Древние философы

     Постичь огромный в числовом отношении аппарат  взаимосвязанных математических истин не под силу человеческому разуму. Потому предстают загадкой перед Человеком вопросы: как случилось, что материя е с т ь. откуда она возникла, почему превращается, движется? Однако  Сознание уже  способно уловить противоречивость в мире реального, что может служить доказательством происхождения «сущего из «несущего».«Всё возникает из несущего и всё уничтожается в несущее». ( Ксениил Коринфский)
«Если  сущее вечно, оно беспредельно, если оно беспредельно, оно нигде, если оно нигде, то его нет. Стало быть, если сущее вечно, то сущего вообще нет!» ( Горгий) «Если сущее вечно, то оно произошло, а если оно произошло, то оно не вечно. Значит, если сущее не вечно, не преходящее, ни то, ни другое вместе, то оно не существует!» ( Горгий)
   «Слово зарождается, благодаря действующим на нас извне вещам, то есть благодаря чувственным предметам. Слово не способно объяснить внешний предмет, а наоборот сам внешний предмет становится объяснением для слова!»( Горгий)
 Метродор, философ отрицания всего, выразился так: « Мы ничего не знаем, и мы не знаем того факта, что мы ничего не знаем!»
    Анаксагор и Моним также уподобляли сущее вымышленному  изображению, полагая, что оно подобно происходящему во сне. Интересную мысль выразил Гераклит. «Хотя этот логос (для всех) общий, толпа живёт так, как будто имеет своё собственное разумение. А это разумение- не что иное, как истолкование образа всего. Отсюда, поскольку мы вступили в общение с памятью о нём, мы находимся в истине, а коль скоро мы возымели свои особенности, мы находимся во лжи!» Мысль Гераклита утверждают и стоики: «Мнение- это бессильное и ложное одобрение!»
   Критерием истины Гераклит называет  «общий и Божественный Разум, причастием к которому мы становимся разумными!»
     Дальнейшее развитие эта мысль получила у Александра Афродинского 
(192- 211 г н. э.), который справедливо полагал ум человека троичным. Он различал- естественный или материальный ум, приобретённый ум, приходящий извне, или творческий ум. Сверх личный третий ум действует на потенциальный первый и оформляет его в наличный второй ум.
  Демокрит  же полагает, что  «истинным оказывается бытие атомов и пустого». О поисках критерия истины и достоверных принципах её распознания мы находим у Демокрита: «Существует только один принцип, это знать то, о чём производится исследование и критерий для выбора и уклонения. Именно, что нам сродни, то и нужно выбирать, а чему мы чужды, того надо избегать». Несколько яснее эта мысль повторяется у Платона: «Наше исследование должно идти таким образом, чтобы добиться наибольшей степени вероятностей!» и Аристотеля, который учил, что в рассуждениях нужно исходить «от более понятного и близкого нам по природе»… «Явное – есть окно в неявное»- говорит Анаксагор.
С. Эмпирик: «Истина существует в меру достижения для чел. разума».
По Платону: « Мир существует, как мысленный образ, в котором может быть всё, даже чувственно воспринимаемое!»  Реальный мир- это реальная фантазия Бога. Мы воспринимаем чувствами материальный мир так, как Бог в логических эйдосах (идеях, духах) смог мгновенно представить всё во всех деталях материи, Сила мышления Бога настолько колоссальна, что всё, что есть вокруг нас, Им мыслимое и Разумом осязаемое, перевоплощается в реальное существование от приданной нам способности самостоятельного Сознания.  Сам Бог- это мир идей  в Возможности, как свод логических и математических истин, соразмерных в Возможности Бытия, когда чувственно- воспринимаемый мир –есть воплощение идеи в Действительность.


Рецензии