Баланс противоположностей

    С крахом советской власти, в глухом забайкальском селе Инокентьевка начались перемены. В большей степени они были негативными. Существовавший в селе, довольно крепкий совхоз, распался на множество мелких фермерских хозяйств. Поводом к распаду совхоза, послужил отъезд из села всего руководства хозяйства. Начальство было полностью приезжим и, урвав всё, что было можно, руководство покинуло село. Оставшись без начальства, народ захлебнулся свободой. После нескольких собраний, на которых работники так и не смогли выбрать директора, чем подтвердили истину, что в своём отечестве пророка нет, народ принял решение о ликвидации совхоза. Распад хозяйства сопровождался громкими скандалами, которые нередко заканчивались мордобоем. Забыв про совместную работу, а некоторые и про родственные связи, люди с нездоровым упоением предались страсти разрушения совместного имущества. Скандалы происходили по любому поводу. Будь то распределение земельных паев и покосов или же делёжка автотракторной техники. Особенный ажиотаж вызвало распределение животноводческих стоянок. Каждая стоянка представляла собой жилой дом с артезианской скважиной, с капитальными строениями для содержания домашних животных и с прилегающим к ним земельным участком с покосами, пашней и возможностью выпаса скота. Получение в собственность такой стоянки, означало для сельского люда, гарантию выживания в это подлое и непростое время. Первое же собрание по этому поводу, после очень бурных дебатов, закончилось грандиозной дракой. Народ остервенел и не воспринимал никаких доводов председателя ликвидационной комиссии – бывшего бригадира полеводческой бригады Сергея Петровича. Осознав, что следующий сбор пайщиков может закончиться перестрелкой с возможными человеческими жертвами, Сергей Петрович решил не проводить собрания в ближайшие месяцы, надеясь на то, что страсти улягутся и люди вернутся к здравому смыслу. Перестрелка была бы вполне возможна, учитывая то обстоятельство, что село было таёжным и люди в нём были вооружены охотничьим оружием. Но Сергей Петрович не учёл того, что нерешённый жизненно важный вопрос, повлечёт за собой ещё большие осложнения. Не надеясь на справедливое разрешение возникшей проблемы, особо наглые пайщики занялись захватом животноводческих стоянок. Обстановка в селе, и без того достаточно напряжённая, моментально накалилась и грозила перерасти в вооружённые столкновения. Правоохранительных органов в этом, забытом Богом и районным руководством селе, отродясь не водилось. Изредка приезжал участковый оперуполномоченный и, выполнив, спустя рукава, мероприятия по учёту криминального элемента и охотничьего оружия, отбывал восвояси. Со всеми возникающими вопросами, будь то ссора соседей, пьяный дебош или же драка, жители села обращались к районному депутату, коим и являлся Сергей Петрович.

   К нему и пришёл директор местной школы Николай Архипович. Это был единственный коренной местный житель, которому удалось выбиться в начальники в родном селе. Несмотря на то, что односельчане очень болезненно относились к возвышению своих земляков, Николай Архипович добился определённого авторитета и уважения в их среде. 
   Сергей Петрович собирался ужинать и пригласил Николая Архиповича присоединиться к нему. Тот не стал отказываться и, присев к столу, сказал:

- Сергей Петрович! Разговор у меня с тобой будет долгим и очень серьёзным.

- Понял – кивнул хозяин дома. 

Поднявшись, Сергей Петрович открыл дверцу холодильника и, достав бутылку коньяка, поставил её на стол. Николай Архипович хмыкнул, но возражать не стал. Выпив и закусив, мужчины приступили к неспешной беседе.

- Сергей Петрович! – начал разговор директор школы – Я к тебе, как к депутату обращаюсь. Ты же знаешь, что у нас в селе участились случаи самоубийств среди молодёжи?

- Знаю – ответил депутат.

