Дарвинист

Беседа с дрессировщиком,
заслуженным артистом России
МИХАИЛОМ СИМОНОВЫМ


...э, значит, хотите водочки? Весь день сегодня пью водку, поэтому с вами без церемоний.
Давайте с вами шлепнем. Я за вашего интеллигентного волгоградского человека, хорошо?
Я - москвич. Приходите ко мне в любой день, я вас всегда приму.
Сегодня ко мне зашел один человек. Он зашел, я говорю, вы очень похожи на Геббельса. Я ему сказал.
Оказывается, он педагог крупного масштаба. У него детская группа, он этим озабочен. Вы чо не шлепнете?
Он о зоологии имел самые примитивные представления. Но я преподал ему теорию Бронштейна. Если вы масон, если вы еврей, вы сразу меня поймете.

КГ: А вы что считаете, что национализм связывается с физиологией?

Вот лучше пиво. Материал, так сказать, для борьбы с национализмом. Ха! ха! ха! ха!!!
Действительно, наглый я. Вы пришли в гости, а я вас еще давлю. Нахрен. Это плохо.
Как тебя зовут, юноша? Расскажи теперь мне, что ты хочешь. Вообще, смысл.

КГ: Меня заинтересовали ваши зооэксперименты. Мне захотелось встретиться с вами. Вот и все.

Ну, это уже хорошо. Ху! ху! ху! Водки, это самое, естественно?

КГ: Это не главное.

Это не главное. Так. Пивка? Ну, это дрянь, конечно.
Э... я считаю, что ни черта вы не понимаете ни в дарвинизме - ха! - о другом я уже не говорю, да.
Э... дело в том, что Дарвин это мое - мой фактор. Да, я дарвинист.

КГ: Нынче все вокруг критикуют Дарвина.

Хм, коричневые глаза, седые волосы, и такую глупость порите. Дело в том, что процесс естественного отбора он естественен. Если куча ненужных калош  будет лежать на прилавках, это уже является фактором естественного отбора. Не понятно?

КГ: Но...

Гм, гм, гм. Хотите, я вас задушу элементарно, прямо на ваших глазах. Хотя вы мне очень, ха! ха! импонируете как человек, ха! ха! ха!!!
Но!.. Вот и коллеги мои будут смотреть: куда ж он ушел? неужели он его задушил? Нет! Я не буду тебя душить. А они вернуться и еще принесут тебе бутылку пива.

КГ: У меня подозрение, что вам неинтересно уже объяснять.

Ты прав. Старею. Точно. Ха! ха! ха!!! Ну, мон шер! Естественно, что уже понимаешь, что кому-то трудно доказывать, уже бесполезно.
Вот смотри - мальчик. Что ему надо? Только девочек. Эй, Дога! Что у тебя водки нет?
Это клоун у нас. Второй клоун из двух. Нет, первый клоун из двух. Думаю, он не понимает мои общие... Концепцию вы не можете объяснить, говорит! Концепцию. Старая задница. Хороший мальчик, а всегда иронизирует. Я люблю его Джуну. Это тоже мой дэфэкт. Ха! ха! ха! ха!!! У него прекрасная девочка. А - а он говорит, что это не этично.  Мон шер, где вы берете эти костюмчики с погончиками?

...я хочу подумать, о чем я буду говорить. Хорошо?
Ха!  Во-первых. Во-первых, вы мне нравитесь вот так! Это можно сразу записать и крупными буквами. Вы знаете, в вас что-то есть такое, чего не встретишь в провинциальном городке, однако.

КГ: Вы, москвичи, просто высоко себя ставите.

Ха! ха! ха! ха!!!

КГ: Это постоянный ваш недостаток.

Да, да, да, да. Позволю поиздеваться, у вас не хватит в диктофоне пленки.

КГ: А у меня еще кассета есть.

Это хорош-шо! Ха! ха! ха!!! Скажите, Геннадий, так вы масон или еврей? Или одновременно?

КГ: А откуда такой вопрос возник?

Ну, из статьи. Которая вами создана.

КГ: Из фразы? Ну причем тут масоны, я вообще-то смутно представляю, что такое масон.

Ну, масон, у него жена масониха, и его сын масоненок. Мне нравится это определение.
Проблема заключается не только в вашей раздвоенности...

КГ: Наверняка у нас куча всяких внутренних противоречий.

