О творчестве
«На стенах сурьмы заиграли,
Надсадно били в барабан!
Быть жаркой битве!- предвещалось.
Собрал старшину атаман».
5.Стихи выигрывают, если удаётся подобрать яркие эпитеты, например, И пал казак в объятья славы!
Вонзилось в грудь ему копьё.
Один из лучших, сын Украйны,
Устами бледными повёл:
«Прощайте, братья! Мать родная!
Погибнуть раз один не страшно,
И счастлив я, что умираю
За Украину - нэньку нашу!
И будут, будут на майданах
Бандуры звучные звенеть,
И о походах атамана
Слепые старцы песни петь!» или
«Ничто его не занимало,
Ни мёд, ни шумный, смелый пир!
Понурив голову, вздыхал он,
И люльку горькую курил».
6\повторения, усиливающие эмоциональное восприятие стиха, например,
«А что орлы!- Тарас воскликнул,-
Иль порох есть ещё в рожках,
Иль не ослабли силы в битве,
Иль то же мужество в сердцах?!»
«Есть, батьку, порох ещё гожий!
Ещё не гнутся казаки!
Ещё на тризне нашей, Боже,
Не выпьют мёда гайдуки!» или
«Вы, что ж, панове, приуныли!
Иль порох в сумках отсырел,
Иль сабли ваши притупились,
Иль мёд в баклагах опустел?!»
- Есть, батьку, порох, сабли остры!
А мёд пропили весь вчера!»
- Ну, коли так, садитесь, "лотры»,
Да опохмелимся с утра!
Гей, слуги! Час наш прогремел!
Несите мёд мой из запасов!
Да весь разлейте, чтоб не смел
Не выпить кто за веру нашу!»
Открыты бочки, и над станом
Пронёсся тостов ураган:
«За Сичь! За Веру! За Украйну!»-
Всех угощает атаман.
Особый колорит стихам придают, как бы разорванные в строках, предложения, например,
Рассвет был близок. Ветер свежий
Вещал его дыханьем ранним!
Крутой величественный берег
Был чуден в отблеске багряном!
Этот стиль часто использовал в своих стихах Лермонтов.
Ко мне он кинулся на грудь,
Но в горло я успел воткнуть,
И там два раза повернуть
Моё оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».(поэма «Мцыри»)
Иногда недостаток рифмы в конце словосочетаний с лихвой окупается общей рифмовкой всех строк куплета, например
Тарас взглянул на небо хмуро,
Где стаей кречеты взвились.
«Кому- то, знать, пожива будет!»-
Догадкой мысли пронеслись.
Точная расстановка эпитетов рисует эйдетическую картину восприятия.
Гроза гремела! Дождь картечью
По мрачным крышам часто бил!
Кончалась ночь, погасли свечи,
И где- то колокол звонил.
«Дождь картечью» и «мрачным крышам» мгновенно отражают картину грозы. Хорошо, когда стихи имеют певучесть,
Напрасно струны напрягая,
Пел бородатый бандурист.
Поэтическое творчество допускает изобретение новых слов, например.
У кручи крепостного вала,
Что возвышался над Днестром,
Войска коронные догнали
На «роздых», ставших казаков.
Не отдых, а «роздых», потому что это слово более выражает погоню, когда останавливаются не отдыхать, а чтобы отдышаться. Аллегорические сравнения в стихах усиливают остроту эмоционального восприятия.
И запорожцы встрепенулись.
Гул прокатился по рядам,
И сабли молнией взметнулись!
Раздались крики: «Смерть врагам!» и как бы предвещают роковые события.
Кровавым вихрем запорожцы
В предместье ринулись ловить
Евреев, прятавшихся в бочках,
И в Днепр тащили их топить.
То же самое в куплете:
Один гайдук, из слуг вельможи,
Занёс удар над ним с плеча.
Увы! Ничто не остановит
Смертельный бег его меча!
Аллегорические сравнения возможны в целых четверостишьях,
когда предшествующие из них усиливают восприятие сюжетной мысли.
Укрылось небо в чёрных тучах!
Раздался выстрел громовой!
В порыве ветра залп трескучий
Смешался с бурей грозовой.
Без стона, не сказав ни слова.
Андрий свалился на траву.
Тарас взглянул на труп сурово,
И грусть подкралась вдруг к нему.
Здесь первый, чисто поэтический куплет усиливает трагическое содержание
второго, сюжетного. В поэзии так же, как в прозе может быть богатый содержательный сюжет с нарастающими кульминационными моментами.
Тарас стоял в толпе со всеми.
Услышал крик: «Ведут! Ведут!
Взглянул на башенные стены,
И сжалось сердце его вдруг!
Остап шёл гордо впереди,
За ним цепочкой остальные.
В лохмотьях рваных на груди
Сверкали крестики святые!
Всё ближе придвигается кульминационный момент.
Палач сорвал с него одежду,
К станку цепями подвязал.
Смотрел Тарас, и дух мятежный
В нём с каждой пыткой возрастал.
Каждое произведение приходит к развязке.Развязка начинается по сюжету повествования задолго до окончания, но начало её чувствуется сразу, в первом куплете последней главы.Например,
А что ж Тарас? Гулял по Польше!
Сжёг восемнадцать крепостей!
Справлял поминки сына больше
В огне горевших алтарей!
И, наконец, окончание развязки в последних куплетах.
Безумный миг! Но будь, что будет!
Нагайки свистнули! Вперёд!
Коль жизнь дана, судьба рассудит,
А смерть два раза не придёт!
Гусары гетмана успели,
Глазам не веря, вдруг узреть
Коней, что змеями взлетели
С обрыва, презирая смерть!
Один полковник молодой
В погоню дерзко устремился,
Но прыгнув, в пропасти крутой
О камни острые разбился..
А казаки уж подплывали
Внизу к спасительным челнам.
«Весной здесь снова погуляйте!»-
Кричал в огне им атаман.
«Прощайте, братья!»- крик раздался
Угасшим эхом, словно стон!
Всё ярче, ярче разгорался
Костёр на береге крутом.
------
Могучий Днестр в разливе полном!
К родной земле, в края отцов
Плывут челны в просторе вольном,
Всё дальше унося гребцов!
Челны плывут. Труд неустанный
Смешался с говором людей;
Все вспоминают атамана
Во славе миновавших дней!
Свидетельство о публикации №216031500292