Письма из прошлого

                ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО.
                Предисловие.               
 Читавшие мои воспоминания о  Ленинградской блокаде  - "Хроника блокадного детского дома" могут вспомнить, что там уделено особое внимание  одной из воспитательниц, прошедшей с нами через все события  нашей жизни, как в блокаде, так и в эвакуации   Елене Павловне  Кармоза. 
     Недавно, просматривая  домашние архивы, наткнулся на ее письма, написанные в конце семидесятых годов прошлого века.  После их прочтения всколыхнулись  воспоминания, которые со временем  не только не потускнели, наоборот эти письма  произвели на меня еще большее впечатление, чем  во  время написания. И вдруг пришла мысль ознакомить с ними  сегодняшнего  читателя.  Мне подумалось,  что это будет многим  интересно, поскольку в них есть моменты,  характеризующие  пережитые нашим народом времена.
        Напомню основное. В  марте 1942  наш блокадный детский дом  по льду Ладожского озера был вывезен на большую землю, и обосновался в селе Диево Городище Ярославской области. Одним из воспитателей все эти годы была Елена Павловна  Кармоза. 
 В 1944 году мы  группа  сверстников, которым  исполнилось четырнадцать лет, были  выпущены  из детского дома в жизнь и направлены в Ленинградские ремесленные училища.  Поскольку с этим детским домом  были связаны наиболее тяжелые годы нашей жизни и там  оставались наши друзья, мы какое то время пытались не терять с ним  связь  и следили за его судьбой.
         По доходившим до меня слухам я знал, что  по окончании войны,  после того как  все  ленинградцы покинули Диево-Городище,  Елена Павловна осталась жить там.
      Спустя много лет,  довелось на экскурсионном теплоходе, совершать круиз Ленинград-Астрахань и обратно.  Стоянка в Ярославле была достаточно длительной, и мы с женой смогли съездить в то село Диево Городище.
      Конечно же, кроме желания посетить места, связанные с военными годами, была мысль встретиться с Еленой Павловной, которая оставила наибольший след в нашей памяти, хотя самые добрые чувства  я испытывал  ко всем воспитателям.  Гуляя по селу, увидели почтальона и догадались  спросить у нее адрес  одной из наших любимых воспитательниц.  Почтальон сообщила нам, что Елена Павловна  переехала в Краснодарский край. С ее помощью мы узнали и новый адрес.            
      По окончании круиза уже из Ленинграда я написал ей письмо. Так возникла эта кратковременная переписка.  В восьмидесятом году Елена Павловна ушла из жизни, Но остались ее письма, которые  я представляю читателям.  В этих письмах не добавлено и не убрано ни одного слова.   
               Письмо 1 
Артем, дорогой мой!
Ты не можешь себе представить, как я рада твоему письму! Спасибо!
Между прочим – это первое письмо, которое я получила от ребят Ленинградского детского дом. Правда, я получила письмо от Тоси Егоровой, но это еще тогда, когда я жила в Диево Городище.
      Я не обвиняю ребят. Сейчас какое то интересное время: все заняты своим благоустройством, куплей вещей, обменом квартир на более благоустроенные и т.д. И эта волна захватила и молодежь. Печально, но так. И только у тебя одного вдруг возникло, а потом и созрело желание  увидеть свою старую воспитательницу. Спасибо. 
       Я тебя очень хорошо помню. И интересно вот что: я получила твое письмо 9 мая, в день победы. День этот для меня тяжел, потому что у меня погибло много родных, а отец и муж умерли в один день. Сижу у соседки врача пенсионера и вдруг письмо твое. И еще интересно, что несколько дней тому назад я видела тебя во  сне, в твоей излюбленной позе, облокотившись на стол двумя локтями, подперев правой рукой подбородок, полулежа на столе, смотришь на меня большими глазами, они у тебя всегда были выразительными. Я сейчас помню тебя таким.      
      Галя ( Речь идет о дочери Е.П., нашей  ровесницы, которая была всегда вместе с нами.  В том подростковом возрасте девочки обычно ведут себя по отношению к мальчишкам, особенно хулиганистым, несколько надменно. О чем я написал в своем письме.  А.К.) тоже выросла, только надменной она никогда не была. Она окончила в Ярославле педагогический институт по факультету иностранных языков, английский и немецкий. Дочь ее Марина учится в Краснодаре в музыкальном училище. Замужество у Гали было неудачное. Сейчас она в Ленинграде, очевидно,  навестит тебя.
      Последние годы в Диево Городище я была директором детского дома. Когда кончилась война и стали все собираться в Ленинград, ребята наши повесили носы, думая, что все уедем, и они никогда не вернутся в Ленинград.  Я дала им честное слово, что не уеду до тех пор, пока всех их не отправлю в Ленинград. Я получила 2 вызова, но изменить слову не могла, а тут еще прислали 34 человека  детей, репатриированных из Германии, детей,  которые были взяты немцами в плен. Нужно было  помочь им  отыскать родителей. Частично это сделать удалось. Когда последнюю девочку Иванову, я привезла в Ленинград, то выяснилось, что пропустила срок  возвращения в Ленинград, комната наша занята, вещи разграблены, полный порядок. Хлопоты бесполезны и я уехала на Кубань.
      Совсем недавно послала письмо в Ленинград, в обком партии, тов. Романову. Галочка отнесла его в Смольный. Я не надеюсь и не огорчусь, так и Гале написала. Живу. Относятся ко мне не плохо, но сил уже мало, а занять негде. Ребят бросить не могу и кое в чем  помогаю в Доме Пионеров. Учти, работаю с детьми пятьдесят второй год.
       Ну да ладно Артем, Тема, Артем Константинович. Пока все. Когда получу от тебя подробное письмо обо всем, тогда напишу о своей дальнейшей жизни. Продолжение следует. Жду от тебя большого письма. Считаю, что у тебя хорошая душа, иначе ты и не стал бы искать меня.
С большим искренним приветом.  Е. Кармоза
За почерк и ошибки извини. Пишу ночью. До свидания, дорогой мой. Е.К.




