Через силу
Священник долго ворочался и не мог заснуть. Ему стало почти нестерпимо жарко, жгучий пот потёк по лицу и спине – это начало действовать лекарство. Ломота в теле не проходила, и в голову лезли непрошеные думы, в первую очередь о детях, которых у четы Потёмкиных имелось трое. У старшего Ивана вроде бы всё в порядке. Он женат, недавно родил сына. Сноха добрая и работящая. Иван инженер, работой обеспечен. Второй сын Пётр поступил в семинарию. Пока вроде бы тоже всё хорошо. Беспокоит младшая дочь Аннушка – студентка консерватории, красавица и певунья. Да, голос у неё замечательный – низкий бархатный альт, она делает большие успехи, но… Родителям не нравится её богемное окружение: эти манерные хлыщи с причёской под Листа, девицы-однокурсницы в слишком вольных нарядах… Молодёжь ныне особенно развращённая. Это вовсе не стариковское брюзжанье, отец знает об этом факте не понаслышке: ныне большинство молодых живёт в «гражданском браке», то есть попросту в блуде. Для своих детей, да и для всех прочих, православных, за которых несёт ответственность, он такого не желает. Не для того он их наставлял, воспитывал, в церковь носил, когда ещё ходить не умели. Вроде бы в отношении отпрысков всё делалось правильно, однако ж, и враг не дремлет. Человек по природе своей больше склонен ко злу, чем к добру… «Лучше уж ей было дурнушкой уродиться» - досадует отец Ростислав, - «меньше бы соблазнов было», но тут же сознаёт, что сам в тайне гордится красотой дочери: лицом и глазами она в матушку, а статью и дородством в него… «Эх, что уж тут! Спаси Господи и сохрани детей моих и внука, соблюди от всякого зла. Пошли им Господи веру и мужество, терпение и любовь друг ко другу и к нам!» - привычно молится, забываясь тяжёлым сном болезни священник.
Наутро он, как всегда, проснулся до звонка будильника. Так повелось издавна: внутренний «будильник» батюшки срабатывал раньше механического. Сев на кровати, он почувствовал лёгкое головокружение и одуряющую слабость. В ушах шумело, липкая от пота майка холодным компрессом прижималась к коже, но температуры не было, лекарство подействовало. Покряхтев, отец Ростислав встал и отправился в ванную. Его слегка покачивало и пришлось подержаться за стенку. «Может не ехать?» - мелькнула тоскливая мысль. Как бы хорошо снова лечь в уютную постель под одеяло, поваляться хотя бы один денёк, но он вспомнил толпу прихожан, собравшуюся у церковных ворот, сторожа-истопника Степана, громогласно объявляющего о болезни настоятеля, огорчение, разочарование и недоумение на лицах. Раньше он пропускал служение всего дважды: когда попал в аварию и в другой раз, когда заболел дизентерией. Простуды же и разные гриппы не могли остановить священника. И сейчас он оденется и поплетётся в гараж, до которого, ох, два километра!
