Сильному не нужен бог

БЕСЕДА С ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ ПАСТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЦАРИЦЫНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ГАРМАЕВЫМ АНАТОЛИЕМ ЦЫДЕНДАМБАЕВИЧЕМ (ОТЕЦ АНАТОЛИЙ)


ГК: Святой отец. Бог - сила? Кому нужна сила? Слабому? Сильному не нужен Бог?

Сильный - это самочувствие. Это на фоне восприятия самого себя. Внутреннее, собственное самопредставление. Ну а в действительности-то, если вы внимательно посмотрите свою жизнь, то обнаруживается, что на самом деле не так. Болезнь может вас скосить, какие-то чрезвычайные обстоятельства могут выбросить вас за борт. Есть какая-то сфера жизни, в которой сильный вовсе не сильный. И человек слаб не потому что он на фоне сильного слабый. А он потому слаб, что внутренне себя ставит в сравнении с Богом. И когда он ставит себя рядом с Всемогущим, то оказывается, он не просто слабый - он вообще никто.

ГК: Выходит, что "я сильный" это вообще не состояние, а только желание, да?

Да. Фактически это самообман. Но он открывается на обстоятельствах где человек не властен - в случае жизненных коллизий, которые наваливаются на него. Тот человек, который имеет отношение с Богом, оказывается, он все это выносит, потому что у него есть на что опереться. А человек, который опирался только на самого себя, вдруг попадает в обстоятельства где он бессилен что-либо изменить, у него теряется опора. Но трагедия вся в том, что человек в этом самообмане еще и устойчив, упрям. И немало людей, которые даже будучи битые жизнью, продолжают упорствовать. И это оборачивается уже тогда коллизией внутренней. Начиная с невроза, затрагиваются структуры и физиологические и психологические, в результате человек к старости становится желчным, развинченным во всех смыслах - он полностью проигрывает.

ГК: У верующих Бог точка отсчета? Жизненная установка на внешнее?

Да - на участие Бога во всех обстоятельствах. То есть самые трудные обстоятельства это наибольшая близость Бога. Чем ближе Бог, тем труднее обстоятельства, которые он задает. Почему? А потому что Он, задавая трудные обстоятельства, одновременно настолько приближается, что дает силы человеку перенести их.

ГК: Так Бог есть сила? Можно так назвать?

Можно.

ГК: А религия есть культ силы?

Культ силы божьей.

ГК: Внешне это ассоциируется с культом личности?

(смеется) Никак. Потому что культ личности это дутый культ. Реально то личность не имеет  такой силы, которую придают поверившие в нее. Но это тоже обнаруживается.

ГК: Сталин в каком-то смысле был заменителем Бога?

Ну в этом то и трагедия. Что народ подменил реальному Богу дутых идолов. Замена цели. Вместо соединения с Богом человек, соединившийся с Личностью, ищет как обеспечить свое человеческое благополучие. Начинается чистое человекоугодие, корыстные отношения, тем паче, что этот данный человек, стоящий во главе, не может всем дать. Он не Бог. Он может дать лишь ближайшему окружению. Тогда за это окружение цепляется другой порядок людей, они уже держатся не за самого главного, а держатся за его окружение и от этого получают что-то. Следующий порядок людей держится за этот второй ряд, затем четвертый ряд держится за этот третий ряд. Получается, что все фактически друг от друга зависимы. И чем сильнее этот культ, тем острее эта зависимость. Чисто человеческая зависимость друг от друга.

ГК: Вокруг кормушки.

И ладно бы это было только отношением вокруг кормушки, это же еще и отношение вокруг власти: тот же, кто имеет возможность что-то дать материально другим, он же еще имеет возможность властвовать, владеть чужими судьбами, владеть чужими жизнями. И получается, что Бог владеет судьбами людей от любви, и имеет на это могущество и силу и власть, возможность направлять человека и подавать человеку. А человек у власти  не имеет этого. И все идет от корысти. Все это иерархия корысти. И только у Бога все идет от любви.

