Интеллигенция за последнее время прониклась презрением к сюжету. Я прочёл много книг о литературном мастерстве, и везде фабуле отводится самое скромное место. Если верить этим книгам, для культурного автора сюжет – только помеха, уступка низменным вкусам публики. Сомерсет Моэм. // Сейчас время, когда твёрдый сюжет не в моде. Михаил Ромм. // Для меня сюжет является весьма активным оружием, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Вениамин Каверин. // Что может быть важнее сюжета и что без него всё учение об искусстве? Иоганн Гёте. // Лев Толстой признавал фабулу и в частных беседах полушутливо говорил, что каждый романист должен сердцем знать Дюма-отца. За исключением Пруста и Джойса, кажется, ни один из великих романистов без фабулы мира не завоевал, да и действительно ли эти двое завоевали читателя? «В поисках утраченного времени» и «Улисс» не так уж много читаются и едва ли перечитываются. Фабула достаточно напряжена в самой жизни, и поэтому именно её отсутствие было бы грехом против художественной правды романа. Напряжённая фабула есть и в священных книгах человечества. Если бы её не было, разумеется, в дополнение к тому, что составляет их силу и величие, быть может, и они не завоевали бы мира. Марк Алданов. // Романы и повести Валентина Пикуля пользовались огромной популярностью. Секрет всё тот же, как говорится, един для всех времён и народов: исторические события нанизаны на увлекательный сюжет. // Никогда не забывай о занимательности – могучем орудии литературы. Я всегда был и остался сторонником энергично развивающегося сюжета. Один из моих любимых писателей Роберт Стивенсон был убеждён в том, что искусное построение сюжета (которое он называл «паутиной») отличает великого писателя от посредственного. Вениамин Каверин. // Хороший сюжет для романа – это сюжет, который приходит тебе в голову целиком, в один приём. Это основной замысел, из которого проистекает всё остальное. Писатель вовсе не свободен в выборе, писать ли ему то или другое. Сюжет не выбираешь, он навязывается сам. Вот чего совсем не понимают публика и критики. Секрет совершенства как раз и заключается в соответствии сюжета и темперамента писателя. Найду ли я когда-нибудь поистине свой? Свалится ли на меня с неба мысль, отвечающая моему нраву? Смогу ли я создать книгу, в которую вложу всего себя? Только бы найти сюжет по своему голосу, и я далеко пойду. Гюстав Флобер. ///
Фабула и сюжет. Это одно и то же? У нас на филфаке были семинары, посвящённые этому вопросу. Профессор утверждал, что это не одно и то же, но показать, в чём же разница, не мог. Вызвал как-то меня:
- Петрянкина, что такое фабула?
А что я скажу, если он сам не знает? Стою, молчу, с ноги на ногу переминаюсь... Однокурсница шепчет:
- Это сюжет композиции.
Я, ничтоже сумняшеся, повторила, как попугай:
- Фабула - это сюжет композиции.
Он фыркнул:
- Ну, вы загнули! Такого я ещё не слышал.
Фабула, как мы потом с Дубашинским выяснили, - это костяк, скелет произведения, а сюжет - мышцы, мясо (например, описания природы тоже входят в сюжет), но вот как интерпретируются эти два понятия в Интернете:
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой» , а то, как эти события изображены автором — «сюжетом» .
Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.
Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет» , «схема сюжета» , «композиция сюжета» .(http://otvet.mail.ru/question/17292076)
Когда говорят филологи, геологи молчат. Благодарю за информацию и отзыв.
// Замечу мимоходом, что мне непонятно, почему некоторые теоретики так подчёркивают различие между сюжетом и фабулой. Фабула – это попросту костяк, на котором строится сюжет. Сомерсет Моэм. //
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.