Взгляд со стороны

Накануне своего 65-летия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые с большим сожалением признал, что Русская православная церковь стала терять численность прихожан. Он проанализировал причины этого явления и сделал рекомендации по его преодолению. Патриарх Кирилл  справедливо отметил, что в начале перестройки  «после десятилетий атеистического режима со скучной идеологией Церковь показалась волшебным раем» и привлекла на свою сторону тысячи прихожан.

Изменилось в лучшую сторону и отношение руководства страны к Церкви, стали возвращаться и восстанавливаться храмы, на богослужениях бывшие коммунисты и партийные лидеры вставали в первые ряды прихожан, стояли всенощную, целовали священникам руки, преподносили цветы и дорогие подарки  на юбилеи. Всё это могли наблюдать по телевизору миллионы жителей нашей огромной страны, и у многих из них такие быстрые идеологические метаморфозы представителей руководства страны вызывали странное ощущение тревоги и недоверия.

Сейчас новизна этого ощущения – возврата религии в нашу жизнь - притупилась, так как  существует много отвлечений в жизни современного  человека – работа, семья,  культура, телевидение, интернет и другие. Россияне стали переосмысливать свою жизнь и отношение к религии, и Церковь стала терять прихожан. Почему это происходит? Патриарх Кирилл считает, что причиной этому является тот факт, что  священники плохо знают прихожан своих приходов, особенно нуждающихся в помощи, что трудно сделать особенно в крупных городах, таких, например, как Москва и другие многомиллионные мегаполисы.

Церковный приход в прежнем понимании этого слова в крупных городах невозможно осуществить. Не работают церковные приходы и в небольших городах, что говорит об утрате традиций и поверхностной вере в нашем народе. Настоящую работу приходского священника можно проследить в мексиканских и аргентинских сериалах. Там действительно священник знает всех жителей своего прихода, они также знают его, доверяют, обращаются к нему за советом в любых жизненных ситуациях, а не только в случае организации крещения, свадьбы или похорон, или по большим церковным праздникам. Для того, чтобы священник пользовался почётом, доверием  и любовью своих прихожан, он должен завоевать такое отношение со стороны населения своего прихода, а для этого он сам должен быть высоко нравственным, чистым  и глубоко верующим человеком. Вот здесь мы и подошли к главной причине кризиса доверия к религии в нашей стране – соответствуют ли наша Церковь и священнослужители таким высоким требованиям?  Нередко прихожане задают себе вопрос – не является ли вера священников и монахов показной,  не насмехаются ли они в душе над нами, призывая к святости, доброте, любви и всепрощению, соблюдению  строгих постов и т.д.

Можно осуждать коммунистов за антирелигиозную борьбу и идеологию, за то, что они считали, что религия – это опиум для народа, за то, что уничтожили большое число священников, но для этого были свои основания. Многие церковные служители часто сами не являлись примером высокого служения добру и вере, их отличали стяжательство, притворство, интриги  и многие другие пороки.  Известны скандальные процессы в прошлом и в настоящее время над  католическими священниками, которые обвинялись в педофилии, что является не просто страшным грехом, а преступлением против детей и подростков. Тем не менее, католическая церковь покрывает преступников, оставляя их в своих рядах, старается защитить их от справедливого мирского суда.

Лишь недавно Римская католическая церковь признала свои ошибки в борьбе с колдовством, когда в средние века жестоко сжигали, как ведьм, неповинных женщин, а также извинилась за то, что сожгла на костре великого учёного Коперника. Долгое время церковные догмы сдерживали развитие науки во всем мире.

Церкви и монастыри в России всегда являлись крупными земельными феодалами, собирали у себя большие ценности и много продовольствия. Известен случай из истории голодных лет в двадцатых годах прошлого века, когда в России умерло от голода много людей. В Новоафонском монастыре, который находится  у Чёрного моря, в это время в подвалах было собрано много продовольствия. Население окружавших монастырь территорий, которые работали раньше на монастырских угодьях,  знали об этом и обращались к монахам за помощью, но получили  отказ. После таких трагических событий доверие к монахам и священникам, к Церкви в целом, у населения, естественно, значительно уменьшилось.

Одной из причин негативного отношения к Церкви является её постоянное стремление вмешиваться в государственные дела и в образование детей. Поэтому коммунисты,  придя к власти в октябре 1917 года, издали закон об отлучении Церкви от государства. Такой же закон принят и в Турции, что позволило создать в стране процветающее светское общество. Те же государства, особенно исламские, которые живут по законам религии, часто оказываются  у неё в плену, что в крайних случаях  приводит к значительным перегибам и исламскому терроризму, который сейчас стал большой проблемой для всего мира. Церковный ренессанс, который наблюдается в нашей стране в настоящий период, показывает, что Церковь упорно старается вернуть свои былые права и возможности, пытается вмешиваться в государственные дела, хотела бы  ввести в школах  изучение истории религии и Закона Божия.

Как известно, одним из ярких примеров религиозного ренессанса у нас является  восстановление прекрасного Храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной, который был построен в честь Победы в войне с французами 1812 года и был взорван Советским  правительством в 1931 г. Начал восстанавливать храм архитектор Алексей Денисов, закончил Зураб Церетели.Этот замечательный  храм, вероятно, был достоин того,  чтобы его восстановили. Но мы, современники этого важного события, помним, в какое непростое для россиян время происходило его восстановление. Это было в начале перестройки, когда страна находилась в переходном периоде от одного экономического строя к другому,  когда наблюдался жестокий экономический кризис.

