Сапоговаляльня

          


        Нынче улица Восход современная – ухоженная. А я помню её в семидесятые. Дома стояли те же, только первые этажи были жилыми. Во дворах и проулках кирпичные и деревянные заборы, за которыми прятались заводики и фабрички. Справа, за вторым домом, проход к нескольким низким полудеревянным-полукирпичным цехам. Чутошная территория, зажатая жилыми пятиэтажками-хрущобами. Это и была сапоговаляльная фабрика. Валяла сапоги. Пимы то есть.
   Мой дед, в детстве бесштанном, жил в деревне Дресвянке и работал пимокатом. В парной бане парили шерсть, накладывали на форму, валяли вальком, варили, сушили…. Результат – чахотка.
   Знал я про дедову жизнь, и поэтому с интересом шел в сапоговаляльню. Работа в Пусконаладочном участке разнообразная – прозванивай, меряй, и записывай. Всегда по командировкам. Вот и сюда прислали. На этой фабрике налаживать уже ничего не нужно было. Наверное, со времен царя Гороха все ясно с пимами. Только добавилось  электричество. Оно, в такой сырости и в соседстве с кислотой гнилО, и могло прибить на смерть. Изоляция и заземления! Вот что нам нужно для спокойствия пимокатов.
 
  Небольшой коллектив женщин валяльщиц разбавлен дедами слесарями. Машины все старые, продукция серая, света мало – пыль и шерстинки быстро оседают на лампочках. За неделю мы вдвоём управились с «наладкой». Правда, напарник у меня на третий день поменялся. Получилось это так:
    В кандейке, выделенной нам администрацией, мы попили чаю, и Володе пришло в голову, что он давно уже не измерял свое сопротивление. Трезвый организм имеет сопротивление, и он его замерял когда-то, и твёрдо запомнил. Теперь же нужно было измерить сопротивление нетрезвого тела. Вова, кстати, оказался с похмела. Порассуждали мы о том, что вот, мол, появились у ГАИшников трубки, куда нужно дышать для проверки на отравление организма алкоголем, а проще бы было омметром водителей испытывать. Гигиеничнее ведь, чем в одну трубку дышать всем подряд. А тут, для подтверждения теории есть всё – нетрезвое тело и мегомметр на 500 вольт. Да и на 2500 вольт тоже под столом стоит.



 Тело крокодильчиком прищепнуло себе левую, а другим крокодильчиком правую руку, и стало крутить ручку «пятисотника». Я отказался ему помогать и начал вспоминать, способы оказания первой помощи при поражении электричеством.  Только и успел вспомнить, что нужно палкой отбросить провода с «тела», как дверь в кандей открылась, и вошел наш Начальник. Володя как крутил ручку, так и продолжал крутить, глядя на стрелку и пытаясь запомнить показания прибора.
   Его лишили кое-чего и услали в ссылку – в Кустанай. Позже мы там с ним встретились. А пока я продолжил работу уже с другим инженером наладчиком.
   Из увиденного на фабрике мне запомнилось немного и вот сейчас всплыло – по конвейеру ползёт пласт пышной шерсти. Её наматывают на жестяные, метровой длинны, кульки и суют изделия в машину. Машина вертит, крутит и, с другой стороны её выдаёт, уже немного отвердевший, «чулок». Его снимают с кулька и надевают на колодку нужного размера. Конвейер тянет колодки в кислотный цех. Там мочат в чанах с кислотой, и сушат, и добавочно валяют, и опять мочат, и опять сушат. В процессе валенки становятся меньше и плотнее, потом их обрезают, красят, шлифуют и обрезинивают. И отправляют серые пимы в армию, а чёрные в магазин.
   Самая интересная машина на фабрике известна всем кинозрителям! Вы её видели в мультике  «Ну, погоди». Там волк прячется в сетчатой комнате, и заяц включает трепальную машину. Трёпаные шерстинки облепляют волка, и он становится видимым. В моё время этой серии еще не было, а машина уже была. Один в один. В трепоагрегат работница совала старые шинели, суконное тряпьё, и за пару минут ненужные вещи превращались в сырьё для валенок. Рвало и чесало, не знаю чем, но грохот и пыль стояли ужасающие!
 А вы думали, что валенки делают из баранов?


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.