Свет

   Сергей Викторович - преподаватель живописи в К.........ском художественном училище - вёл урок в своей обычной манере. Он молча расстелил на круглой подставке, стоявшей в центре круга мольбертов, белую салфетку. Не разглаживая на ней складки, а наоборот - даже подчеркнув их, поставил сверху кувшин. Оглядел учеников и, сев за свой стол, произнёс единственную фразу: ,,Свет. Покажите мне свет”.
Сергей Викторович намеренно расставил мольберты так, чтобы каждый будущий художник видел кувшин под разным освещением – он хотел посмотреть, как они передадут своё видение на бумаге.
       Ученики усердно зашуршали карандашами. Чуть погодя внимание учителя привлек один юноша. Сергей Викторович не сразу вспомнил его фамилию: «...Ах, да – кажется С....ков. Юра...». Ничего особенного – обычный паренёк, способности — так себе...  Но по всему было видно что С...кова посетило вдохновение: юноша так работал карандашом, будто рисовал не кувшин, а, по меньшей мере, писал с обнаженной натуры. На его щеках выступил румянец, глаза лихорадочно блестели и - что  особенно поразило старого учителя – Юра совсем не смотрел на подставку, а в паузах закрывал  глаза, словно рисовал по памяти. Невольно вспомнились лермонтовские строки: ,,Юноша бледный со взором горящим...”. Преподаватель с трудом сдержал любопытство и ещё несколько минут наблюдал за работающими учениками. Потом встал и начал неторопливый обход старательно работающих юношей и девушек, глядя на результаты их творчества.
Как он и предполагал, ничего выдающегося не было. Впрочем, что же можно ожидать от натюрморта с натуры? Постепенно Сергей Викторович  приближался к заинтересовавшему его ученику. Попутно учитель кого-то поправлял, кому-то что-то подсказывал - чисто машинально, почти не глядя, скорее, по привычке. Но вот, наконец, он оказался и за спиной С...кова. На листе ватмана кувшина не было - вместо него Сергей Викторович увидел портрет. Портрет девушки, сидевшей напротив Юры. Хороший портрет... Возможно, что излишне идеализированный, но вполне узнаваемый. Все стало ясно – юноша влюблён...
Сергей Викторович молча наблюдал за быстрыми движениями карандаша, удивляясь  тому,  что будущий художник тщательно прорисовывает детали одежды, мольберт, за которым сидит девушка... Даже задний план захватил, набросав очертания картин на стене за спиной своей возлюбленной . При этом, однако её лицо выделялось белым пятном. Сначала учитель хотел даже указать на это Юре С... кову, но тут вдруг понял замысел художника! Лицо  девушки не было не прорисовано – оно было как бы озарено светом! А ведь на её рисунке – вспомнил учитель – тоже  присутствовал не только кувшин...
             … В задумчивости Сергей Викторович отошёл  к  своему  столу, но  едва сел,  как  прозвучал  звонок.  Молодые люди оживились  и,  отложив  карандаши, вопросительно  смотрели  на  учителя.  Тот не стал их задерживать и жестом отпустил всех. Оставшись один, преподаватель подошел к мольберту девушки и внимательно изучил рисунок. На переднем плане он увидел темный, расплывчатый силуэт кувшина, а за ним - окно. Оно было главным в этом рисунке. Даже не само окно, а свет, будто льющийся из него. На удивление мастерски юная художница сумела передать простым карандашом этот струящийся свет!
Сергей Викторович ещё раз обошёл все мольберты, остановившись у портрета. В этих ребятах, может, и не было особого таланта, но, чёрт побери... Свет!.. Они оба видели свет!..


Рецензии