Глупый зритель
Кинематографическое имя «Миндадзе» известно не только критикам. Поэтому на предварительный просмотр его фильма «Милый Ганс, дорогой Петр» народ собрался. Хотя его (народу) было мало: человек двадцать, тонких, видать, знатоков плюс простой зритель в моем лице.
Когда-то мне безоговорочно нравились фильмы Миндадзе вкупе с Абрашидовым: «Плюмбум», «Поворот», а уж «Слово для защиты», где блеснула молодая Неелова, до сих пор помню в деталях, несмотря на склероз.
Был и еще «Остановился поезд» и «Парад планет», в которых жадный до тонких намеков на толстые обстоятельства «совок» мог углядеть критику режима, чтобы, сидя на стуле в темном зале, приобщиться к бунтующим интеллигентам.
Будучи, повторяю, только зрителем, я не задумывалась никогда, кто из этой пары –Миндадзе и Абрашидов- режиссер, а кто сценарист. Сегодня , благодаря Википедии знаю: Миндадзе – сценарист, а в «Милом Гансе» еще и режиссер.
Впрочем, начался фильм, и воспоминания перестали меня волновать.
«Во - первых кадрах» стала булькать и кипеть, булькать и кипеть некая жидкая субстанция. И кипела для кинематографа непозволительно долго.
Есть у меня такая примета: если первые кадры затянуты, вставай и уходи – ничего хорошего не увидишь. Но 350 рублей, потраченных на билет, вселяли надежду на лучшее, и мы, с Божьей помощью перешли к другим кадрам.
А далее бесконечно долго зритель с тоской лицезрел блекло- голубой глаз, наблюдающий в окуляр за кипением. Варево оказалась жидким стеклом, которое, накануне Второй мировой варили в России немцы, а голубой глаз, как оказалось, принадлежал главному герою, милому Гансу. Помимо него, стекло варили еще трое: двое мужчин и женщина по имени Грета.
Варка стекла происходила в фильме несколько раз: но сначала немцы, вкупе с русскими рабочими, долго ехали на открытых платформах, потом варили, потом лежали в обеденный перерыв на грязном песке, а после работы надсадно и громко кричали, толкались и дрались.
Главный герой Ганс целовался вечером с какой-то черноглазой, а любил, вроде рыжую, а Грета любила Ганса, но без взаимности. Только не надо думать, что там много любовных сцен, и стоит на фильм ломиться. Нет, герои все время варят стекло, горит огромная печь, и долго-долго, рождая тоску и желание уйти, зрит голубой глаз в окуляр, наблюдая за варевом.
Как режиссер, Миндадзе любит крупные планы, поэтому экран делает несоразмерно большими поры, бородавки и прыщи на лицах, от чего и Ганс не кажется милым, а Петр – дорогим, и Грета - и вовсе уродина, и все они, немцы и русские, не вызывают никаких эмоций, кроме неприязни и раздражения
В конце фильма " из ниоткуда" возникает парочка детей. И то правда , фильм идет больше двух часов, а в жизни бывает всякое. Вместе с родителями они сидят в грузовой машине и куда-то едут, и мы долго непонятно зачем следим за ними и их родителями со спины.
Потом я спросила у зрителей, откуда дети, чьи они, кого любит главный герой, кого рыжая, куда делась черноглазая, и с удовольствием убедилась, что никто ничего не понял.
Есть ли что-то хорошее в этом фильме? Можно ли внести в эту бочку дегтя ложку меда? Можно! Хорошо играют актеры и мастерски передана обстановка страха , буквально разлитая в воздухе перед Второй мировой.
«Если зритель не в состоянии понять фильм, то это диагноз зрителя, а не фильма», - сказал когда-то Миндадзе …
Правильно сказал! Прекрасный ход для любого режиссера : пользуясь былыми связями, представить на международный конкурс свое несъедобное варево, а потом объяснить неуспех тем, что зритель, в массе дурак, поэтому до понимания шедевра еще не дорос.
Не дорос. Как пока не дорос сценарист Миндадзе до режиссера.
Свидетельство о публикации №216031500740