ГК: Бог нужен грешнику. Чистому не нужен Бог.

Да, об этом Христос сказал: я пришел к грешникам. Чтобы грешных призвать к покаянию. А кто ж тогда те, кто не считает себя грешником? Это гордые люди, которые во внутреннем самообмане. И полагают, что они сильные, чистые. Подходит такой человек к батюшке: батюшка, я не знаю в чем исповедоваться, вроде бы ни в чем не согрешил? Ну коль не знаешь, что ж пришел? Да, говорят, надо приходить. Ну, когда узнаешь, тогда придешь.

ГК: Бог средство или цель?

И цель и средство. Он вообще все.

ГК: Я атеист. Бог для меня как Абстракция. Как  интеллектуальный вывод людей.

Мое же собственное впечатление до 30 лет. Это обычное состояние голого рассудка. Такой рассудок он не подозревает о присутствие Бога. Поэтому - если и воспринимает - то как Идею, как некое производное себя же самого. Рассудок не может взять Бога. Логика может. Логика может прийти к Богу: что все-таки да в мире что-то есть. Но главное - это чувство.

ГК: С чем это чувство можно сравнить?

(пауза)... гм, у многих людей в опыте это есть. Когда  человек из десятков людей неожиданно кого-то выделяет, как друга, как супругу. Это выделение друга. Оно происходит чувственно: вот мой друг.

ГК: А из чего выделять то? Из солнца? Из неба?

Он выделяется внутри. В сердце. Сердце начинает знать, что Он есть.
Тут по-разному. Или сразу. Или этапно. Есть такой этап, как сумеречное состояние веры: человек чувствует, что в мире что-то есть. В этом состоянии одни суеверными становятся, другие верят в наличие космических стихий, космического разума. Отсюда появляются ложные учения: Агни-йога, Белое братство. Это сумеречное состояние веры: человек не ведает еще Бога, но чувствует, что что-то есть, начинает создавать собственную иллюзию. Это самоизмышления, личные построения. А более пробудившееся чувство Бога оно уже знает, что Бог есть Христос. Оно узнает его уже.

ГК: Быть может Бог есть мои желания? Собственное "Я" - есть Бог?

Так именно. Для Вас.

ГК: Именно так? Я не ошибся, значит?

Это называется внутренним Идолом. И много людей, которые поклоняются внутренним идолам. Они воздвигают в себе, как ценность, какую-то свою потребность. А чаще всего эта ценность - Страсть.

ГК: Но Творчество! Когда ставишь цели! И победа радует! Потом хочется, как наркотик, еще и еще! И доза растет.

Это не Бог. Это служение Страсти. Страстям. А страсть есть производная дьявола. Это то, что уводит от Бога. Так то человеку даны большие способности, большие свойства, его души и духа, чтобы он служил этим Богу, то есть чтобы лепа то была от Бога, лепа Любви. Но человек вместо этого начинает любить свои страсти.

ГК: Ну а  что плохого? То, что создает творческий человек, все это он раздает людям.

Оттого что не в Боге ценность, постепенно происходит подмена качества. Происходит  подмена смысла: смысл любви, происходящей от Бога, сменяется смыслом корысти.

ГК: Опасность в перспективе?

Но и первый этап уже не нормальный: корысть она всегда корысть. Другое дело, что она на первом этапе не воспринимается как корысть, человеку кажется, что он служит своей страстью людям, а в действительности, оказывается, он служит страстям людей.

ГК: Страстям людей? Уточнить бы... Наверняка этим порой страдают и сами священники?

