Незабываемая ночь. Студенческая практика
Хуже, что, подчиняясь велению времени, многие не только отдыхают за кордоном, покупают там виллы и дома, но и переезжают на постоянное жительство. Ни в коем случае никого не берусь судить: бывает необходимость уехать. Порой наша медицина оказывается бессильной помочь человеку, и он вынужден уехать в надежде вернуть здоровье себе или родному человеку. Почему многие советские граждане уехали в Израиль или США, тоже ни для кого не секрет. Знаю семью, где четыре кандидата наук не могли дать единственному внуку то, что необходимо для нормального роста и развития: никто из взрослых не был способен заниматься торговлей, а зарплата, которую они получали, была просто смешной. Кроме того, времена были тяжелые,90-е, когда не было отопления, а электричество и воду давали по графику, на пару часов в сутки. Хлеб получали по талонам, за молочными продуктами с ночи занимали очередь... Вспоминать не хочется.
По той или иной причине покинули родные места и некоторые мои родственники, подруги и друзья, оказавшись,- кто в России, кто в штатах и Канаде, кто в Израиле и даже Австралии. Но - спасибо интернету - мы продолжаем общаться, поздравляем друг друга с праздниками и даже встречаемся.
Недавно, создав групповой разговор, мы - бывшие однокурсники - долго разговаривали, и один из нас вспомнил случай, который произошел в далекие студенческие годы. Перебивая, смеясь и дополняя друг друга, мы словно вернулись в ТО время.
А дело было так. Нас троих - двух ребят и меня - направили на летнюю практику в город Грозный. Мы учились в ТбИИЖТе на строительном факультете по специальности - "строительство железных дорог". До сих пор не могу понять, зачем надо было посылать студентов в другую республику?! Забегая вперед, скажу, что ничего общего с нашей специальностью не имело место, где мы проходили практику. Нас послали на строительство Дома Культуры. Он был уже почти готов к эксплуатации: оставались отделочные работы. Вот этим мы и занимались: изготавливали лепные гипсовые украшения в специальных формах и - по совместительству - убирали строительный мусор.
Ехали в Грозный поездом: мы втроем - в купейном вагоне, наш руководитель - в мягком. Прибыли в город ночью. Шел дождь. Выйдя на перрон, прошли к мягкому вагону, но , видимо, наш руководитель шустро ретировался, т.к. его мы не нашли. Что было делать? Надо было как - то устроиться до утра.
Вышли на привокзальную площадь, которая изображена на фото, увидели огни гостиницы и направились, как в сказке, на огонек. Вошли, подошли к регистраторше, поздоровались, объяснили свою ситуацию и попросили принять нас на одну ночь. Уставшая, заспанная женщина сказала, что был всего один свободный номер, но его только что заселил мужчина.
- Из Тбилиси, да? - спросил Стёпа.
- Из Тбилиси.
- Ясно. Ну что, други мои, пошли "искать по свету, где оскорбленному есть сердцу уголок".
Подходим к парадной двери, чтобы снова оказаться под холодными струями дождя, и тут швейцар таинственно говорит:
- Ребята, я вам помогу. Пройдите два квартала по правой от гостиницы улице, сверните направо. Увидите одноэтажный длинный дом с окнами на улицу. Постучите в первое окно, выглянет бабушка, вы скажите, что вас послал дедушка. Она вас устроит.
- Спасибо вам, - обрадовались мы хором, "отблагодарили" дедушку, который охотно принял деньги, и зашагали в указанном направлении.
Минут через 15 дошли до заветного дома, постучали в окно. Вскоре увидели растрепанную бабулю, прилипшую к оконному стеклу. Дождь мешал ей рассмотреть нас: она щурилась и - мы поняли это по губам - спрашивала, что надо?
- Окно приоткройте, пожалуйста, - громко сказала я.
- Бабуля, нас прислал дедушка, - сказала я "пароль".
- Идите туда, сейчас открою, - указала бабуля вправо.
Мы пошли вправо, к подъезду. Бабуля уже стояла в дверях и приглашала войти. В полумраке узкого коридора я рассмотрела старую женщину в видавшем виды вельветовом халате, мужских тапочках, непричесанную и беззубую. Он нее пахло вином.
- Стёпа, она пьяная, - шепнула я тихо.
- Тебе надо? До утра как - нибудь потерпим, хоть мокнуть не будем.
Стали мы оглядываться по сторонам: по обе стороны коридора - комнаты. В нескольких комнатах не спали, из - под дверей просачивался свет, слышались приглушенные разговоры, смех.
Бабуля повела нас в конец коридора, открыла дверь в комнату и, наконец, заговорила:
- Вот тут и будете. Вам до утра?
- Да, - почему - то засмеялись ребята.
Старуха вышла, а мальчики смеялись, держась за животы. Я начала что - то соображать. Оглядевшись по сторонам, я пришла в ужас: внутреннее убранство, если можно так сказать, производило отпугивающее впечатление, внушало отвращение.
Вся обстановка состояла из одной старой железной кровати, одного стула и маленького обшарпанного стола. В углу - грязная, местами ржавая, раковина, из крана - как китайская пытка - капала вода. Заляпанный граненный стакан валялся в раковине. С потолка свисала небольшая пыльная лампочка, отмеченная мухами.
- Ребята, в этом что - то есть, - как - то чересчур весело сказал Боря.
- Да уж... Ну,Наточка, как тебе наши апартаменты? - ласково спрашивает Стёпа.
- Выбирай, с кем будешь спать, - смеется Боря.
- Встаньте! Посмотрите, какое мерзкое белье! Что вы расселись! Пошли скорей отсюда! И вообще, куда это мы попали?!
Ребята уже не смеялись. Мы вышли, нашли бабулю, сказали, что вернемся с товарищами, которые нас ждут на вокзале, и ушли. Мальчики о чем - то шептались, а мне казалось, что все мое тело покрыла сыпь от увиденного.
Вышли мы снова на привокзальную площадь. Дождь все не прекращался. Тут заметили милицейскую машину, подошли, спросили, как пройти к нашему СМУ. Оказалось совсем рядом. Сторож открыл нам ворота, мы показали свои документы. Он открыл двери кабинета начальника:
- Ребятки, как - нибудь до утра переждите. Хоть не будете мокнуть под дождем. Я вам могу чайку поставить, отогреетесь. Вон девушка как продрогла!
Мы поблагодарили, от чая отказались. В кабинете были стулья, кресла, даже диван. Но главное - здесь было чисто и тепло. Достали мы то, что положили нам на дорогу родители, немного перекусили.
Часы показывали четыре часа. До прихода хозяина кабинета оставалось пять часов. Мои джентльмены уступили мне диван, сами устроились в креслах.
На следующий день нас поместили в рабочее общежитие. Насчет предстоящей работы нас информировал "заботливый" руководитель. Кстати, как и где мы провели ночь в незнакомом городе, он даже не поинтересовался.
Много воды утекло с тех пор, но, вспомнили мы ту злополучную ночь уже без злости и возмущения. Ностальгия представила все в ином свете. Наверное, ностальгия - тоска не столько о месте, сколько о времени - мы были молодые. И неслучайно, воспоминания мы закончили песней "Как молоды мы были":
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя".
P.S. На фото - герой незабываемых студенческих.
Свидетельство о публикации №216031601010
Магда Кешишева 10.04.2016 21:47 Заявить о нарушении