              Письмо 2
               Дорогой мой Артем!
Прости, что так задержала ответ -  и погода не моя и пришлось серьезно поболеть.  Рада, что у тебя хорошая жена, которую зовут Майя, мне об этом написала Галя, хоть ты мне и не написал, как ее зовут, передай ей  от меня привет.
      Да я работаю давно,  но твоя ошибка в том, что ты считаешь,  что мимо меня прошло много ребят.  (Пояснение: В своем ответе на ее первое письмо, я выразил ей  восхищение  ее памятью, написав, что  я растроган тем, что она помнит меня, не смотря на то, что МИМО нее прошло очень много  подобных мальчишек.  Она, в ответ на это,  совершенно справедливо, читает  мне  отповедь.)
Это в какой то песне поется  "Все они пройдут, как тени мимо, не оставив по себе следа.
       Нет дорогой мой не "мимо", а "через" и след оставляют. Я понимаю, что ты хороший математик, но память и чувства не подвергай математическому расчету, не выйдет, помню и знаю о тебе больше чем  2 года, еще до перехода в мою группу. А вот интересно, как мы переживали, когда наши ребята ничем не интересовались, кроме еды, это было тяжело, и как мы взрослые обрадовались,  когда, вдруг, кто то подрался, это значит -  ребята ожили. И выжили, и вошли в жизнь полноценными, мыслящими гражданами, и не подводи ты их под математические единицы, останемся людьми с мыслями, душой и сердцем. 
         Тебе сказала Галя, что у мамы болит рука и не смогу скоро написать, она забыла, что я пишу правой рукой, а болит левая. Как болит? Как будто бы электрический ток проходит  через кисть от локтя, и  тогда приходится  ходить по комнате и махать рукой, зрелище потрясающее. Но последнее время есть улучшение. Заболевание сердечно сосудистого порядка и все лечебно-санаторные процедуры противопоказаны. Страшного ничего нет.
        Да, забыла: ведь в этом году у Вас серебряная свадьба, напиши,  когда точно, только обязательно.   У меня есть единственный брат, постарше меня, он живет в Мелитополе. В 1976 году я ездила к нему  на золотую и серебрянную свадьбы, у брата золотая, у его сына серебряная. Да жизнь идет. Ну а у меня муж умер в Ленинграде 30 декабря 1941 года.  У него сердце было не вполне здоровое, но ничего. Его на фронт не брали и эвакуироваться тоже нельзя было. Он работал в школе, и были организованы отряды из старших школьников, одним из которых и он должен был вместе с товарищами  руководить. Это было на случай приближения немцев еще ближе к Ленинграду.
         Пишу опять после перерыва. Прогрессирует астма,  а тут еще 22 июня начало войны и т.д. Если будет звонить Галя, не говори ей пожалуйста , что я опять пишу письмо в рассрочку, а то все бросит и приедет. Сегодня напишу немного и отправлю.
      О маме. Маме твоей много пришлось пережить и перенести. Понимаю, как тяжело и ей и тебе. Ты пишешь,  что мама сейчас живет в Москве, Сейчас стоит проблема перевести её  в Ленинград. Надо жить вместе.
(Пояснение:   Елена Павловна  не оставляла мысли вернуться в Ленинград.  Поэтому ее дочь Галя весь период нашей переписки находилась в Ленинграде, пытаясь зацепиться. 
       Моя мать была в 1937 году репрессирована и в период моей детдомовщины  находилась в Гулаге. Елена Павловна знала об этом, и относилась ко мне с сочувствием, хотя для многих это обстоятельство ставило меня в положение прокаженного.   В семидесятых годах мать была реабилитирована и  жила в Москве. )