На улице, как всегда во время выходных, в этот ранний час было пустынно. Свирепый ветер не прекратился и резал лицо, словно ножом. Все лужи покрылись льдом, хрустевшим под ногами, и странно было в то же время слышать песни скворцов и зябликов, уже успевших вернуться к родным гнездовьям. «А ведь хорошо, что холодно, не так вспотею» - подумал отец Ростислав, кутаясь в шарф и поднимая ворот куртки. Сначала идти было совсем невмоготу: сосало в животе и в ушах шумело, затем он расходился, дурнота прошла, свежий воздух овеял голову, стало легче дышать. Зимой это маленькое ежедневное пешее путешествие священник совершал, опираясь на лыжную палку, так как гараж расположился в овраге со скользкими обледеневшими склонами, где без «третьей ноги» было реально поломать кости. Хотя сейчас льда и снега почти не осталось, отец Ростислав взял верный посох с собой. С его помощью удалось беспрепятственно добраться до цели. В гаражном кооперативе никого не наблюдалось. Это попозже сюда начнут стекаться мужики за своими «конями», чтобы отправиться в разные интересные места и вывезти семью в гости, на дачу ли просто на природу, а некоторые, чтобы провести весь выходной в гараже с приятелями, беспрепятственно общаясь за бутылкой. Священник выкатил свои старые «Жигули», против обыкновения не заглянув под капот – устал, да и знал, что там всё в порядке и никаких неприятных неожиданностей не предвидится. Запирая ворота, почувствовал головокружение, и некоторое время посидел в гараже в старом кресле с мягкой спинкой, поглядывая на полки, заставленные слесарными инструментами, канистрами с остатками масел, тосола и прочих автомобильных припасов, на пустые коробки и ящики, сваленные в углу, на бумажную икону с изображением Царственных Страстотерпцев, висящую над входом. Отец Ростислав находил это изображение весьма удачным, в отличие от многих подобных. Прекрасные глаза замученного императора с задумчивой грустью всматривались куда-то поверх головы зрителя, а рука лежала на плече Наследника. Почему-то подумалось, что они с императором теперь одного возраста и это словно особенно сближало… «Святый мучениче царю Николае, моли бога о нас» - привычно прошептали губы священника. Он с самого начала был горячим сторонником прославления Царской Семьи и сильно огорчался промедлением в этом вопросе. Вспомнил, как двадцать лет назад всю епархию впервые за 70 лет коммунистического правления собрали в колонном зале дома союзов на празднование 1000-летия Крещения Руси. Высокий оратор, выступая с трибуны с подобающим приветствием, неожиданно закончил его фразой, поразившей слух отца Ростислава и, казалось, совершенно не имеющей связи с предыдущими словами: «Мы не можем одобрять прославление семьи Романовых, совершённое эмигрантской Русской Церковью за границей». В недоумении слушал он бурные овации зрителей – своих сотоварищей священников. Похоже, во всём зале только он один не аплодировал. Хотелось вскочить и обратиться к ним: «Братцы! Да что же это такое! Чему вы радуетесь? Не тому ли, что прославление новомучеников российских и первых и главных среди них снова откладывается?» Демонстративно сложив руки на груди, он слушал гремевшие вокруг овации, и молчал, переживая крушение своих надежд. Однако, времена скоро изменились и уже через десять лет те самые люди, которые «возражали» сами и прославили и Царственную семью, и других новомучеников. На епархиальном собрании отец Ростислав сам был участником и свидетелем голосования по спорному вопросу прославления Царя. Теперь из 400 участников против высказалось лишь 30 человек. Так то! Почему - то вспомнив этот эпизод, священник взбодрился и уверенно сел за руль машины. Первый этап он преодолел!
Машина летела по пустынным улицам, проламывая шинами тонкий ледок, образовавшийся на лужах. «Что-то я уж слишком лихо» - подумал он, - «ведь резина уже летняя!» Двадцать километров, отделяющие его от села, где находился приход, проехал за 20 минут, так как из-за выходного дня другого транспорта на дороге практически не было. Деревня ещё спала. Никого не было видно, но ворота храма уже открылись и Степан метлой подметал двор. Около него крутились две дворняги: трёхлапый Рыжик и белый Снежок. Оба были жертвами несчастного случая – попали под машину. По благословению батюшки Степан отвёз их к ветеринару и впоследствии выходил. Снежок отделался ампутацией хвоста и швами на задних лапах, а Рыжику