Сам я от двух родителей: у меня бабушка читала французские романы без перевода, а папа - в деревне под Курском  пил самогонку. И я теперь нахожусь в двойной наследственности: с одной стороны пойти по линии самогонки, и с другой - читать изящные романы французских авторов. Да?
Так вот, я высмотрел маленькую вещь, я взял ишака (я брал однажды метисов), так вот интересно, он то орет по ишачинному, то орет по жеребячьему, и после этого становится в некоторой задумчивости. Я подумал: бедняга не может найти себя.

КГ: Знаете, это не совсем трагедия, это просто незнание своего главного "Я".

У вас прекрасно работает башка. Я вас обожаю. Ха! ха!

А вот ты видел мой лабиринт? Оптимизация! То есть короткий путь для нахождения варианта.
Существует логика рационального выбора. Мозг является органом выгоды. ВЫГОДЫ !
И вот вам мысль, которая основная: мысль есть фактор энергетической выгоды.
Если ты, допустим, хочешь бабу найти, ты же уже на второй этаж не побежишь за ней. Потому что лучше на первый этаж. Потому что это меньше нагрузки. Естественный вариант, нет? То есть оптимизация! оптимизация! А, конечно, когда я роскошным был!... Ладно, я бегал и туда и сюда. Но!
Ни одно существо, будь то обыкновенный ребенок, будь то Маугли среди волков, должным образом не сообразит, если его немножко не подготовить воспитанием.
Даже нету речи. Если он ничего не имеет в голове, то ничего и иметь не будет.
Не может быть ни одного элемента рационального без предварительной подготовки. Значит обязательно нужен элемент воспитания. Разум - штука приобретенная.
И все же ученые для испытания берут сырое животное. Интересно, что ни одного "сырого" ребенка для анализа брать нельзя, потому что ребенок явно психологического материала не даст.
Кстати, обычные дети до трех лет не могут провести мяч в лабиринте.
И Маугли не может делать умозаключений, потому что он не тренировал свой мозг на предметах.
Если бывшие папуасы надевают фрак, и говорят о профсоюзах и прочих вещах, это естественно. Хотя они поколение назад бегали без штанов. По прериям. По джунглям. Это просто смена предметов. Конечно, они ограничены, они не способны предвидеть многое.
И вот он до тебя - педагог - он не понял эту вещь. Он думал, что существо рожденное разумное в себе несет сразу. Ни в коем случае.
Животным люди ставят задачи. И если дать животному какое-то образование, развитие и ориентацию, дать животному свои способности проявить, тогда мы сможем получить от них результат.
Направление, которое хочу осуществить, я назвал - зоопедагогикой.

Чем меня поражает Иван Петрович Павлов (он так называемый пассивный физиолог), он не сказал ни о движении, ни о выгоде. Он фиксировал собаку в станке и животное не имело возможности выбора.
Но однако, он ставил и психологические понятия. К психологии он шел через физиологию, поскольку его подкупала четкость эксперимента: пожалуйста - раздражитель, пожалуйста - реакция, все взвешено. Он даже довел опыты до такой степени, что у собаки возникал рефлекс пятого порядка: загорается лампочка - у собаки возникает рефлекс, он подкрепляется; затем к лампочке присоединяется метроном - он не подкрепляет, но подкрепляется лампочка. И собака уже реагирует на метроном как на лампочку, потому что знает: сейчас загорится лампочка, а потом - пища. До метронома - звонок. И так далее. Пять раздражителей.
Хотя это только в условиях отсутствия выбора. Павловская собака в зависимости настолько, насколько связаны звонок, метроном и тому подобное. В сущности голова теряется от бессмысленности навязывания. Собака не раскрывает себя, потому что нет движения. Отсутствие движения это отсутствие выбора.
Кстати, Сталину именно такая наука была нужно, он поддерживал Павлова.

Н.А. Бернштейн, русский ученый, заактивизировал павловскую науку.
К примеру, глаз. Глаз, оказывается, не только фотокамера, но также совершенно другой организм. Глаз это еще ощущение движения. Шесть мышц глазного яблока, совершая прыгающее движение, создают информацию о форме предметов. Форма определяется мышечно. Фотокамеры нет - есть действенное ощущение всего. Пассивного анализа нет. Активный анализ существует и в зрении. То, что хотел сделать Иван Петрович благодаря связыванию собаки, отсутствует. Наоборот, движущаяся собака перерабатывает информации в сотни раз больше, чем пять павловских раздражителей. Собака в движении может сравнивать, взвешивать, и иметь субъективный анализ. Само движение вокруг предметов, обнюхивание, осматривание, это дает информацию ей о свойствах окружающей среды. Без действия невозможна информация. И действие оказалось единственным способом оценки.

