Реставратор. Глава 2

 2.  В первый рабочий день Андрей оформился в отделе кадров, прошёл инструктаж по технике безопасности, получил спецодежду. Почувствовав себя настоящим строителем-реставратором, парень отправился осматривать старый дом, который ему предстояло привести в первоначальный вид.
Дом был построен в конце 19 века, сложен из крупных сосновых брёвен и вблизи производил внушительное впечатление.
Тут как раз подошли архитекторы, разработчики проекта реставрации: руководитель проекта Семён Семёнович и молодая архитекторша Лена. Андрей сразу обратил внимание на Лену, на её стройную фигуру в джинсах и яркой маечке, на симпатичное оживлённое лицо. « Славная девушка!», решил он.
Семён Семёнович с удовольствием согласился показать новичку дом и даже рассказал ему историю строения.
- Дом Вороновых, расположенный по адресу: улица Марата, 120, является выявленным объектом культурного наследия регионального значения.
Здание расположено в исторической части города, главным южным фасадом обращено в сторону улицы, но отделено от неё большим палисадником, в настоящее время это просто небольшой сквер. Здание находится на границе охранной зоны соседней исторической усадьбы мещанина Севастьянова. Оба здания соединяют массивные деревянные ворота. Здание представляет интерес, как часть сохранившейся купеческой усадьбы XIX века. Автор проекта здания неизвестен.
Дом Вороновых ранее был в составе усадьбы, от которой остались собственно дом и флигель, расположенный в глубине двора.
Воронов Никодим Прохорович, приехавший из деревни Козулька, считался в городе состоятельным купцом. Изначально в купеческом сословии не состоял, занимался оптовой торговлей хлебом на золотых приисках. Купил усадьбу и спустя некоторое время перестроил по своим нуждам.
Усадьба в окончательном виде построена в конце XIX века  и включала в себя два деревянных дома, флигель, амбар 2-х этажный, завозню, подвал, навес.
Здание после революции было национализировано, там размещались различные учреждения, а затем его перевели в жилой фонд и разделили на пять квартир. В каждой квартире было по кирпичной печи, ну, а так как жильцы попадались разные, дом не раз горел, но к счастью пожары во время успевали погасить и дом пережил своё столетие. В конце концов, его признали памятником старины, людей, населявших его, переселили в новые дома, а этому старому было решено вернуть исконный облик, по крайней мере, внешний.
В 90-е годы его уже пытались реставрировать, конечно, без научно обоснованного проекта, на деньги неких, м-м... меценатов. Но как всегда денег не хватило. После здесь было общежитие.
Пять лет назад произошло расселение дома.

Они втроём прошли по комнатам. Кирпичи от разрушенных печей были уже убраны и вывезены.
- Здесь было пять печей, разрушенных после расселения. Одна печь в центре здания  была отопительной, остальные печи были отопительно-варочные. Четыре года назад в доме произошёл пожар, - добавил Семён Семёнович, указывая на большой участок обгоревшего перекрытия.
- Вы же говорите, дом был расселен, печи разрушены. Отчего произошёл пожар?
- Да. Здесь даже электропроводки уже не было. Пожарные не смогли установить причину пожара. Видимо, кто-то пользовался открытым огнём.
- А помните, Семён Семёнович, - вступила в разговор Лена, - когда мы делали обмеры, на полу не было и следа пожара. Зато на крыше проломлен шифер, как будто что-то упало сверху, перекрытие сгорело насквозь, хотя было засыпано шлаком, как утеплителем.
- Н-ну, это... так. Пойдёмте дальше, - вдруг заторопился архитектор.
  - Так вот, композиционно объект представляет собой одноэтажный дом, Г-образный в плане,
с закрытым крыльцом с южной стороны, и поздним брусовым пристроем входа с северной
стороны.
Внутренние стены деревянные. Несущие стены из рубленого бревна диаметром 30 сантиметров. Перегородки дощатые, сплошные. Изнутри стены были покрыты деревянной дранкой, оштукатурены и побелены.
 Полы в доме прежде были из досок толщиной 60 мм по деревянным лагам из бруса. Несущие балки – брёвна диаметром 30 сантиметров. Имелось пять люков, ведущих в подпол. Все подполья до начала работ в значительной мере были засыпаны мусором, грунтом. 
Оконные коробки, дверные коробки и деревянные двери сильно изношены, потрёпаны, пороги сильно стёрты. Состояние неудовлетворительное. Будем заменять. Ряд дверных полотен утрачен.
- Ну-с, прошу дальше.
Они вышли наружу.
- Обратите внимание, молодые люди, на устройство стен. Посмотрите, как рационально и точно работали старые мастера.
Рубленые из бревен стены обшиты досками с профильной калёвкой, а  обшивка угловых выпусков бревен имитирует пилястры. Стены снаружи обшиты горизонтально расположенными облицовочными досками.
Теперь внимательно рассмотрим фасады — лица здания. Видите, они разные, дом многолик, что отражает его характер и его судьбу.

