Пирсинг

Во главе наступления пирсинга в современное западное общество стоят три субкультурные группы: панки, современные дикари и фетишисты.

В 1980-1990 годах ХХ века охватившее самые широкие слои общества и ставшее поистине универсальным. Однако надо отметить, что пирсинг почти такое же древнее явление, как тату.

 Пирсинг (от аuгл. pierce - «дырявить») прокалывание ушей, бровей, языка, крыльев носа, надбровных дуг, губ, подбородка, сосков, пупка, половых органов и других частей тела серьгами (пирсами) из хирургической стали. Впоследствии могут вставляться украшения из золота, серебра, титана, циркония, ниобия, но ни в коем случае не из никеля, меди и прочих окисляющихся металлов.

 Пирсинг ведет свою историю если не с тех же времен, как и татуировка (не менее 10 тысяч лет!), то приблизительно оттуда же - с Африканского континента, с островов Полинезии, из Южной и Северной Америки.

 Масаи в Кении и делают гигантские дыры в ушах у взрослых, чуть поменьше - у детей. Проколы делают всем поголовно, вставляя украшения из бисера или деревянные.

 В губах - многоярусные украшения размером с блюдце. На замужество женщин указывают длинные сережки из жемчуга, но и не только они.

Женщины племени топоса до сих пор вырывают себе нижние зубы так, чтобы зубы на верхней челюсти подчеркнуто выдавались вперед, как у коровы - животного, призванного быть примером для замужней женщины; к нижней губе они подвешивают длинный металлический стержень с загнутым концом.
               
Одна из версий обезображивания лиц африканскими женщинами гласит, что это делалось специально, чтобы отвадить охочих до «живого товара» работорговцев, частенько наведывавшихся в приморские области восточной и западной Африки.
                Помимо чисто эстетического значения каждый знак инициации, будь то пирсинг ушей, рта или носа, а также скарификация (скарификация, рубцевание, шрамирование — обычай, преимущественно — у экваториальных народов, заключающийся в нанесении на кожу лица и тела рисунка из рубцов и втирании в них воспаляющих составов), нательная живопись, татуировки, тонзуры, удаления зубов, иссечения, содержит информацию о своем носителе: из какого племени он происходит, его возрастную группу, подвиги на войне и в любви, социальный статус.

 Вообще, значение украшений, располагающихся возле естественных отверстий (нос, рот, ухо, половые органы), универсально: это всегда попытка помешать проникновению в организм злых сил и недобрых энергий.

 В наши дни, лучшего способа заработать на продаже фотографий с такими пирсингами охочим до диковинок туристам, не найти. И власти Кении, Танзании, Нигера, смотрят на такие «шалости» сквозь пальцы, и если впрямую не потакают обычаям модифицировать свои тела, то уже не мешают зарабатывать честную деньгу местным оригиналам, которые умудряются сочетать нехитрый бизнес с отданием дани своим древним традициям.

 Папуасы подразделяют украшения на «успешные» и «неудачные». «Успешное» украшение должно быть блестящим, переливаться тысячью цветов; оно предвещает изобилие, указывает на то, что дары многократно окупятся. Самые лучшие украшения меняют того, кто их носит, до неузнаваемости.

Украшение - магический атрибут, способный наделить обычного человека волшебной силой. Но цель его вполне земная. Она направлена прежде всего на эротические и социальные отношения между людьми. Так украшение помогает осуществить симбиоз тела и духа.

 В Древнем Египте проколов пупка («Кольцо королей» ) не чурались фараоны, царицы, жрецы, где считалось, что его обладатель имеет множество привилегий. На маске юного фараона Тутанхамона (хранится в Каирском музее) ясно видны дыры в обеих мочках ушей.

В Древнем Риме суровые воины-легионеры пробивали соски, для того чтобы закалить характер, показать свою отвагу и мужество и даже пристегивать к этим кольцам свои плащи (туники).

 В Индии и Непале до сих пор принято продевать кольца в нос, а индусская каста Садусов практикует разного рода манипуляции и истязания тела - удлинение или укорачивание пениса, бичевание пиками, протыкание иголками, ношение предметов, подшитых под кожу, и так далее.

 Пирсинг встречается у мужчин и женщин в Юго-Восточной Азии, Сибири, средневековой Европе - у охотников, купцов, девушек легкого поведения.

 Серьги носились для красоты, для специального обозначения, а также и на «черный день» у солдат или моряков (если моряк погибал в далекой стране, то за стоимость золотой серьги его могли хотя бы достойно похоронить).