Сам процесс выбора рационального является фактором эволюции. Мы эволюционизируем ежеминутно, ежесекундно. Вот ты щас смотришь на меня, а я  смотрю на тебя - уже эволюция есть. Если какая-то глупость - она проста. Если  интересное - тогда умно. Это умно и глупо делается ежесекундно. Я - дарвинист. Поэтому в Дарвине мне понятно, почему каждый день происходит убивание одних и выживание других. Естественный вариант.
Но! Страшная вещь. Эталона нет. Куда развиваться? В какую форму?
Эталона нет. Эталон это относительная оценка. Существует только процесс оценки. Выгода на настоящий момент. И весь эталон. Если ты бежишь, то тебе нужно в ту сторону, где меньше нагрузка.

КГ: Это только философский аспект.

Ничего подобного! Я работаю с животными, я вижу, они выбирают тоже. У них нет общего критерия, оценки высшего варианта нет. Они берут то, что доступно!

КГ: Тогда в чем отличие человека?

А человек такой же м... чудак как и животное.

КГ: Человек это сила.

Да. Но - религия! философия! физиология! - которые забрасывают в мозги этих бедных людей, делают из них такое г... , что они вот-вот друг друга добьют. И в Югославии, и в Абхазии, и в Чечне, и везде. А мы ничего сделать не можем.
Вот у тебя хорошая и красивая морда, ты ж драться не будешь ни с кем. Зачем без смысла? Правда?

КГ: Разум - штука приобретенная. Ваша фраза.

Больше того: зверем может быть только зверь. Вас удивило?
Сила еще не является фактором силы. Правда? Там должен присутствовать элемент разума. Медведь только тогда бросится на вас успешно, если он уже имеет опыт. На ком-то другом. На другом медведе. Если медведь не имеет опыта (даже большой, взрослый медведь), то без предварительных проб он талантливо бросок не сделает. Даже имея внутреннюю ярость. Самый первый его бросок не продуктивен. Испуг, страх, много смешанных чувств - и полное отсутствие координации, вот что самое главное. Ему непременно нужно несколько проб с успехом.
Мы снимали кино. В одной из сцен волки должны были загрызть лося. Они это делают в природных условиях. А здесь волков воспитали в вольере. Выпустили сырых домашних волков. Прыгал лось, бездарно и беспомощно кусались волки - но продуктивной работы не произошло.


Если говорить о перспективах развития, то критерия, к которому бы надо стремиться, в сущности нет. Мы пользуемся налицо теми средствами, которые есть, и только взвешиваем какое наиболее лучше. Если б, допустим, мы б выбирали дворцы, виллы на берегу Средиземного моря и так далее, то мы б выбирали, конечно, поуютней. При наличие высших возможностей мы выбирали бы, конечно, виллу, тщательно б смотрели достаточно ль фонтан бьет, есть ли бассейн, пляж. Но, к сожалению, такого выбора мы не можем позволить. Мы делаем тот выбор, который предоставила нам судьба. А в данный момент идет речь  о хижине, о гастрономе, о тех вещах, которые под силу нам. То же самое у животных.

КГ: И все-таки они отличаются.

Свободный рынок. Это самый верхний фактор оценки. К сожалению, масса самых малоимущих наших людей погибнет. Зато калоши на прилавках будут лежать никому не нужными.

Чем мне нравится биология - в ней нет места мистики. Настолько она проста. Мистика может быть, знаешь где, она может быть в сложностях биологии, в ее высших формах. Там можно встретить невероятные вещи.
Например, люди, которые совершают глупость, приходят к успеху. Витиевато идут, идут, идут - и хоп! А ведь был полный дурак.
Впрочем, почему бы не позабавить кучу глупцов. Больше того - иначе у них нет смысла в жизни. Куча дураков, которые не имеют смысла в жизни!
В силу того, что я постоянно нахожусь в цирке, мне параллельно приходиться иметь дело с провидцами, медиумами и прочими. Мы меняемся на одной и той же площадке. Порой киряем вместе. Это как в пионерских лагерях организатор. Ну, хороший пионер, мощный парень. Заставляет всех становиться! кланяться! включая садизм. И здесь "пионерский парень" расставляет этих дурачков. Причем набирает этих дурачков: если чувствует, что морда не та, он их не берет. И легко управляет. Даже под балдой. Я с ними десяток раз уже работал.
Мистика сейчас лучший фактор для создания Кашпировского, Чумака и Джуны.