- Три случая за прошлый год и два в этом году. Статистика ужасная. А ведь эти самоубийцы не злоупотребляли спиртными напитками. Тогда, что явилось причиной того, что им жить не захотелось? Двое из них окончили школу и полезли в петлю. Один отслужил в армии и через месяц застрелился. А ещё двое наглотались таблеток и врачи не смогли их спасти. Ведь неспроста это всё. А сейчас, что в селе творится с вашей ликвидацией совхоза. Люди, как будто с ума сошли. Мой сосед захватил животноводческую стоянку и утверждает, что никого к ней не подпустит. Говорит, что застрелит любого, кто попытается отобрать её у него. Я его хорошо знаю, он так и сделает. А другой сосед говорит, что если ему ничего не достанется, то он начнёт сжигать всё имущество совхоза. И я почему-то верю ему.

- Это ещё что! Знал бы ты, Николай Архипович, то, что они мне говорят. Некоторые грозятся и меня убить и дом мой сжечь. Ты, верно, говоришь, у людей что-то в мозгах повернулось, я просто не узнаю некоторых из них. Они всегда были нормальными людьми. Что с ними могло случиться? Неужели настолько жадность обуяла или так называемая свобода на них подействовала? Ломаю голову, а ответа найти не могу. Обеспокоило это меня. Съездил я в райцентр, встречался с главой района и начальником милиции. Глава отмахнулся, сказал, что вопросы ликвидации совхоза находятся в компетенции пайщиков, и он не вправе вмешиваться в дела хозяйствующего субъекта. А начальник милиции, выслушав мою просьбу о временном изъятии охотничьего оружия, посмеялся и сказал, что не имеет права делать это. Дескать, преступлений с использованием этого оружия нет, а угрозы к делу не пришьёшь. А если убьют кого-нибудь, тогда и нужно к нему обращаться. Вот такая ситуация.

- Демократизация общества, так нынче называется такая ситуация и ничего тут не поделаешь. Я тебе вот, что хотел сказать. У нас в селе ещё одна чертовщина появилась. В трёх домах появились «барабашки» или домовые. Это явление ещё называют полтергейстом. Что ты улыбаешься?

- Слышал я эти слухи. Тебе не кажется смешным, что ты, человек с высшим образованием и я, закоренелый коммунист, обсуждаем каких-то «барабашек»?

- Это тебе смешно, а я в своё время интересовался этим явлением. Однозначно сказать, что-либо нельзя. Не всё понятно, вернее, всё непонятно. Вот и в нашем случае также. Я, когда услышал от своего ученика о том, что из-за «барабашки» их семья, оставив свой дом, переехала к бабушке, встретился с его отцом. Ты же знаешь Круглова Анатолия, он трактористом в лесхозе работает?

- Да, знаю. Серьёзный мужик, хозяйственный.

- Ну, так вот. Неужели ты думаешь, что Анатолий стал бы выдумывать истории о «барабашке»?

- Нет, на него это не похоже.

- Так вот, Анатолий мне рассказал, что проявления полтергейста у него дома начались приблизительно месяц назад. Сначала у него вспыхнула и сгорела газета, которую он за пять минут до этого читал и затем оставил на столе. Поломав голову над этой загадкой, он не придал большого значения случившемуся. Через два дня, выйдя утром из спальни, он обнаружил всю мебель, сдвинутой на середину комнаты. Причём, мебель была тяжеленная, например, был сдвинут шкаф со всеми уложенными в нём вещами. Третий случай, после которого он с семьёй перебрался к своей матери, произошёл у него на глазах. Все четыре ножки кухонного стола одновременно загорелись. Он показывал мне тот стол с обгоревшими ножками. Как Анатолий утверждает, он не смог потушить огонь водой и только тогда, когда он вынес стол из дома, огонь потух сам по себе. Вот как это всё можно объяснить? Чтобы разобраться в этой чертовщине, я, с разрешения Анатолия, переночевал в этом доме. Атмосфера там гнетущая, но за ночь ничего необычного со мной не произошло. Анатолий объяснил это тем, что на мне был крестик. Сам Анатолий не крещёный, его мать такая же коммунистка, как и ты. Поэтому, она сына в детстве и не крестила. Вот, что ты улыбаешься?

- Кто мешает Анатолию, увешать свой дом крестами и жить спокойно? – хохотнув, спросил Сергей Петрович.

- Не знаю, я не спрашивал его. Ты будешь слушать про два других случая или будешь смеяться?