 Название генитального мужского пирсинга «Принц Альберт» берет свое начало от имени его первого обладателя - принца Альберта, любившего носить очень тесные брюки. Для того чтобы пенис не мешал при верховой езде и ходьбе, он вставил в него кольцо, при помощи которого прикреплял его к брюкам. Глядя на пример царственной особы, другие приближенные ко двору сэры стали подражать Альберту, переняв такой своеобразный способ крепления мужского органа, который с успехом и без изменений дошел до сегодняшних дней.  Речь идёт об Альберте Саксен-Кобург-Готском.

  Альберт понравился будущей королеве Виктории ещё в её 17 лет... В октябре 1839 года он опять приехал к ней в гости, Альберт и Виктория почувствовали взаимную привязанность, и 15 октября, всего через пять дней после того, как Альберт приехал в Виндзор, королева сама предложила ему пожениться. Так и пора уже было, ведь скоро 20, гормон во всю играет !!!

 Обряд прошёл 10 февраля 1840 года в капелле Сент-Джеймсского дворца в Лондоне. Виктория была без ума от счастья. Вечер после свадьбы она провела в постели с головной болью, восторженно записав в дневнике:Я НИКОГДА, НИКОГДА не проводила такого вечера!!! МОЙ ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ Альберт ... его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость – как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого Мужа! ... Это был самый счастливый день в моей жизни!

А это знаменательное событие произошло, когда у Альберта ещё не было пирсинга… Видать Виктория не прогадала с замужеством. А Альберту – респект!

 Но вернёмся от венценосных особ к нашим, обвешенным железками, современным дикарям. Западная цивилизация долго и упорно сопротивлялась идее модификаций тела, считая их чем-то противоестественным природе человека.

 Хотя в XVII-XX веках существовала и существует развитая мода на корсет и татуировку в различных слоях общества, а швейцарское местечко Аппенцель в Альпах вообще знаменито своими жителями, носящими знаменитую золотую или позолоченную серьгу, состоящую из двух частей - замочка в виде простого кольца или в форме змеи, кусающей себя за хвост, и ложечки для снятия сливок, иногда достигающей весьма внушительных размеров (до плеча).

 В наши дни пирсинг делают главным образом ради украшения. Люди стремятся не отстать от моды, быть похожими на симпатичного или известного человека. Порой отдают дань мазохизму, либо повышают чувствительность тела для сексуальных игрищ.

У кого-то формируется особый вкус к панку - музыкальному (но и не только музыкальному) стилю, где легендарные Sex Pistols - Роттен, Вишиоз ввели в практику прокалывать себе булавками не только куртки, штаны и обувь, но и уши, брови, ноздри, ногти.
 
 В основе желания сделать пирсинг лежат глубоко личные, интимные причины, а иногда и случайность. Это может быть спор или приснившийся сон, а может - желание попасть в «тусу». Существуют и достаточно жесткие направления, где выделяются такие способы себя испытать, как подвешивание (хэнгинг), перетягивание друг друга за свежесделанные пирсы (пуллинг) или зашнуровывание себя в корсет, связывание («bondage» ), что относится уже к «современным дикарям» - направлению, достаточно мощно проявившемуся в США в 1970-х годах и фетишистам.
   
 В конце ХХ и начале ХХI века пирсинг стал самостоятельным трендом, который использовали в своих рекламных кампаниях знаменитые модельеры Келвин Кляйн, Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье.
                В пирсинге и его разновидностях человеческое тело примеряет на себя синтез плоти и стали, живых мышц и титановых механизмов.

Молодое поколение активно использует все по-настоящему оригинальное, не стесняясь выставлять напоказ «ритуальные перфорации индейцев кайапос, пронзенные языки великих майанских жрецов, кольца в сосках, папуасскую косточку в носу», наделяя их собственными значениями и знаками.

 Интересная точка зрения на пирсинг состоит в том, что культ совершенного, загорелого, накачанного, с удаленными жировыми отложениями тела - недоступный, иллюзорный идеал красоты - насаждается гламурными журналами и модой как якобы общедоступный. С его пусть кратковременной, но болью, пирсинг является ярко выраженным атрибутом готики, противопоставляемой сегодня гламуру.
               
К тому же пирсинг представляет тело единственным, что принадлежит пока человеку целиком и полностью. И тем самым берет своеобразный реванш над всепроникающим и иногда подавляющим присутствием технологий, воплощая собой изменчивый дух времени, насквозь пронизывающий современную культуру.


Рецензии