О юморе

Когда-то мне пришлось прочесть следующий афоризм:
"Сарказм возник в ходе эволюции, чтобы дать возможность умным людям выжить в обществе идиотов".

Не помню, в точности, кому принадлежит приведенный афоризм, но по прочтении я испытал недоброе чувство к его автору. Разве не себя, в первую очередь, он относит к умным людям, которым приходится выживать в обществе идиотов?

Я всегда любил юмор и сатиру, обожал И.Ильфа и Е.Петрова, Ж.Б.Мольера, М.Твена, Я.Гашека, С.Ликока, Джером К.Джерома, Ч.Диккенса и других писателей этого направления. Для меня было большой неожиданностью, когда несколько лет назад один из моих собеседников на форуме высказал мысль, что любовь к юмору - качество плебейское, что в здоровые эпохи юмористами являются только презренные шуты. Такое категорическое отношение к юмору я не мог одобрить тогда, не одобряю и сейчас. Тем не менее, с возрастом я стал относиться к юмору более критически.

Юмор бывает разный. Бывает юмор добрый, безадресный, никого не задевающий, никого не обижающий. Такой юмор однозначно нужен, как отдых от труда, как способ разрядить напряженную ситуацию, отключиться от повседневных забот, жизненной рутины. Неплохо уметь с юмором относится к себе, к возникающим в жизни нестандартным ситуациям и мелким проблемам. Но совсем другое дело, смеяться над другими людьми, их недостатками, ошибками и промахами. Таковы сарказмы, и они вызывают наибольшее мое неприятие.

С некоторых пор, я также стал скептически относиться к юмору «профессиональному». У меня стали вызывать отталкивание «взрослые дяди», выдумывающие разные, порой, плоские шуточки и зачитывающие их со сцены. А неудачные импровизации ведущих юмористических шоу, их частые «ляпы», стали вызывать неудобство и стыд за их авторов.

Конечно, в юмористическом жанре эстрады есть большие мастера, таланты "от Бога", но их, на мой взгляд, не очень много. А.Райкин, Г.Хазанов, М.Жванецкий, и….. Дальше начинаются спорные кандидатуры. Лично я с симпатией отношусь к       М.Задорнову, к его юмористическим монологам. По-существу, М.Задорнов ничего не придумывает. Он попросту наблюдает жизнь, замечает и запоминает то, мимо чего мы все без внимания проходим. Мы смотрим и «не видим», Задорнов смотрит и «видит». Затем он выходит на сцену и рассказывает нам то, что нам хорошо известно, что окружает нас в повседневной жизни. И мы узнаем свою привычную жизнь, себя в этой жизни, своих знакомых, типовые ситуации и отношения между людьми. Узнаем то, мимо чего проходили без внимания, узнаем и смеемся.


Рецензии