У каждого свой Дзен. Действие первое

               
                По мотивам повести Р. Тагора "Песчинка"


Действующие лица:
АЛЕКСЕЙ – фотограф, 30 лет.
ЛИНА - жена Алексея, 25 лет.
РАБИНДРАНАТ – 28 лет (1 действие), 47 лет (второе действие)
РАБИНДРАНАТ  - 60 – 70 лет (третье действие)
МРИНАЛИНА – жена Рабиндраната, 19 лет (1 действие), 38 лет (второе действие)
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (Ленка-пантера) – мать Лины, 45 лет.
КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ – муж Елены Николаевны, отец Лины (47 лет), капитан дальнего плавания.
КАТЯ – дочь Лины и Алексея, 7 лет.
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – врач «скорой помощи».
СТАРОЖИЛОВ – лейтенант полиции.
СЕРГЕЙ – наркодиллер.


               
                Действие первое.
                Акт первый.

Спальня Алексея и Лины. Вся увешана огромными чёрно-белыми мужскими и женскими фотографиями в стиле «ню», красные занавески на окнах. Кровати нет. Вместо неё – спортивные маты, застеленные пледами самых разнообразных расцветок. В комнате жуткий беспорядок. Лина и Алексей спят, каждый в своём углу. Звонят по очереди мобильные телефоны. Реакции никакой.

Раздаётся звонок в дверь. На него никто не реагирует. Снова звонок. После третьего раза Алексей садится.

АЛЕКСЕЙ.  Мамаша твоя явилась.

ЛИНА бормочет что-то невразумительное.

АЛЕКСЕЙ. Вот достала. Сейчас начнётся избиение младенцев. (Передразнивает кого-то) «Пора вставать! Ты была на собеседовании? А ты не думал поработать? Вы ещё помните, что у вас есть дочь?»

В дверь снова звонят.

АЛЕКСЕЙ. Линка! Открой дверь этой птице счастья, а то она заклюёт нас прямо в семейном гнезде.

ЛИНА (сонно). Нафига? У неё ключ есть.

Слышно, что дверь открывается.

АЛЕКСЕЙ.  Ну, понеслась! (падает на маты, укрывается с головой).

В комнату входит ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Видно, что она еле сдерживается.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Господи, какая вонь… (отдёргивает занавески, открывает окно). Время первый час дня! Вставать не пора? Лина, у тебя сегодня собеседование!  А тебе, кокон с яйцами (обращается к Алексею), разве не пора на работу? И вы не хотите поинтересоваться, как дела у вашего ребёнка?

ЛИНА уже сидит, прислонившись к стене.

ЛИНА. Как дела у моего ребёнка?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. У твоего ребёнка?! У твоего?!

ЛИНА. Мам…

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.  О, да у нас прогресс! Сегодня ты меня узнала! А ты помнишь, что было вчера?!

ЛИНА. Мам…

Во время этого диалога АЛЕКСЕЙ  выбирается из одеял, с трудом добирается до подоконника и закуривает.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Вчера ты свою собственную шестилетнюю дочь называла  Рабендроном (произносит имя с ударением на «е») Тагором и хохотала как умалишённая, когда она сказала: «Мама, я тебя люблю». Ты помнишь это?!

АЛЕКСЕЙ. (выразительно) Рабиндранат Тагор. Ра-бин-дра-нат!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Очнулся?! Свинья! Название новой дури ты помнишь хорошо! А как зовут твоего ребёнка, ты вчера не помнил!

АЛЕКСЕЙ (обращается к ЛИНЕ) Ты слышала? Я свинья! И как каждая порядочная свинья я знаю, кто такой Рабиндранат Тагор, и за что он получил «нобелевку».  А твоя  маман называет его дурью, а меня гонит на работу. На работу, где такие же, как она добропорядочные граждане, горбатятся в надежде заработать крошечную пенсию. Но это же святое – работа!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. А ты у нас голубых кровей миллионер?

АЛЕКСЕЙ. Да я за полтора часа могу заработать столько, сколько ты за три месяца!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. И за час всё спустить на наркоту!

АЛЕКСЕЙ. На удовольствие! Тебе знакомо это слово? Удовольствие! На возможность оторваться от  мира!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.  От мира вы и так уже оторвались – не вернёшь!

АЛЕКСЕЙ. Компенсируем приземлённость окружения.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, ты почему молчишь? Ты собираешься на собеседование?

ЛИНА (отрешённо).  Нет.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Почему?

ЛИНА. Мам, дай две тысячи.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Что тебе дать?!

