Рецензия спустя год или если бы я была критиком...

Если бы я была театральным критиком или цензором по режиссуре, некоторым фильмам и постановкам бы от меня «досталось». Не по всем темам конечно, но по тем, что и как снимают о людях с ограниченными возможностями и колясочниках – да. При не реалистичной подаче и подмене понятий, я бы выражалась жестко.

Создается впечатление, что операторы и режиссеры фильмов и клипов постсоветского пространства, да и современного поколения обожают снимать о людях в коляске с позиции – у нее (у него) автотравма, она встречает любовь и вот от этой встречи и веры, человек в коляске встанет и пойдет в конце. Сюжет довольно предсказуем и сказочен. Почему? С одной стороны все понятно – ведь любовь должна победить ВСЕ!!! С другой, все хотят верить в сказку и чудо. А с третьей позиции – выпустят ли на экраны другие фильмы и клипы? Кому хочется видеть, как люди в колясках вместе идут в недоступные ЗАГСЫ, как рожают и идут в роддомы, вместе выписываются и посещают детские утренники? Ведь не везде есть доступная среда. Ведь о людях в коляске долгое время было так – либо жалостливо (чтоб аж денюжку дать), либо мотивирующее ток-шоу (где успешный колясочник или артист/депутат/юрист станет, говорит о том как важно не опускать руки, в принципе не понимая, что грань реальности у героя передачи другая и ты вообще не в его шкуре, он и сам знает как это важно), либо чудесное исцеление из серии «вдруг раз, встал и пошел»…

Оператор или режиссер, который сам не получал травму, который не был в реанимации и не держал за руку человека парализованного ниже талии снимает фильм или клип про то как человек со сломанным позвоночником и оторванными нервами вдруг бац встает в конце фильма/клипа/ролика. Много ли случаев Вы знаете в жизни, чтобы встал и пошел? А вы посещали реабилитационные центры для взрослых после автоаварии или центры для детей с дцп, когда у турника плачут и сто раз готовы упасть? Когда ревут после неудачного броска в бочче или от того что в баскетболе не получается. А глаза родителей видели? Когда для них вот весь мир сосредоточен в том, чтобы ребенок это сделал и смог!.. Да есть чудеса, есть победы – но никто не покажет и не скажет, что за ними стоит. Годы тренировок и борьбы. На одну победу приходится 1000 людей, которые не встанут и не пойдут, никогда не пойдут. Но они так каждый день живут, влюбляются, расстаются, вновь женятся, рожают детей, прыгают с парашютом, тарзанки, гоняют на авто и путешествуют.

А сейчас другая грань, представьте… Есть другие 1000 людей в коляске, которые не получали травму позвоночника, они не парализованы ниже талии, и ощущают все свое тело, но у них спастика сильнейшая с детства. ДЦП такое что торкает и не можешь самостоятельно есть, да и говорить можешь преодолевая спазмы, а иногда и голова падает на плечи, словно инородное тело. И вдруг бац они видят такой ролик или фильм по ТВ. Полюбили, и ты встал и пошел… Как вы думаете что думают эти 1000 колясочников и их 1000 родителей, братьев и сестер? Наверно лучше бы этого операторам и режиссерам не знать. А как вы думаете, что делают многие среднестатистические домохозяйки, пенсионеры и люди, которые принимают за данность эти «сказочные» фильмы? Они ведь могут подойти и сказать на детской площадке, на улице, в магазине, а я вот видел такой фильм и ролик, там встали и пошли, надо верить и у вас все получится! А у ребенка сложный диагноз и мечта мамы, чтобы он хотя бы заговорил и сам кушал. А они (родители) уже сами многое знают про диагнозы и ищут все время либо новое лекарство, либо новый метод реабилитации. Они спасают себя ежедневно праздниками, выходами в свет в кафе или в парк и не нужны им эти разговоры по душам о чудо-фильмах. Они сейчас хотят жить. Но это вовсе не значит, что они потеряли веру, понимаете?

А вот еще одна грань реальности… Любовь может все. Традиционно, вечно, сказочно. Нам всем хочется в это верить. Поэтому, логично, почему снимается сюжет, где девушка в фильме встанет и пойдет. Да любовь может многое, как минимум раскрашивать в яркие дни наши будни. Но если она не встанет и не пойдет, быть с ней или с ним рядом разве это не любовь? Как раз таки может настоящая любовь быть вместе вне зависимости от «встанет и пойдет», а остальное слабость души? Чудесно если это вдруг случится, изобретут лекарство, будут делать сложные операции. А если этого пока нет… Почему не показать как живут эти 1000 колясочников без «бац встал и пошел», живут в разных городах и как они хотят жить?

Когда мне было лет 20-22, я вела анонимный блог на мейл.ру, пришла идея написать рассказ выставляя его по частям в интернете. Сюжет – виртуальная любовь, интересная переписка, желание встречи, позже авария в день запланированной встречи и она не знает, как сказать ему, что в коляске. Было интересно узнать, что захочет читатель из тех, кто комментировал – идеальную сказку хеппи-энд или драму и реальность? Лично я хотела другого и у меня был готовый сюжет – она не встанет, не пойдет, они никогда не будут вместе, потому что обстоятельства не позволяют этого, она будет с другим. Аудитория блога захотела сказку, проецируя почему-то этот сюжет на меня и я не стала развивать другой захватывающий конец, закончила розовой ванильной сказкой. Мне было 22, я не очень довольна тем, что написала тогда, хотя и не удаляла текст. Такой рассказ для меня 20летней простителен, это рассказ – это не фильм, это не клип, это не рассказ с изданием в 10 тыс. экземпляров. Это не такой рассказ, который претендует на премию Пулицера. Но если режиссеру или оператору за 30-40-50 лет и нет глубокой осмысленности темы инвалидности стоит ли снимать только «сказку» из серии «встал и пошел», не думая о широкой аудитории тех, кто может посмотреть продукт? Насколько это духовно?

