Место книги в жизни человека

«Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни»  (В.Г.Белинский)



      Задолго до изобретения книгопечатания уже существовали библиотеки. Первая возникла 8000 лет назад. Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как «клинопись». Дощечки обжигались, а самые ценные из них помещались в специальные конверты из глины, чтобы не портились.
       Около полторы тысячи лет тому назад в Китае изобрели книгопечатание. С тех пор были испробованы сотни технологий, но остановились на одной - когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.
      Благодаря книгопечатанию, открылись огромные возможности для писателей. Они писали рукописи и сдавали в издательство. Таким образом все образованные люди того времени могли покупать книги и читать их. Вскоре возникла букинистика. Появились первые букинисты – это специалисты букинистической торговли, они обычно являются знатоками старинных редких изданий. Условно принято разделять старую книгу на букинистическую — после 1851 года, и антикварную — до 1851 года.
     Постепенно книги набирали свою популярность и в средние века появлялись в домашних библиотеках знатных людей. Коллекционирование книг становиться престижным занятием.
       В СССР почти в каждой семье, можно было найти сервант и настенные полки с книгами. Тематика была самой разнообразной. Одни собирали детективные романы, другие полные коллекции писателей, но неизменно у всех были книги литературных классиков. Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский и другие великие писатели занимали достойное место на полках.
       Сегодня в XXI веке, ритм жизни достиг космических скоростей. Не у всех остается время на чтение. Но научно-технический прогресс не оставил эту проблему в стороне. Форма чтения изменилась. Книги также издаются и в электронном варианте. Достаточно открыть сеть интернет и дать поиск своего любимого автора, как тут же перед нами будет огромный выбор электронных библиотек, в которых вся литература поделена на жанры. Загрузив книгу на компьютер, мы с легкостью можем прочитать ее или перенести на мобильный телефон и читать в любом месте.  Популярность набирают так называемые «бук ридеры». Они представляют собой небольшой планшет с сенсорным экраном. Благодаря объемной памяти в них можно хранить до 3500 книг. Прилежному читателю, ежедневно уделяющему чтению два часа, на прочтение всех этих произведений потребуется приблизительно 20 лет.
      Не далек тот день, когда в школах и университетах все учебники будут издаваться в электронном виде. Однако для учеников младших классов сегодняшние ридеры не очень подходят, ведь их черно-белые экраны не могут отображать наглядные и привлекательные цветные иллюстрации, да и недолго проживут в руках детей. А вот ученикам старших классов и студентам ридер вполне способен заменить набитую книгами сумку и поможет сэкономить изрядное количество времени и денег на приобретении необходимой учебной литературы.
       В России издатели без всякого энтузиазма смотрят даже на рынок электронных учебников. А между тем эксперты единодушны в оценках: бумага уходит в прошлое. По самым смелым прогнозам, до окончания господства классических бумажных книг остались считанные годы. «В течение ближайших пяти лет продажи цифрового контента превысят продажи бумажных книг», - полагает Стив Хейбер, топ-менеджер компании Sony. Даже если эта оценка излишне оптимистична -  тенденция очевидна: последний бастион аналоговой информации уже приготовил белый флаг и теперь лишь обсуждает условия сдачи.
    Также есть аудиокниги. Это художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным  актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля.  Из за удобства пользования, особенно в транспорте, спрос на них ежегодно возрастает.
        История создания аудиокниг переносит нас в далекий 1931 год, когда Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» — для поддержки слабовидящих. В 1961 году под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг и в СССР. В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам. Уже в 1979 – американская компания «Recorded Books» впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров. Эти аудиокниги записывали, а затем распространяли на виниловых дисках. С изобретением записи на магнитных лентах популярность аудиокниг достигла новых высот. Ведь можно было слушать аудиокнигу, занимаясь повседневными делами. Такой формат подачи информации очень подходил для так называемых «тренингов». Аудиокниги о том, как сбросить вес, бросить курить, или научится общаться с людьми, раскупались моментально. Советский союз тоже не отставал в издании аудиокниг, аудиокурсов, аудиоспектаклей. Было выпущено очень много детских сказок на виниловых пластинках и магнитных лентах. А с середины девяностых по радио была запущена программа под названием «Модель для сборки». В этой радиотрансляции актеры радио и телевещания, а так же актеры театров озвучивали советскую и зарубежную фантастику.
        В середине 1980-х годов - западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудио версию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи. На сегодняшний день, при наличии таких технологий как компакт-диски и mp3-плееры, аудиокниги почти вытеснили обыкновенные книги на второй план. И это не удивительно, поскольку для чтения обычной книги нужны комфортные условия, хорошее зрение, освещенность, а звуковые книги можно слушать практически при любых условиях. Достаточно иметь при себе мобильный телефон или MP3-плеер.   
