины ушли: старики «там», молодежь «здесь». Женщина заявляет, что «кормить нечем», всё унесли «белые». Я осмотрел больную, смазал горло, сделал компресс. Утром хозяйка кормила нас блинами, мы сворачивали их трубочкой, макали в масло со сметаной и в рот! Это в благодарность за лечение…

…Ещё станицы…

Станица Иловлинская. Здесь «предел» - там «белые».
Я зашел в церковь. Старики, старухи. У выхода ко мне подошла монашка и предложила
…вымыть бельё. Я принёс доверчиво пойдя к ней. Она угостила меня стаканом сливок, а когда мы утром выступали, то она под смех красноармейцев  буквально из под юбки вытащила узелок… с пышками…

…Днём в три часа я был контужен… 7 ноября.

… на горизонте большое село, церковь, ж.д. а на ней серебрится бронированный поезд. В воздухе разрываются облака. Мы лежим длинной цепью. Местность ровная, Я как фельдшер с сан.сумкой, в которой почти ничего толкового нет, ползаю вдоль цепи…

… артиллерийская стрельба. Через голову слышен свист летящего и падающего снаряда.

… Небольшая горка, там лежат красноармейцы. Я иду (вернее, то вперебежку, то ползком) к холмику и вижу: лежит боец – китаец с широким лицом и выпученными глазами, рядом другой с костью торчащей из колена, нагнулся ближе, а это Янчуков, мой командир убит осколком снаряда. Вдруг меня что-то сотрясло, откуда-то песок насыпали в рот, я куда-то лечу…


Рецензии