пришлось отрезать переднюю лапу полностью, от груди. Тем не менее, оба они теперь очень ловко и быстро передвигались, Рыжик ещё и ворчал на посторонних собак, дерзнувших заглянуть на церковный двор. Завидев машину настоятеля, обе собаки ринулись к ней, встречая выходящего батюшку радостным повизгиванием и норовя лизнуть его в лицо. «Сегодня ничего вам не привёз, хулиганы» пробормотал священник, отбиваясь со смехом от наседавших питомцев, «неможется мне! Ну-ну! На место! Всё ли в порядке, Степан?» Истопник, сторож и главный помощник настоятеля во всех приходских делах в одном лице на секунду прекратил махать метлой и сообщил, что всё вроде бы в порядке. Бобыль Степан, в прошлом армейский прапорщик, прошедший Афганистан и Чернобыль, жил в церковном доме, полностью посвятив себя приходу. Познакомился он с отцом Ростиславом ещё перед уходом в запас и уже давно начал оказывать посильную помощь приходу. Степан не был таким уж мастером на все руки, но понемногу умел всё: наточить пилу, сколотить табуретку, поправить проводку, устранить протечку в системе отопления, а главное, он был безукоризненно честен и предан настоятелю. В соседнем городке у отставного прапорщика имелась однокомнатная квартира, которую он сдавал жильцам, сам занимая маленький приходской домик, что вместе с пенсией и небольшим вспоможением от батюшки давало Степану средства к существованию. Бывший военный был благочестив, усерден к службе и к чтению церковной литературы, к которой получил доступ лишь на склоне лет, что проявлялось в некоторой некомпетенции в богословских вопросах и склонности к начётничеству. Когда настоятель поведал о своём недуге, Степан, окинув взглядом его побледневшее лицо и покачав головой, изрёк: «Во оставление грехов!» Не имея, что возразить против такой сентенции, отец Ростислав открыл двери в храм. На него пахнуло теплом и лёгким запахом дыма, ибо церковь по старинке отапливалась углём. Внутри ещё никого не было, очертания интерьера скрывались в темноте, но когда он привычным движением повернул выключатель, вспыхнувший электрический свет заиграл на позолоте иконостаса и на ризах икон. Храм был древним и уникальным в силу того, что не подвергся разорению при безбожной власти. Таких в Средней России единицы. Бывало, новички, в первый раз посетившие приход отца Ростислава, замирали на пороге и говорили: «Церковь у вас какая-то особенная!» «Всё правильно: не осквернённая» - отзывался настоятель. Он любил эти первые минуты в пустом храме, когда вокруг никого не было и никто не приставал с вечными хозяйственными вопросами: что готовить на завтрак после службы, где находится жидкость для мытья полов и кому починить сломавшуюся лопату. Но сейчас звон в ушах и слабость в ногах побудили священника присесть на широкую лавочку. Его лихорадило, спина покрылась потом. «Хорошо, что есть пара запасных рубашек» - вяло подумал он. Однако, сколько не сиди, надо дело делать. Отец Ростислав проковылял к своему огороженному закутку в самом углу храма и, охая, переоделся в тёплый подрясник, привычно и мягко облегший тело, подпоясался ремнём, надел массивный протоиерейский крест, вытер пот со лба и направился к алтарю. Всё приходилось делать через силу, как будто ему не пятьдесят, а девяносто лет. Прочитав входные молитвы, священник вошёл в небольшой и довольно тесный алтарь. Чистое и выглаженное облачение, приготовленное заботливой рукой Степана, ждало его на вешалке. Просфоры и бутылка красного вина для проскомидии ждали на столике. Облачившись, настоятель начал совершать положенные священнодействия. Минут через двадцать стал собираться народ, пришли регент и певчие. Давая начальный возглас богослужения, отец Ростислав с радостью убедился, что голос не пропал, правда, звучал тише обычного и с лёгкой хрипотцой, но это пустяки. Вот однажды он совершенно потерял голос и… лучше не вспоминать! Появился Степан, завершивший свои обязанности снаружи, отключившийся на время от них ради более важных дел в алтаре. В конце проскомидии, когда настоятель получил из рук алтарника благоухающее ароматным дымом кадило, он вдруг почувствовал, некую входящую бодрость от сознания благополучного завершения первого важного этапа богослужения и уверенность, что с Божьей помощью доведёт службу до конца. Блаженный Зосима говорил: «…если благословит Господь и труд произволения нашего, мы станем всё творить без труда, не принуждённо и с сладостию».