КГ: Удивительно, но люди сами провоцируют эти явления. Ведь когда им говорят: вот истина, берите, радуйтесь! - они отворачиваются. Когда им предлагают черт-те что - они радуются.

Ты совершенно прав. Сейчас нужно давать им дерьмо. Потому что если ты расскажешь им о теории Дарвина, о теории Бронштейна, о теории тонких мыслей и о том, что все рождается только благодаря опыту, практики и действию, они не поверят, они скажут, что все рождается благодаря наитию, сверху, божьему. И даже нищая, которую обокрали, подле свечи скажет: это меня Бог покарал.
Я рано потерял родителей. Воспитывался у одной дамы. Она из балета. Она говорила: Миша, а почему вы вот так радикальны, вы читаете Дарвина, вы читаете Павлова, а ведь мистика это интересная вещь, вы теряете, вы заслоняетесь от людей, от романтики, от всего. Я отвечал: для меня в этом нет смысла.
Уже компьютеры существуют! Уже существует передача через космос! Мы создаем совершенно невероятные вещи в смысле создания биологических основ! Больше того, со СПИДом уже начинается борьба радикальная! А мы все ищем бабушек, которые "хотять" нам поведать Истину. Твою мать!
Это смешно! Если большая часть человечества голодает, и вы меня хотите убедить - ох! ох! - в сверхчеловеке, который нам даст жрать - нет этого! Я убежден, что мистика это мистика, что это безобразие, что это не имеет никакого реального отношения к жизни мелкоимущих людей, которые бедны, которые собирают пустые бутылки для того, чтобы купить кусок хлеба.

КГ: Но парадокс. Вы - дарвинист. А тут, когда естественный отбор налицо, вы начинаете проявлять чувства жалости? Разве вы способны вмешаться, помочь? Вы не способны.

Не думаю. Дело в том, если ясно будет представлена картина трагедии части людей, то кто-то займется их организацией. Надо чтобы эти люди нашли среди себя своих лидеров, может они отобьют кусочек еды у главных жральщиков, которые жрут все и не отдают ничего никому. Вот весь вопрос.


КГ: Вы не верите в Бога?

Не.

КГ: А мне не понятно, в каком отношении я с Ним нахожусь.

Вы знаете, Бог в вас внутри. Только это. А внешнего Бога нет.
Религия! Вот эти самые попики, которые живут за счет мелких людей, это... это... это не божество. Божество это вы. Это ваше. Ощущение. Вот сейчас. Завтра. Вы ж верьте в то, во что хотите верить. Хорошо?

КГ: Сомнения.

Я вам скажу, у вас страх. Вы боитесь, если вы Богу не полижите задницу, он вас убьет.

КГ: Нет, нет. Я пытаюсь других понять. Почему другие иначе себя ведут?

От страха. От страха.
Я приближаюсь к этому странному новому миру. Но! Ты хороший человек. Не бойся Бога. Ха! ха! ха!!!

КГ: Я себя больше боюсь, чем Его.

А страх все-таки существует. А вдруг он как раз над нами? А вдруг он займется тобой? Да? Потому что мы даже не знаем, где он может нам напакостить. Ха! ха! ха!!!
Щас мы принесем еще водки и снимем стресс.


Мон шер, ты мне каждую секунду приятен. Знаешь, почему? Во-первых, ты похож на всех этих самых: и на Миклухо-Маклая и на...

КГ: Я, пожалуй, пойду.

Ну куда торопишься! У меня пустой час. Два пустых часа! У меня вообще весь день свободный. Кроме того, мы так и не доплыли до истины.
Вы пишете, мон шер? Давайте вместе напишем. Я вам дам мысль, а вы напишете. У вас прекрасно работает башка. Я вас обожаю. Ха! ха! Щас нам принесут водки, мы раскроемся в чем-то еще. Ха! ха! ха! ха!!!


1994 год 


Рецензии