В стране не выплачивалась вовремя заработная плата и пенсии, была разрушена промышленность и сельское хозяйство, росла преступность и терроризм. В результате повысилась смертность населения, снизились рождаемость и  продолжительность жизни людей, численность населения России стала быстро сокращаться. Именно в такой тяжёлый переходный период по инициативе  Патриарха Алексия П и тогдашнего Мэра Москвы Юрия Лужкова восстанавливался этот храм. Вероятно, Лужков надеялся в связи с этим событием навсегда войти в историю России и заслужить Царствие небесное, несмотря на  злоупотребления властью и стяжательство, допущенные им во время его управления Москвой.

Многие  известные  и богатые люди, которые  вскоре появились в нашей полуразрушенной стране, делали благотворительные взносы на восстановление храма, и их имена навеки запечатлены на его стенах (например, Иосиф Кобзон). Хотя истинная благотворительность, как известно, делается анонимно, не привлекая внимания общественности. Но в основном, храм восстанавливался на бюджетные деньги и деньги предпринимателей, которым по факсу из Мэрии регулярно приходили распоряжения о выделении всё новых и новых взносов на строительство и содержание Храма.Совсем недавно я, к большому моему огорчению и изумлению, узнала, что Храм Христа Спасителя является собственностью жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и находится в аренде у русской православной церкви.Поэтому в Храме ведётся активная торговая деятельность.Такое понять, осмыслить и принять  совершенно невозможно!

Наши православные храмы отличаются от католических излишне (на мой взгляд) богатым убранством, обилием позолоты, церковной утвари с драгоценными камнями, красивых  икон и скульптур, богатой парчовой одеждой священников, которая меняется несколько раз в течение одной службы. Церковные службы сопровождаются красивыми обрядами и пением, напоминающим ангельское пение, и превращаются в театрализованные зрелища. Но молитвы и пение малопонятны, потому что, в основном, они поются на старославянском или даже  греческом языке. Вопрос о переводе их на современный русский язык, видимо, периодически поднимается, но вновь откладывается из-за боязни нарушить принятые и освящённые временем обряды.

Это делает церковные службы малодоступными для современных русских людей, приходящих в церковь. Только во время трансляции важнейших церковных праздников по телевизору специально подготовленный журналист подробно объясняет, о чём говорится в молитвах и что означают те или иные действия и хождения по церкви священников. Но ведь когда-то решились же  перевести церковные книги с греческого на славянский язык, почему бы не сделать это ещё раз!

Жаль только, что  красивые церковные службы и обряды далеки от реальной жизни россиян, многие из которых ведут трудную борьбу за выживание. Посещая церковные службы в Москве, где имеется много прекрасных церквей и храмов, я обратила внимание также на то, что во время церковных праздников и служб, которые исполняются очень тщательно и по полному обряду, всё же возникает много вопросов.  В течение каждой службы внутри церкви постоянно идёт сбор денег по разным поводам. Это не только покупка свечей или церковных книг и реликвий. Сбор денег идёт также  в процессе исповеди, и причастия, и отпущения грехов, которые проводятся довольно формально. По всей церкви   священнослужители стоят с подносами для сбора денег и пристально следят за тем, чтобы прихожане не скупились. При этом в глазах священников  горят алчные огоньки и периодически они обмениваются взглядами и вопросами на тему: «Сколько собрали?».

В наших церквях допускается венчание нескольких пар одновременно, а также отпевание вместе нескольких покойников.Однажды я наблюдала в одной прекрасной церкви в Сокольниках  в Храме Восвресения Христова венчание четырёх пар одновременно. Это был сплошной формализм. Все невесты были одеты в платья разного фасона, одна была на сносях, женихи тоже выглядели довольно странно. Возможно, каждая пара в отдельности смотрелась бы довольно приятно, но вместе они выглядели просто комично.

Но индивидуальное венчание   стоит  намного дороже, поэтому несколько пар обычно объединяют в группу.  Священник стоял перед иконостасом спиной к венчающимся и бормотал скороговоркой малопонятные и плохо слышные из-за высоких сводов храма молитвы и обряды. Родственники всех пар  кучкой стояли сбоку. Кончив читать молитвы, священник повернулся и подошёл к брачующимся. Он читал по бумажке их имена и предлагал (довольно  неловко) каждой паре обменяться кольцами. Потом повёл их всех вместе пройти вокруг аналоя.

В наше время многие девушки мечтают венчаться в церкви, но мне кажется, что такой формально выполненный обряд вряд ли кому-нибудь понравился бы. Руководство православной Церкви неоднократно ставило вопрос о преодолении формализма в работе церкви, чтобы сделать её более понятной и близкой людям, но видимо, это не простая задача. Поэтому многие россияне на вопрос  «Верите ли вы в Бога?» отвечают «Да, верю, но я – не церковный человек. Бог в душе каждого человека, а не только в храме».

Фото автора: Храм Христа Спасителя в Москве


Рецензии