ЛИНА. Дай пару штук. У нас деньги закончились. У Лёшки клиентка только на завтра.
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, сколько это будет продолжаться? Ты давно смотрела на себя в зеркало? На кого ты стала похожа! Ты же ходячее привидение!

ЛИНА. Мам, и так хреново…

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, что значит – хреново? Как ты со мной разговариваешь?! (вдруг останавливается, осознав услышанное). Подожди, ты хочешь сказать, что ты тоже? Ты – тоже?!

АЛЕКСЕЙ (с сарказмом). И вот разверзлись небеса.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (растерянно). Небеса?

АЛЕКСЕЙ. Наш капитан очевидность заметил то, что уже давно и всем известно.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Ты хочешь сказать, что Лина давно принимает наркотики?

АЛЕКСЕЙ. Год точно.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. И ты говоришь об этом так легко?

АЛЕКСЕЙ. А я должен рыдать и биться в конвульсиях?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Твоя жена, мать твоего ребёнка глотает яд – и для тебя это нормально?!

АЛЕКСЕЙ. Ваша единственная дочь и мать вашей внучки глотает яд, колет яд, курит яд. Вся жизнь вокруг – яд. И особенно она невыносима, когда в самый неподходящий момент обнаруживается полное отсутствие этой отравы. А знаешь почему, дорогая тёща? Потому что только эта отрава и даёт полную свободу.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина колется, а ты рассуждаешь о свободе?! Скажи, а для чего тебе эта свобода? Что ты с ней будешь делать? Загнёшься раньше времени от передоза, зато весь свободный?!

АЛЕКСЕЙ. Со свободой ничего делать не нужно, мадам. Её нужно чувствовать. Как воздух. И ваша дочь – тоже свободный человек, чтобы распоряжаться своим телом по своему усмотрению.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. По своему усмотрению,  или по твоему? Это же ты подсадил её на эту дрянь!

АЛЕКСЕЙ. До чего же нудными бывают утренние душеспасительные беседы.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Откуда ты взялся на нашу голову, умник безголовый? Что хорошего ты дал двум своим женщинам – жене и дочери? Научил колоться и жить без отца – без  матери?!

АЛЕКСЕЙ. Дорогая тёща, не нужно драматизма. Я никому ничего не обязан давать. Линка хотела родить – родила, хотела попробовать - попробовала.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, поехали домой!

ЛИНА. Мам, мне очень плохо. Дай денег.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, ты вообще слышишь, что я говорю? Лина, что с тобой вообще случилось? Он же не любит тебя! Что ты вообще здесь делаешь?

ЛИНА (неожиданно агрессивно). А кого он любит по-твоему? И я здесь живу! Уже седьмой год, если ты не знала!

АЛЕКСЕЙ. Браво, мышь! Иногда ты бываешь забавной.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Себя, Лина. Он любит только себя!

АЛЕКСЕЙ. А вот это вообще не новость и звучит банально до пошлости.
 
ЛИНА. Мам, ты дашь две тысячи?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.  Вы решили сдохнуть, не выходя из квартиры?

ЛИНА. Ну, мам…

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Нет. Денег не дам.

АЛЕКСЕЙ. Тогда мы решили сдохнуть.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Да ты-то уж скорее бы! (Презрительно) Фотохудожник! О тебе никто плакать не будет, кроме твоих проституток и педерастов  (пока говорит – дёргает одну из фотографий, та падает на мат).

АЛЕКСЕЙ (внешне спокойно). Дашь денег, сука?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. На похороны тебе – с удовольствием.

АЛЕКСЕЙ неожиданно бросается к тёще, хватает её  и тащит к открытому окну.

АЛЕКСЕЙ. Сейчас посмотрим, кто чьи похороны отпразднует раньше!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА сопротивляется, хрипит. Роняет на пол свою сумку. Некоторое время  происходит борьба. ЛИНА пытается встать – у неё это плохо получается. Она ползком добирается до АЛЕКСЕЯ, хватает его за ноги. Тот пинает её в сторону.  В конце-концов АЛЕКСЕЙ дотаскивает ЕЛЕНУ НИКОЛАЕВНУ до окна и переваливает через подоконник. Ноги ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ остаются в комнате.

АЛЕКСЕЙ. Плакать никто не будет, говоришь? А ты у нас знаешь, что такое смерть.  Или нет? Пора вас  познакомить! Полетаешь, птичка? А потом померяем количество пролитых слёз!

ЛИНА снова доползает до АЛЕКСЕЯ, пытается оттащить его от матери. Тот отталкивает её ногами.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Помогите!