- Давай, выпьем ещё по стопочке, и ты мне расскажешь, зачем пришёл. А басни эти я уже слышал от своей супруги. Чуть было мы с ней из-за этого не разругались.

Сергей Петрович разлил по рюмкам коньяк и собеседники, выпив, закурили. Собравшись с мыслями, Николай Архипович, подбирая слова, заговорил:

- У меня есть друг. Мы вместе с ним учились в институте. По распределению он попал в соседний район в бурятскую деревню. Женился на бурятке и остался в этой деревне. Трое детей у него. Выросли они у него и разъехались. Остались они вдвоём с женой в деревне и не собираются куда-либо переезжать. Он работает, также как и я, директором школы. Месяц назад, я встретил его в Чите на областном совещании директоров школ. После совещания, как принято, мы посидели в ресторане, поговорили, вспоминали студенческую жизнь, обсудили нынешнюю обстановку. Что меня удивило, он вполне доволен своей жизнью в деревне. Рассказал он мне о некоторых, удивительных в наше время вещах, что я просто не поверил ему. Тогда он пригласил меня в гости. Меня настолько заинтересовал его рассказ, что я не стал отказываться и принял приглашение. Через два дня, мы были в его деревне. Деревня больше нашей, там и школа больше, чем у нас и есть сельская администрация. Деревня разительно отличается от нашего села ухоженностью. Отремонтированные заборы, ровные дороги. Асфальта, конечно же, нет, но видно, что за дорогами следят. Вовремя засыпают образовавшиеся ямы и чистят кюветы. Я не видел ни одной лужи на улицах. Да, у них действует запрет на проезд по улицам гусеничных тракторов. Это в нашей деревне можно проехать на гусеничном тракторе, куда угодно, можно бросить технику посреди улицы. Никто не обращает на это внимания. А ведь эти тракторы портят наши дороги. У нас посреди села утонуть можно в лужах и в грязи, а мы ворчим и ничего не предпринимаем.

- Ты про поездку рассказывал – напомнил Сергей Петрович.

- Что-то я отвлёкся. Что я там ещё заметил, так это новостройки. Домов двадцать насчитал, а это значит, что люди не собираются уезжать из этой деревни. Да и старые дома выглядят ухоженными. Где-то новый шифер, где-то свежая краска или дом обшит свежей доской. И ещё, я не видел на улицах пьяных людей, что удивительно в наше время. Посреди деревни построен небольшой красивый буддийский храм – дацан. Рядом спортивная площадка, тоже недавно построили. На центральной улице они посадили кусты облепихи и акации, огородили их палисадником. Выглядит это всё нарядно и аккуратно. Друг рассказал, что ещё четыре года назад, деревня разваливалась, люди разъезжались, положение было таким же, как и у нас в селе. Колхоз развалился, мужики, оставшись без работы, принялись пить водку. Участились случаи воровства, убийств по пьяному делу, молодёжь принялась вешаться, травиться и стреляться. Короче, полный ужас.

- Что же такого могло произойти, что народ взялся за ум? – спросил Сергей Петрович – Случилось второе пришествие Христа к народу?

- А ты не смейся, Сергей Петрович. Что-то подобное у них и произошло. Когда у них начался, как и у нас, полный бардак, старики устроили собрание старейшин деревни. Собрались они у главы деревни и решили изменить сложившееся положение. А буряты, в отличие от нас, очень уважают престарелых людей и прислушиваются к их мнению. Ну, так вот, старики приняли решение строить дацан и объявили сбор средств на строительство храма. Затем пригласили буддийских священников – лам, которые провели молебен и определили место под строительство храма. Через три месяца дацан был построен методом народной стройки. А потом начались перемены к лучшему. На базе бывшего колхоза жители деревни создали крестьянское хозяйство, выбрали директором молодого энергичного мужика – бывшего зоотехника колхоза и начали работать. Сначала они занялись животноводством, растениеводством и заготовкой круглого леса. А сейчас у них есть деревообрабатывающий цех, мельница, колбасный цех, маслобойня и цех по изготовлению мясных полуфабрикатов. И зарплата у них, по деревенским меркам, вполне приличная. Люди занялись делом, почувствовали отдачу и поверили тому, что всё у них получится. Люди начали ремонтировать свои дома и благоустраивать свою деревню. Я встречался с их директором, разговаривал с ним. Разговаривал и с работниками хозяйства. Проблем у них много, но настроение у них оптимистическое, не такое мрачное, как у наших мужиков. Да и ещё, они на сельском сходе приняли решение и объявили свою деревню зоной трезвости. Сейчас у них в деревне не продаётся спиртное. Желающие выпить, ездят за восемьдесят километров в соседнюю деревню, где водка продаётся. И ещё, директор хозяйства привозил несколько раз из Читы нарколога и тот закодировал от алкоголизма всех желающих. Что ты смеёшься?