      Несмотря на все технические новинки XXI века, место книги в жизни человека никогда не будет на последнем месте. Стоит нам зайти в любой книжный магазин, как перед нами раскрывается таинственный и загадочный мир книг. Окунаясь в него, мы вместе с авторами путешествуем по всему земному шару, спускаемся на дно океана, карабкаемся по скалам и покоряем вершины. Узнаем этническую общность, уклад жизни, традиции и праздники народов Земли. А если это фантастические произведения, открываем новые непостижимые миры, далекие галактики, знакомимся с флорой и фауной на других планетах. Человек всегда хотело и хочет знать, что будет в будущем на нашей планете Земля. Решит ли он глобальные проблемы человечества. Сможет ли жить на других планетах и летать в космосе как у себя на Земле. Писатели-фантасты, в какой-то степени приоткрывают эту завесу. Ведь все что они придумывают в своем гениальном воображении, возможно, когда-нибудь будет иметь место и в жизни человека. В этом контексте справедливо звучат слова Ральфа Эмерсона: «Романы постепенно превращаются в мемуары. Если пишущий сумеет выбрать из личного опыта только то, что принадлежит ему и сумеет описать реальность своей жизни, как подлинную жизнь, значит на свет может появиться хорошая книга». 
       Надо отметить, у каждой книги существует возрастной ценз. «Путешествие Гулливера», Остров Сокровищ», «Капитанская дочка», сказки Александра Сергеевича Пушкина и других известных писателей давно перешли в серию детской литературы. Первоначально они писались для широкой читательской аудитории. А вот Гайдар Аркадий Петрович известен как детский писатель. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, поставившему своей главной целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров в советский период. Самуил Яковлевич Маршак писал не только детские сказки, но и произведения на военные и политические темы.   
        Бестселлер Дмитрия Глуховского «Метро 2033» настолько популярен, что по его книге создали компьютерную игру с одноименным названием. Прежде понравившуюся книгу переводили на другие языки, чтобы другие страны по достоинству смогли бы оценить способности писателя. Сегодня написанная книга, становится сверхпопулярной, если ее экранизируют или создают компьютерные игры.
       Виктор Гюго сказал: «Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество». В Истории существует множество случаев, когда написанные книги авторов, не получили признания современников. «Доктор Жеваго» Б.Л.Пастернака, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, произведения Г.Ф.Лафкрафта  были опубликованы после смерти писателей. Все это говорит о том, что с возрастом у людей меняются их вкусы, нравы.  То, что цензура запрещала в XIX веке, сегодня может быть открыто опубликовано.
      Но есть и другая сторона медали. Не зря Белинский В.Г.  сказал: «Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни». Действительно в последние двадцать лет, на полках книжных магазинов появились огромное количество книг «пустого содержания». Такие книги не несут в себе ничего нового, они не способны обучать. Эти писатели не умеют донести до человека нечто значимое. Дюма Младший сказал: «Произведение которое читают, имеет настоящее, произведение которое перечитывают, имеет будущее». Складывается такое впечатление, что многие писатели пишут ради удовольствия, ради минутной славы, так называемые графоманы, а затем кучи этих бесполезных книг уходят в полное забвение.
        Еще в XIX веке Оскар Уайльд заметил: «В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все; теперь же книги пишут все, но не читает никто». Настало время Уже прошло больше века от сказанного, а эта мысль не утратила своей актуальности и сегодня к сожалению стала значимой как никогда.  Однако нельзя согласиться с тем, что никто не читает книг. Конечно с развитием сети интернет, появлением интересных компьютерных игр, молодое поколение делает свой выбор не в пользу книги.  Несмотря на все это, читают многие, особенно те, кто понимает, что книги несут огромные знания, жизненный опыт прошлых поколений, они учат тому, что никогда не будет ни в одной компьютерной игре. Одни читатели предпочитают современную беллетристику, другие открывают нечто новое у мировых классиков. Несомненно, интерес к книгам никогда не пропадет у того человека который любит книгу с детства.
       Израильский военный и государственный деятель  Моше Даяну сказал: «Я не знаю чего хочет народ, но я знаю что полезно для него». Литературные классики, потому и стали бессмертными, что писали о том, что нужно человеку,  чего ему не хватает. Описывали и осмеивали проблемы общества, старались решать их. А в наше время писатели просто указывают на общественные задачи, но не пытаются найти способов решить их. После публикации поэмы «Мертвые души», Н.В.Гоголь напишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Может быть, эту цель и преследуют нынешние писатели…
       Тем не менее, история книги прошла долгий путь развития от глиняных дощечек до электронного варианта. И всегда найдутся люди, стремящиеся к знаниям, люди которые будут читать книги и узнавать для себя что-то новое. Ведь самая архиважная цель любой книги, в какой бы форме она не была, бумажной, электронной или пусть даже на папирусе – это просвещение! 
      


Рецензии