Возможно, кого-то этот текст разозлит. Но положите руку на сердце, если вам это не нравится, может это потому что вы не в коляске и не знаете, чем живут колясочники каждый день – поэтому красивая картинка перебивает смысл и не несет чего-то больше реалистичного? Это мое мнение, потому что я как старый диалектик сотни раз держала себя в руках, чтоб не плакать при виде дцп, при виде вот этой борьбы с отчаянием – когда всем хочется чтоб вдруг «встал и пошел». Я уважаю клип Максим – «Я буду жить», потому что там самая настоящая реальность и даже когда показывается сюжет на закате как «встал и пошел», это такая классная метафора для тех, кто может интеллектуально думать и знает не театральную идеализированную сказку, а жизнь. И мне совсем не удивительно почему, этот клип за многие года собирает тысячи лайков, тысячи перепостов в разных соцсетях общая сумма лайков и перепостов, наверно перевалила за миллион.
Из фильмов о людях с ограничениями здоровья уважаю, «Картахена», «1+1», «Вселенная Стивена Хоакинга»… Пожалуй их много, всех не перечислить. А вот спектакли…

С одной стороны реально радует то, что сейчас по стране хорошая мода – снимать и задействовать в постановках людей с ограничениями. Либо есть отдельные театры и коллективы где все с ограничениями, либо интеграция одного колясочника в коллектив и постановка спектакля. С другой стороны, снимать и ставить надо так, чтоб муражки. Чтобы это была бы нестандартная подача, и делать все аккуратно так, чтоб запомнилось но не коробило (колясочников-интеллектуалов или актеров-колясочников). Согласитесь достаточно сложно сделать и смело? Впрочем, в Европе и заграницей люди любят такую подачу и идут, почему не пробовать у нас? Не нужно бояться неудач в пьесах и постановках, если хочешь чего-то запоминающегося.
Я много читала об интеграционных театрах и смотрела видео, моменты репетиций и сдач, но... Не ожидала увидеть реально спектакль, где главной героиней покажут девушку в коляске. Год назад меня, в хорошем смысле этого слова, потряс спектакль из провинциального театра Башкирии. На спектакль дико опоздала на 30 минут и пропустила начало, ибо подвел транспорт и таксист. Я думала уже не ехать, но позже обрадовалась, что это увидела. По сюжету в одной татарской деревне живут две семьи, они соседи, такие знаете ли современные «Монтекки и Капулетти», которые и любят и враждуют, когда-то лет 50 назад девушка соседка полюбила молодого парня соседа, взаимность была, но несчастная любовь, разные браки, тоже самое повторяется циклично у их детей, и останавливается на внуках. Внучку дедушки зовут Лилия (16 лет), внука бабушки зовут Ришат (или Рушат), (ему 18). Мама Ришата любила отца Лилии, но в юности он женился на другой, она не могла иметь детей. Позже она усыновила мальчика, вкладывала все силы в него, а он вот взял и привязался к Лилии – к девушке в коляске, которую оставила мама и воспитывал только папа, привозя ее в деревню на лето. Как процесс – удивление, шок, не принятие мамы и папы. Лилия такая вся воздушная и легкая, и хотя коляску с девушкой вкатывают так мало, образ соответствующий ощущается, как и у главного героя Ришата, который не идет по пути наименьшего сопротивления. Ему с ней интересно и он получает от этого кайф, какая там разница, что происходит в их кланах Монтекки и Капулетти если ей он нужен? В спектакле было задействовано много параллельных сюжетных линий, еще пара историй любви, много актеров и действий. Но как главная преамбула звучала забота и вера в чудо. Такая вот щемящая объективная реальность, когда при всей любви и родственных узах, братьям, сестрам, мамам и папам порой не хватает времени, сил или желания слушать и развлекать колясочника, которому как раз в таком возрасте и нужна активность. Родным не хватает внести веру в чудо, потому что они сами уже почти отчаялись. Близким при всей «любви» порой не хватает времени на то, чтобы выгулять девушку 16 лет, повести ее куда-то в лес, в сад, просто шутить и смеяться. И вот такой герой Ришат дает веру в чудо просто ежедневной дружбой и выгулами в свет. И хотя в постановке были огрехи, связанные с невнятной речью некоторых актеров или волнением, но это как-то мне не замечалось и забылось. А сюжетная линия осталась. Зал не был полон, хотя спектакль замечательный, а билет стоил всего 70 р… Люди, которые смотрели данную постановку, казалось, боялись кашлянуть лишний раз. Никто не покинул зал, все втянулись и хотели узнать конец. Для меня все закончилось предсказуемо, Лилии сделали чудо-операцию в Уфе, она «встала и пошла», Ришат был с ней, вражда семей закончилась навечно. Двоим молодым людям удалось это сделать. Я не знаю, кто режиссер этого спектакля, из какого рассказа или пьесы эта постановка, но посмотрела бы еще раз.

Тогда я подумала, интересно, что было бы, если какой-нибудь режиссер взялся поставить подобный спектакль у нас?.. Я бы хотела посещать репетиции и знать, ожидал бы спектакль аншлаг и принятие? С коммерческой точки зрения я вижу что хэппи-энд и сказочность – это выгодно, сарафанное радио сработает, при грамотной подаче жизненности народ тем более пойдет. Но вот эта концовка «встал и пошел»… Такая задумчивая… Даже до мурашек… И столько личных моментов…

Фото из интернета


Рецензии