- Анекдот вспомнил, послушав тебя.

- Я ему серьёзные вещи рассказываю, а он анекдоты вспоминает. Наливай по полной и расскажи, вместе посмеёмся.

- Анекдот неприличный, но женщин и детей рядом нет, почему бы не рассказать. Слушай. По деревне распространились слухи, что местный кузнец бесплатно кодирует мужиков от пьянства на всю оставшуюся жизнь с гарантированным результатом. Женщина, уставшая смотреть на пьяного мужа, отправила его к кузнецу. Мужик, придя к кузнецу, попросил того, закодировать его. Кузнец сказал: - Снимай штаны до колен и перегнись через наковальню. Мужик выполнил указание. Кузнец, подойдя к нему сзади, овладел им в извращённой форме, после чего отдал команду надеть штаны. – И это всё? – разочаровано спросил мужик – Это будет действовать? – Ещё как! – ответил кузнец – Если выпьешь, даже пиво, всей деревне расскажу, что я тут с тобой делал.

Николай Архипович громко захохотал. Сергей Петрович, дождавшись, когда собеседник успокоится, заговорил:

- У этого анекдота есть продолжение. Мужик целый год страдал от дикого желания выпить и однажды его осенило. Он купил три бутылки водки и пришёл к кузнецу. Со словами: - Спасибо за то, что ты помог мне прекратить пьянку – он вручил кузнецу водку. Дождавшись того момента, когда кузнец опьянел и свалился без памяти, мужик перегнул его через наковальню и овладел им в извращённой форме. - Ух – сказал он
– Дождался, наконец-то я раскодировался.               

Николай Архипович вновь зашёлся в громком хохоте. Успокоившись, он сказал:

-В Европе этот метод кодирования был бы абсолютно бесполезен, но я допускаю, что в определённых кругах на Западе, учитывая его «голубизну», он был бы очень популярен. Но сейчас речь не об этом. Я тебе о главном не рассказал. У них в деревне живёт дедушка Лубсан, которому девяносто пять лет. Он тысяча девятисотого года рождения. Представляешь, во времена Октябрьской революции, ему было семнадцать лет. Этот дедушка у них в деревне самый старый и это по его настоянию, старики собрались на совет старейшин. Как говорит мой друг, дедушка этот является, чуть ли не провидцем. К нему за советом приезжает много людей отовсюду. Короче, очень мудрый дедушка. Ну, и я решил поговорить с ним. Друг мой устроил с ним встречу. Что меня поразило, так это то, что дедушка в таком возрасте имеет ясный ум и великолепную память. Я с ним часа три разговаривал. Оказывается, он до революции был послушником в дацане. Изучал постулаты буддийской веры. Родители его были раскулачены советской властью и сосланы на север области. Сам он до войны работал в колхозе. Потом воевал, дважды тяжело был ранен. После войны, в сорок шестом году был арестован и отбывал срок на Колыме до пятьдесят третьего года. Арестовали его за то, что он проводил буддийские молебны. Дацаны в то время были закрыты и разрушены, а ламы репрессированы. Поэтому, люди обращались к нему, помня, что он знает все обряды и умеет читать священные буддийские книги. Сейчас он живёт у внучки и до сих пор колготится по хозяйству. Шустрый такой дедушка. Интересные вещи я от него узнал. Так вот, он утверждает, что то, что происходит сейчас, происходило раньше и повторится в будущем. Он говорит, что мироздание основывается на балансе двух противоборствующих начал. Свет и Тьма, Чёрное и Белое, Добро и Зло. Борьба между двумя началами происходит вечно. Когда одна из сторон усиливается, начинаются катаклизмы. Они продолжаются до тех пор, пока баланс не восстановится. Я у него спросил, если Добро усилится, то катаклизм возможен? Он ответил, что понятие Добра, равно как и Зла, изменчиво и привёл примеры. Большая часть людей в нашей стране считает, что Октябрьская революция и последующая за ней гражданская война являются победой добра над злом. Но ведь другая часть людей считала, что делает доброе дело, борясь с коммунистами, воспринимая их, как поборников вселенского зла. То есть, каждая из сторон считала, что выступает на стороне добра и уничтожало зло. В итоге, зло усилилось, страна была разрушена и понесла большие людские потери. Второй пример. Раскулачивание крестьян и другие репрессии, которые проводились в нашей стране, в наше время воспринимаются, как безусловное зло. Но репрессии, в то время, проводились при полной поддержке населения и воспринимались народом, как доброе дело. В итоге, множество пострадавших людей и голод в Поволжье, на Украине, в Казахстане. И в этом случае, зло усилилось. Иными словами, безоглядная поддержка большинством людей одного из начал, приводит к нарушению баланса и обратному, от желаемого, результату. По словам дедушки, человек, из-за своего несовершенства, старается уничтожить одно из начал, чтобы достичь совершенства, вместо того, чтобы соблюдать разумный баланс между противоположностями. Делая Добро для себя, он причиняет Зло тем людям, кто не принимает его точку зрения. Добро, равно как и Зло, невозможно уничтожить. Существование мироздания, возможно только при соблюдении баланса. Дедушка утверждает, что время от времени, у людей меняется восприятие Добра и Зла. То, что ещё вчера было всеми признано правильным и верным, сегодня воспринимается абсолютно неприемлемым. Поэтому, нарушается баланс между противоположностями, отсюда и все катаклизмы. Для примера он привёл сегодняшнюю ситуацию. Вчера строили коммунизм, а сегодня это оказалось неправильным делом. Сегодня коммунизм – это Зло, но не все так считают. Нарушен баланс и начался бардак, который мы с тобой наблюдаем. Желая себе Добра, люди, поменяв мировосприятие, отказали во власти коммунистам и ожидаемо, как и в семнадцатом году, получили Зло в виде  развала страны, бандитизма, самоубийств и войн.

- Да, наговорил ты страсти – сказал Сергей Петрович – Без коньяка мы с тобой в этой философии не разберёмся. Давай, ещё по стопочке и ты, наконец, расскажешь мне, зачем пришёл.

- Я уже заканчиваю. Я спросил у дедушки, насколько долго этот бардак может продолжаться? Он ответил, что возврата к прежнему образу жизни не будет. Это может продолжаться и сто лет или больше, пока не восстановится баланс. Но жизнь человеческая коротка и человек не будет мириться с тем, что сейчас происходит. В тяжёлые времена, разуверившийся человек обращается к Богу. Даже коммунисты во время войны вынуждены были открыть храмы. Посещая церковь или дацан, человек начинает чувствовать общность с такими же людьми, как и он. У него появляются перед ними моральные обязательства, которые не позволяют ему причинять им Зло. Кроме того, общая вера, объединяя людей, позволяет им совместно противостоять Злу. Человек не может жить без веры. Будь то вера в светлые идеалы коммунизма или же, не менее светлая вера в Божественные законы. Он может верить в демократию или же в сильное государство. Он обязан во что-то верить. Только веруя, человек обретает смысл жизни. И тогда он рожает детей, строит дом, благоустраивает свою деревню и планирует своё будущее. Вот и весь смысл моего разговора с дедушкой Лубсаном.

- И к чему ты мне всё это рассказал?

- А ты не понял? Я предлагаю построить в нашей Инокентьевке церковь. Я после разговора с дедушкой, долго обдумывал его слова. А ведь прав дедушка Лубсан. Народ в нашей деревне разуверился во всём, отсюда и все беды, которые случаются у нас. Пьянство, воровство, самоубийства. И жадность, сам же говоришь, что люди скоро стрелять начнут друг в друга. Надо же что-то делать. Пройдёт ещё немного времени и побежит отсюда народ. Умрёт село. Двести пятьдесят лет стояло и исчезнет. Нехорошо это, нельзя допустить такую возможность.