В сопровождении Степана отец Ростислав пошёл кадить храм. Прихожан собралось человек двадцать. Он всех их знает не один год, так как они – костяк его прихода. Идя с кадилом по периметру храма священник, даже не глядя на лица, что собственно и не рекомендуется делать, знает кто где, у какой иконы стоит. В основном, как на всяком приходе, это, конечно, женщины. Вот Евдокия, одна из усерднейших прихожанок, ни одной службы не пропускает. Ей хорошо за 70, но она бодра и всегда чем-то старается помочь церкви. Приходит раньше всех и зажигает лампадки. Вот у Иверской иконы Божией Матери две старухи – мать и дочь. Незнакомый человек может перепутать, кто есть кто, настолько обе они дряхлы: матери, которую зовут Марфа, под сто лет. А вот молодая пара Маша и Саша. Они ждут пополнения семейства, и будущая мать часто причащается. У западной стены храма, там, где скамейки, стоит Зоя Ивановна. У неё больные ноги, поэтому приходится опираться на костыли. Добраться до храма самостоятельно она не в состоянии. Значит, кто-то подвёз. А, вот кто: Пётр Сидорович здесь. Он и подвёз. Это один из любимых помощников настоятеля. Мужчин на приходе мало, но они - главная опора. Пётр Сидорович, к примеру, всех возит в храм на службу и развозит по домам после её окончания. Отец Ростислав справляется у Степана, есть ли причастники. Их оказывается всего двое. Настоятель невольно вздыхает с облегчением – в его состоянии проводить длинную исповедь, как случается в праздники или постами, когда в очередь выстраиваются по 50 и более человек, было бы тяжко.
Мерный звон колокола возвещает о начале богослужения. Начальный возглас Литургии даётся отцу Ростиславу с трудом. Он напрягся, стараясь, чтобы звук был сильным и ярким, а он тих, слаб и с хрипотцой, но постепенно голос выровнялся и зазвучал, если не с обычной силой и выразительностью, то достаточно внятно. Хор из молодых голосов, что необычно для сельского прихода, собранный из местных и пришлых стараниями настоятеля, дружно вторит священнику. Особенно трудные нотные произведения хору не по плечу, но обиход поётся вполне сносно. Прихожане довольны, а отец Ростислав не всегда, однако ж, сознавая, что по сравнению с другими деревенскими хорами его хор – из самых лучших. Не достаёт мужских голосов, но это всеобщая беда, даже и на городских приходах. До отца Ростислава на клиросе стояли восьмидесятилетние бабушки, пение которых привело его в ужас. Замену пришлось проводить поэтапно, соблюдая возможный такт, а прихожане, привычные к «бесчинным воплям», недоумевали: «У нас же и так хороший хор!» Это всенародное безвкусие, проявлявшееся также в украшении храма искусственными цветами самых ярких и нелепых оттенков, поначалу изумляли нового настоятеля. Затем он понял, что в этом отсутствии вкуса отчасти виновато и духовенство советского времени, которое не из-за океана же приехало, а само – часть тогдашнего общества… А вот до 1917 года культуру в массы, выражаясь советским слэнгом, несло именно священство, особенно в сельской местности.
На протяжении всей службы отец Ростислав чувствовал себя довольно сносно. Дважды ему удалось немного присесть и чуть-чуть передохнуть: в первый раз во время пения «Символа веры», второй раз на «Отче наш». Причастившись, он тоже отдохнул минуты три, пока хор исполнял запричастный концерт «Да воскреснет Бог». Причащение мирян, отпуст и потребление Святых Даров он совершал уже из последних сил. Молебны и панихиды после службы пришлось отменить, перенести на другой раз. Придя в сторожку, священник выпил кружку чая, очистил и съел крашеное яичко и только после этого упал в обморок. Поднялся страшный переполох, спешно вызывали «Скорую», а медсестра Маша старалась привести батюшку в чувство, давая ему нюхать ватку с нашатырём. Отца Ростислава забрали в больницу, где ему пришлось пробыть целых три недели.
Май 2009
Свидетельство о публикации №216031500714