Выбор вождя

                ВЫБОР ВОЖДЯ


Фрагмент из повести «Герои ушедшей страны»
…………………………………………………….

Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года была установлена высшая степень отличия - звание Герой Советского Союза. Это звание присваивалось за личные или коллективные заслуги перед государством, связанное с совершением геройского подвига. Постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года было утверждено Положение о звании Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги, учреждена медаль «Золотая Звезда», имеющая форму пятиконечной звезды.

Именно Сталин, просматривая образцы новой медали для героев, остановил свой взор на «Золотой Звезде», отвергнув другие эскизы со своим изображением и барельефами Ленина. Так эта медаль стала самой популярной и удачной из всех наград, олицетворяющих геройские заслуги.

Положение о звании Героя Советского Союза в новой редакции появилось 14 мая 1973 года, некоторые изменения в него были внесены Указом от 18 июля 1980 года. В нем указывалось, что звание Героя Советского Союз «присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига». Новым было то, что при повторном и последующих награждениях Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» ему каждый раз вручается орден Ленина. Кроме того, прежнее «троекратное» ограничение числа вручений «Золотой Звезды» одному человеку было снято.

Следует отметить, что из многих миллионов, прошедших горнило войны 11505 человек были удостоены  звания Героя Советского Союза (часть из них посмертно). Среди них 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев. Всего в этом списке представители 29 национальностей великой страны, носившей имя Советский Союз.

Имена всех Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны высечены на белоснежных мраморных пилонах Зала Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.   
   
В современной России день Героев Отечества празднуется 9 декабря. Именно в этот день в 1769 году императрица Екатерина II своим указом учредила высшую воинскую награду - Орден Святого Георгия Победоносца. Им были награждены выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов.

Иногда мы не замечаем героев, которые живут и работают рядом с нами, а когда их теряем, то сожалеем, как мало общались, как мало сказали добрых слов друг другу, как несправедливо отнеслась к ним жизнь. И мы утешаем себя одним - мы будем их помнить!

Среди моих друзей в Калининграде я бы мог отнести к этому числу полковника в отставке Геннадия Сальникова, бывшего старшего инспектора Управления авиации округа. На его счету тысяча спасённых солдат и офицеров, эвакуированных с поля боя под шквальным огнём моджахедов в Афганистане. Это были раненые, истекающие кровью бойцы, и их надо было вовремя доставить в ближайший медсанбат. Он делал для них всё что мог, оставляя страх встречи со «стингерами» за спиной. Нет, он не боялся за себя, он боялся не успеть посадить вовремя машину у палатки с крестом.

И всё же ему не удалось уйти от вездесущих «стингеров». Был ли страх? «Да, конечно, был», - всегда говорил Геннадий Иванович. – «Я боялся, что меня собьют с ранеными на борту или бойцами, которых приходилось доставлять к месту боя, и я  ничем не смогу им помочь». Судьба именно так и распорядилась его желанием. 

Высадив десантную группу в тыл к моджахедам, Сальников вёл машину к себе на «точку». Буквально за полкилометра до своих позиций вертолёт был подбит «стингером» и стал гореть. Пытаясь удержать плохо управляемую машину на лету, Геннадий принял решение посадить её на островок земли между скал, а экипажу дал команду прыгать с парашютом.

 Два лётчика покинули кабину вертолёта, но тут же, в воздухе, были расстреляны моджахедами. Остальные члены экипажа приняли решение разделить свою судьбу с командиром в горящем вертолёте. Совершить посадку в такой ситуации было практически невозможно, и объятая пламенем машина, перестав управляться, рухнула на землю. Только благодаря высокому боевому мастерству Сальникова, удар удалось всё же погасить, и экипаж получил незначительные ранения и ожоги.

Но радоваться спасению было рано, к горящему вертолёту спешила большая группа моджахедов. Завязался неравный бой. Отстреляв из пистолета боезапас, Сальников, сжав в руке гранату, приготовился к последней схватке. Положение спасла оперативная группа Главного разведывательного управления Генштаба, оказавшаяся недалеко от боевого столкновения.

Офицеры, входящие в группу, стремительным ударом рассеяли моджахедов, а потом и уничтожили их. Так внезапно в коротком бою могли действовать только «ГРУ-шники». Они всегда появлялись там, где их не ждали, а если и ждали, то итог был только один - полное поражение «духов». В свою очередь, афганцы  называли советских солдат «шурави», но это не влияло на их боевой дух и успех в бою.

Те, кто был на войне, отмечает два своих рождения. Одно из них это возвращение из «ада» или «свидания со смертью». В бою это непременно произойдёт, но страх наступит уже потом, когда минует опасность. Таким днём у Сальникова будет 18 мая. И он его будет отмечать каждый год в кругу своих друзей на даче, когда цветёт сирень и распускаются тюльпаны, как той весной в Афганистане.

В апреле 1986 года Геннадий Сальников первым вылетел на разведку пылающего реактора в Чернобыле, а потом тушил его в самый разгар пожара. Вертолёт командира всегда шёл первым, а за ним и остальные экипажи эскадрильи. Когда я его спросил, живы ли теперь летчики, которые были с ним в Чернобыле?  Он коротко, с присущим ему откровением, ответил: «Нет, жив остался только я один!» Потом махнул рукой и в сердцах продолжил: «А что ты хочешь, защитой от радиации у нас была лишь свинцовая пластина на сиденье пилота, и всё!»

 Нет! «Звезду Героя» он не получил, хотя был одним из тех, кто спас Европу от большой беды. В тот сложный период «плюрализм» и «перестройка» пестовали своих героев, говорунов и авантюристов, приведших большую страну уже к другой катастрофе - распаду. А им героям Афганистана и Чернобыля пришлось тушить пожары междоусобных конфликтов на границах бывшего Советского Союза.

Минувшим летом не стало и Геннадия Ивановича, несмотря на отменное здоровье, Чернобыль сломал и его. С ним ушло душевное тепло, бойцовский задор и его личное обаяние, которое светило нам в эти трудные годы. Его место в первых рядах осталось свободным, и, чтобы занять его, нужно быть таким, как он. И это тоже вызов нынешнему поколению. А их, прошедших Афганистан, Чернобыль и многие другие «горячие точки», мы тоже будем помнить всегда и будем у них в долгу.

Конечно, Сальникова не забыли. В Калининградском Союзе «Чернобыль» на стенде есть и его фотография. А на лицевой стене висит картина, написанная маслом. На ней реактор и зависший вертолёт с подвешенной гондолой, загруженной специальной смесью. Картину написал штурман Геннадия Ивановича Шмаков в память о своём командире и тех незабываемых днях с горьким привкусом полыни.


Рецензии