- Я думал об этом. Народ и в самом деле разуверился. Выходит так, чтобы восстановить баланс между Добром и Злом, надо сделать так, чтобы народ увидел перед собой цель, которую необходимо достигнуть. И ты считаешь, что разуверившийся народ, обратившись к Богу, обретёт цель и начнёт строить Царство Божие на земле? Напрасные надежды.

- Нет, я так не считаю. Но я убеждён, что людям нужна вера во что-то светлое, справедливое и разумное. Поверил же народ в коммунистические идеалы и создал мощную страну. Но он не дождался того, чего добивался. Правители, зажравшись, предали свой народ. Вера в Бога не подразумевает строительства какого-либо царства, она регламентирует поступки человека, чётко определяя их по критериям Добра и Зла. Если сказать проще, верующий человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо. У нас сейчас в стране новая Конституция. Она запрещает любую идеологию, да и правительство объявило, что разрешено всё, что не запрещено законами. А это значит, что можно наплевать на моральные запреты и творить, что угодно. Вот люди сейчас и плюют друг на друга. Если политика избранного руководства страны причиняет народу Зло, значит, баланс нарушен и, чтобы восстановить его, надо противопоставить ей веру в Бога, с её моральными запретами и светлыми помыслами.

- Согласен с тобой, но почему ты обратился ко мне? Я коммунист и убеждений своих, как руководство партии, не менял. Я ничего не имею против строительства церкви. Я тоже долго ломал голову, как изменить сложившуюся ситуацию в селе и пришёл к выводу, что надо делать что-то подобное. Но ты представь, как отреагируют люди, когда узнают, что коммунист взялся за строительство церкви. Развалили страну, а теперь церкви строят, чтобы замолить грехи. Ведь так?

- А я убеждённый атеист и, что из этого проистекает? Я обратился к тебе потому, что в селе инициативных людей, кроме тебя, нет. Тем более, ты являешься районным депутатом. С инициативой строительства церкви выступлю я, а ты как депутат поддержишь начинание. Ты же обязан поддерживать чаяния народа.

- Хорошо, ты убедил меня. Но с чего мы начнём? Я понимаю, что надо собрать сельский сход, объявить сбор средств. Ты должен понимать, что учитывая наше безденежье, сбор средств затянется на длительный срок и вообще, сможем ли мы собрать необходимую сумму?

- Я учитывал такие нюансы. Два года назад, был грех, я собирался покинуть село и обосноваться в пригороде Читы. Заготовил лес для строительства дома, но потом мы с женой передумали переезжать. Немолодые мы уже, тем более младший сын был против этого. Он живёт в Чите и использует наше жилище, как загородный дом. Детишкам ведь в нашем селе летом раздолье. Речка, лес, ягоды, грибы. Короче, чтобы начать строительство, лес есть, а потом народ подхватит идею. Главное, надо начать строительство.

- Николай Архипович, а ведь и у меня похожая ситуация. У меня тоже есть заготовленный лес. Собирался строить дом для сына, а он после окончания института, женился и остался в Новосибирске. Возвращаться на родину не собирается. Хотел я продать лес, но кто его  при нашем безденежье купит. Так и лежит сложенным, вот уже пять лет. Надо и его использовать на строительстве, а то так и сгниёт без пользы.

- Вот видишь, как всё удачно складывается. А всё оттого, что задумали мы с тобой доброе дело. Всё у нас получится.

- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Давай, обмоем мы это намерение коньячком.

Собеседники выпили и, закусив коньяк грибочками, принялись обсуждать планы строительства церкви. Через два часа, Николай Архипович засобирался домой. Выйдя на улицу, он сказал, провожавшему его Сергею Петровичу:

- Вот ты смеялся над моими словами о «барабашках». А в деревне моего друга, когда начался бардак, появились точно такие же явления, как и у нас в селе. А когда жители деревни построили дацан и освятили его, все «барабашки» исчезли. Вот как это можно объяснить? Я думаю, что это объясняется словами дедушки Лубсана. После строительства дацана произошло восстановление некоего баланса между Добром и Злом, что и дало такой результат.