Мир весь грешен. Всяк грешен. В церковь человек ходит, чтобы однажды услышать в себе нестрастную природу. То есть ту действительно душу, которая, оказывается, в нем есть. Он ищет свободу от страстей. И вот это желание жить свободно в любви - в той настоящей любви - оно и пробуждает человека к Богу. Чувство это возникает всегда по наитию Бога. Бог же и оживляет человека. Это вера. Это чувство веры. Это чувство. Это желание иных смыслов. Как бы даже тягостность от прежних смыслов, от корыстных смыслов. Причем явственно чувство корыстных смыслов как корыстных.  До этого человек никакой корысти не чувствовал, он полагал, что служит людям, то с какого-то момента он начинает слышать в этом явную корысть, он чувствует подмену, и одновременно идет желание Бога. Единовременно.

ГК: От корысти трудно избавиться, мы обязаны зарабатывать деньги своей работой.

Так а ведите ль как: смыслы любви, они требуют зарабатывать. Требуют. Любящий, он самоотверженно  трудится ради того, чтобы подать нуждающимся. Поэтому, когда человек вступает в область церковную, то труд умножается. Удивительно, что самые крепкие хозяйства были у  людей верующих. И когда безбожие начало раскулачивать, то оно раскулачивало как раз людей верующих, которые не от корысти нажили богатства, а от великих трудов они имели хозяйство и с этого хозяйства еще кормили столько монастырей, строили столько храмов. Нет, не от корысти - от щедрости души.

ГК: Кстати, о нищих. Меня само желание подать нередко коробит.

От корысти. Вы не свободны от корысти.

ГК: Мне кажется, я унижаю нищего.

Это от искажения смысла.

ГК: Я думаю, он мог бы научиться зарабатывать сам, я вижу среди нищих людей способных к работе.

Вы имеете профессиональную найденность, но если вас жестко заставить перейти в профессию, которую вы не желаете, то вам придется очень туго. То есть в действительности у человека жизненные обстоятельства складываются не потому что они не таковые, а оттого, что он внутренне расположен не к таковым обстоятельствам, и попытка перевести его в другой стиль жизни это фактически насилие над его внутренним состоянием.

ГК: Он переболеет и приспособится.

По внутренним свойствам его души он не способен на изменения.

ГК: Выходит, я равняюсь на себя, на свое сегодняшнее  состояние?

Да. Причем вы увидите, что он совсем недавно был в вашем положении, совершенно уверенным, что у него ничто не поменяется.

ГК: Есть вероятность, что и я там окажусь?

Да-да. То есть эта самая область, где человек не властен. Он полагал всегда, что он властен, что он может подняться собственными силами и все сделать, а вдруг оказывается что есть предел. И сколько бы он не пытался призывать свои силы и все свое былое могущество, он обнаруживает, что в нем уже ничего этого нет.

ГК: К нищему надо относиться как к факту?

Который нуждается только в милосердии.

ГК: Выходит, Бог есть Любовь?

Любовь она ведь любит, поэтому она раскрывает всю глубину и весь потенциал того, кого любит. Божья любовь чем дивна, она раскрывает глубинный потенциал  человека. Вся духовная красота, которая в человеке заложена, под светом божественной любви раскрывается как  дивный цветок.

ГК: Но Бог есть и зависимость.

Бог - свобода. Пока мы без Бога, мы зависим от страстей. Мы во власти страстей, и повязаны ими.

ГК: И последний вопрос, святой отец. Вы могли бы резюмировать мои вопросы? В чем, по Вашему, тут ошибка?

Точка отсчета здесь неверная. Это все рассудочные построения. Поэтому изначально не принимающие Бога. Изначально отвергающие. Поэтому дальше остается лишь одно - утвердиться.

ГК: Я утверждаюсь как атеист все больше и больше?

Да. Но если, задавая эти вопросы, человек вслушается  в ответы, то с этого момента он начнет свое развитие. Вы не случайно задаете эти вопросы. Для вас они значимы. И значит вы не в плане утверждения задаете свои вопросы, а в плане ответов на них.

ГК: Спасибо.


1995 год


Рецензии