Выходящий в палисадник южный фасад в пять окон с выступающим тамбуром главного входа, обшит доской с профилированной калёвкой, стоит на кирпичном цоколе. Окна оформлены деревянными наличниками со ставнями. Над входной дверью выполнен декоративный фронтон из резной доски, такой же доской выполнен наличник двери. Сохранившиеся вертикальные декоративные кронштейны позволяют предположить существовавший ранее козырёк.  Крыльцо входа скрыто под поднявшимся культурным слоем.
Слева к зданию примыкают деревянные ворота с калиткой на трёх устоях-столбах.

Восточный фасад основного объёма в 7 осей рублен «без остатка в лапу» чашей вниз и обшит доской с профилированной калёвкой, обшивка выпусков имитирует пилястры. Все окна оформлены деревянными наличниками со ставнями, оконные рамы утрачены, а сами проемы зашиты досками.  Над третьим окном, справа, выявлен выгоревший участок обшивки  наличника и утраченный участок  карниза. Кирпичный цоколь имеет повреждения кладки из-за отсутствия гидроизоляции по низу цоколя, оказавшегося ниже культурного слоя.
Северный фасад. Левая часть основного здания выполнена в две оси окон, вдоль фасада идет лестница в подвал, которая нижней площадкой заходит под пристройку входа. Лестница в подвал прикрыта односкатной кровлей, поддерживаемой резной деревянной колонной. Окна с деревянными наличниками и ставнями забиты гвоздями. Старая деревянная лестница была в аварийном состоянии, сейчас её заменили. Колонна, поддерживающая кровлю, сдвинута с места и нависает над лестницей, ограждение лестницы отсутствует.
Центральная часть фасада представляет собой выступающий объём пристройки входа,  рубленый «без остатка в лапу». Отсутствие фундамента под пристройкой привело к тому, что весь объём пристройки глубоко просел.
На северном фасаде имеется дверь,  более поздняя, щитовая, на две филёнки, крыльцо утрачено.
Правая часть северного фасада в три оси (две оконные и одна дверная). Слева в углу расположена дверь черного хода, в настоящее время снятая с петель. На оконных наличниках утрачены навершия. Крыльцо находится в аварийном состоянии.
Западный фасад. Левая часть фасада представляет собой  фрагмент фасада основного здания в три оконные оси и двухосный фасад северной пристройки. Просадка пристройки привела к отрыву стены от основного здания. Фасад отличается разными размерами оконных проёмов: два из которых повторяют формы и размеры всех окон на здании, а два имеют меньший размер, отсутствие декора на наличниках и другой характер ставней. Над крайним правым окном фрагментарно утрачен карниз, и выявлены следы пожара, а под окном обрушение части цоколя.
Центральная часть фасада в три оконные оси  с выступом венцов по центру, обшивка угловых и центрального выступа сруба имитирует пилястры, стены обшиты доской с профилированной калёвкой.
Правая часть западного фасада относится к южной пристройке, меньшей по высоте. На фасаде имеется небольшой дверной проем, зашитый досками.
- Стены сохранились хорошо, - заметил Андрей.
- Совершенно верно, - согласился архитектор. - Поэтому и работы со стенами будет немного. В основном, восстановим отделку.
Так, беседуя, они обошли дом, остановились возле входа в подвал. Лена сразу стала спускаться по ступеням, глядя себе под ноги, чтобы не испачкать новые кроссовки. Семён Семёнович сейчас же окликнул её несколько резковато:
- Лена, вернись сейчас же! Сегодня мы не пойдём туда.
Девушка от неожиданности захлопала ресницами:
- Я думала... хорошо, Семён Семёнович.


Рецензии