           Получила ответ на мое заявление. Ответ пишут на Красноярский край. Они даже не удосужились внимательно адрес прочесть.   (примечание: В предыдущем письме она сообщала, что было написано письмо в руководящие органы Ленинграда с просьбой  дать  ей возможность вернуться в Ленинград.   Она, в тот период,  проживала в КрасноДАрском крае.)  Вот такой ответ:
       "Ваше заявление, поступившее из Ленинградского областного комитета КПСС в исполком Ленгорсовета  рассмотрено, и по поручению заместителя председателя сообщается, что удовлетворить Вашу просьбу о предоставлении жилой площади  в Ленинграде, к сожалению не имеется возможности.  Одновременно разъясняется, что жилой площадью в установленном порядке обеспечиваются  граждане проживающие в настоящее время  в Ленинграде, постоянно прописанные и состоящие на учете  по предоставлению жилой площади в одном из районов города.
Помощник  заместителя председателя Исполкома ( каракули) Г.Ф. Корнев"
         Короче говоря: бюрократизм, трафарет и бесчеловечность. На этом ставлю крест. Не хочу в Ленинград. И пусть Галя не начинает больше хлопотать. Здесь я нужна  и много делаю, после этого письма  напишу о своей жизни здесь.
Правда  снабжение  у нас неважное, но вот Галя на днях прислала кофе (это самое главное), ну масла нет, но есть хорошая статья в местной газете, что маргарин гораздо полезнее для организма, чем сливочное масло, только уступает, несколько,  во вкусовых качествах. Верно, хорошо.
       Вот перевезешь маму в Ленинград, а потом она приедет ко мне погостить. У нас хорошо, Напротив  дома через широкую улицу больница районная. При вызове скорой помощи приезжает моментально. А под окном у меня  шесть деревьев вишни, а уж дорос куст винограда – Изабелла. Я еще варенья вишневого вам сварю. Вот так то. А  Галя пусть живет там. Ты наверное очень занят и времени у тебя мало. Если скоро получишь еще письмо не удивляйся , хочется о многом тебе написать, что было дальше. Да. ты очень ясно и грамотно пишешь, а вот Галя совершенно забыла падежные окончания  в русском языке, переключается на английский и немецкий.
          Какая то погода странная, то тепло, то холодно.
 Пока все. Шлю огромный привет  тебе и Майе.  Пиши. Е. Кармоза
Большое спасибо за письмо.
Продолжаю. Уже хотела посылать письмо, пришел почтальон. Телеграмма от брата, очень больна жена -  безнадежна, мы вместе учились в Ленинграде. Я очень люблю ее.  Жаль ее и брата.

От автора: 
       Через полгода пришло сообщение, что Елены Павловны не стало.
Заверяю читателей, что мной не внесено ни одного исправления в текст, ни одного знака препинания.  Учитывая, что Елена Павловна писала эти письма не для публикации, а значит, это для нее обыденное бытовое письмо, то  можно восторгаться ее уровнем культуры.  По закону скромности, была мысль исключить из  писем Елены Павловны  приятные для меня слова в мой адрес.  Но поразмыслив, решил, что я не имею на это права. Заверяю читателей, что это больше говорит  о великодушии  автора писем, чем обо мне.


Рецензии
Уважаемый Артем Константинович, замечательно, что Вы опубликовали письма Елены Павловны, хорошо, что в свое время Вы разыскали ее адрес. Трогательная переписка двух интересных людей.Я тоже храню письма своих учеников, закончивших школу в 1985 г.Здоровья Вам и радости.

Татьяна Шахлевич   06.05.2021 12:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.