- Если это и так, то попробуй ты мне объяснить вот что. Почему «барабашки» не проявляли себя в этой деревне при советской власти? Ведь тогда не было дацанов.

- Всё просто. У советской власти была идеология коммунизма, постулаты которой, соответствуют заповедям любой религиозной веры. Поэтому, советский человек был настроен на Добро и тем самым, противостоял Злу. Руководство твоей партии быстро перекрасилось, развалило страну и запретило любую идеологию. Поэтому и нарушился баланс. Вот так я это понимаю.

Сергей Петрович хмыкнул, покачал головой и, закрыв за гостем калитку, вернулся в дом.

    Вопреки опасениям Сергея Петровича, население села с энтузиазмом отнеслось к предложению Николая Архиповича. Местный коммерсант, владелец двух магазинов, первым внёс приличную сумму в фонд строительства церкви. Понесли свои крохи старики и старухи. Стараясь не отстать от других, понесли свои деньги и главы семейств. Одновременно со сбором средств, началось строительство церкви. Сергей Петрович сформировал бригаду из двенадцати работников и работа закипела. Церковь строилась на пригорке в центре села, на месте бывшего храма, разрушенного в тридцатые годы. Для плотников, прямо на месте строительства, был организован горячий обед. Продукты для этого приносили жители села. Николай Архипович занялся благоустройством центральной улицы села, начинавшейся от церкви. Оседлав школьный трактор с прицепом, он принялся засыпать гравийно-песчаной смесью ямы и ухабы на дороге. Привлечённые старшеклассники разравнивали полотно дороги. Глядя на них, зашевелились жители домов. Начали поправлять покосившиеся заборы, белить палисадники и красить наличники на окнах домов. Улица постепенно преображалась и вскоре должна была принять приличный вид. Так или иначе, почти каждый житель Инокентьевки принял участие в общем деле.

    Через два месяца, церковь была построена. Стройное здание можно было увидеть со всех концов села. Оставались работы по внутреннему убранству церкви. Их организацией занялся Николай Архипович. Он съездил в Читу и договорился со специалистами. Со дня на день они должны были приехать. Сергей Петрович распустил бригаду плотников и, спустя неделю, созвал собрание пайщиков совхоза. Люди в очередной раз удивили Сергея Петровича, не подтвердив его опасений о неизбежном смертоубийстве. Собрание прошло в спокойной обстановке. В выступлениях пайщиков звучала мысль о сохранении общего хозяйства, о невозможности выжить поодиночке, о выборах директора совхоза. Сидящие в зале люди, добродушно посмеивались, вспоминая прошлые скандалы и конфликты. Собрание пайщиков закончилось тем, что люди отменили своё решение о ликвидации совхоза и выбрали директором Сергея Петровича, поручив ему переоформить старое предприятие в крестьянское хозяйство. Первый, кто поздравил Сергея Петровича с избранием, был Николай Архипович, который специально пришёл на собрание, чтобы узнать настроение народа.

    Домой, после собрания, они возвращались вместе. Николай Архипович, улыбаясь, сказал:

- Подтверждаются слова дедушки Лубсана. Процесс восстановления баланса начался. Ничего, дорогу осилит идущий, главное, не останавливаться.

- Сплюнь три раза и постучи себя по голове – ответил Сергей Петрович – Это даже не начало – это крохотный лучик надежды. Что ещё будет впереди, никто не знает. Но одно я знаю точно. Жизнь начнёт меняться к лучшему с того дня, когда исчезнут твои «барабашки». Они же и во власть в стране пробрались, так что, идти нам ещё долго.
Мужчины громко расхохотались и продолжили путь.

От автора: В 1995 году автор стал случайным свидетелем разговора между атеистом и коммунистом, в результате которого, у собеседников возникла парадоксальная идея о строительстве церкви. Церковь была построена. Автор допускает, что подобных случаев в нашей стране было много. Означает ли это, что неверующие люди поменяли своё мировоззрение или же вера в Бога используется, как инструмент для изменения ситуации? Что это, возвращение к истокам или же манипулирование общественным сознанием? У автора нет ответов на эти вопросы. А как считаете Вы, уважаемый читатель?


   
   
   




   
 
 


Рецензии