АЛЕКСЕЙ. Да ты не хочешь умирать?! Боишься?! А только что была образцом цинизма! Ты же желала мне сдохнуть?! Когда умирает кто-то другой, это так не страшно, да, мадам?! Да?! А знаешь, сколько ты сейчас стоишь для смерти? Знаешь? Две тысячи! Ну же, давай! Всего каких-то пару тысяч рублей и ты купила себе жизнь! Подумай! Две вонючие бумажки, и все похороны отменяются! Или ты предпочитаешь познать радость полёта? (делает вид, что выталкивает тёщу в окно. Лина начинает выть. ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА снова кричит).  Так что?! Платишь, или летишь к своему Богу?!
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Плачу! Плачу! Отпусти!

АЛЕКСЕЙ. Не так быстро! Я теряю остатки заинтересованности в твоём земном существовании.  Жутко висеть вниз головой на пятом этаже и разглядывать асфальт? А знаешь, сколько раз я делал это? Знаешь?! Один прыжок, один полёт, один удар! Знаешь, как я мечтал о таком конце? Но всегда – ты слышишь, - всегда побеждал страх. Этот подлый инстинкт самосохранения! Каждый раз я понимал, что до икотки люблю жизнь.  Но я боролся. А ты? Ты даже не попробовала! Сразу суёшь взятку. Ты мелочь! Зачем ты живёшь? Отвечай!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лёша, забери деньги! Отпусти меня! Помогите!

АЛЕКСЕЙ. Зачем ты живёшь? Зачем ты топчешь каждый божий день землю, которую ты ненавидишь? Я устал тебя держать!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Деньги в сумке! В сумке!

АЛЕКСЕЙ. Деньги-деньги-деньги… Как я устал от них (заметно, что от напряжения он на самом деле устал, руки ослабевают, и ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА чуть не соскальзывает вниз. ЛИНА И ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА кричат. АЛЕКСЕЙ в последний момент удерживает тёщу).

АЛЕКСЕЙ. Деньги!

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. В сумке!

АЛЕКСЕЙ. Линка! Взять!

ЛИНА подбирает с полу сумку матери, достаёт кошелёк, вытаскивает из него деньги.
АЛЕКСЕЙ втаскивает тёщу в комнату. Та без сил садится на пол, пытается поправить причёску.

АЛЕКСЕЙ. Господа! В поединке между жадностью и трусостью победила трусость! (забирает у Лины кошелёк, достаёт оттуда все деньги). Ладно, будем милосердны. Оставим на такси. Харону и так сегодня перепало за стоянку (комкает одну бумажку и бросает Елене Николаевне). Мадам, это сдача. Живите. (начинает что-то искать в перевёрнутых одеялах).

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (тихо). Лина, доченька… Поехали домой.

ЛИНА. Мам, не начинай.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Лина, поехали. Катюша всё время спрашивает о тебе.

АЛЕКСЕЙ (нашёл телефон). Серёга?  Привет. Это Алекс. Привози. Бабки есть. Всё, давай, ждём. Линка? В норме. Тебе как раз. (отшвыривает телефон, продолжает говорить, обращаясь в ЕЛЕНЕ НИКОЛАЕВНЕ). Мадам, вам пора. Или вы хотите испытать с нами таинства кайфа и оргазма?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (она уже поднялась, подобрала сумку). Лина, послушай меня. Я больше не приду. Если ты сейчас не уедешь со мной – у меня больше нет дочери.
АЛЕКСЕЙ (подталкивает её к выходу). Да-да. И у неё нет дома, и вы ей больше не мать. Всё это мы уже столько раз слышали – пора сменить пластинку.
 
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Какой же ты негодяй…

АЛЕКСЕЙ (звереет). Слышишь, ты! Душеспасительница! Не затягивай мизансцену! Вали давай! Пантера! (последнее слово произносит с нарочитым презрением)

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (вздрагивает).  Откуда ты узнал?

АЛЕКСЕЙ. Что – нежданчик? Бывает. Если будешь хорошей девочкой, это останется нашей тайной.

АЛЕКСЕЙ грубо выталкивает застывшую тёщу за дверь. В дверях происходит заминка: ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА сталкивается  с СЕРГЕЕМ.

               

                Акт второй.

На сцене СЕРГЕЙ, АЛЕКССЕЙ и ЛИНА.
СЕРГЕЙ, изображая хищника, подходит к ЛИНЕ и долго целует её в шею и заплечье. Свет постепенно становится приглушённее. Гремит симфоническая какофония.  В переменчивом свете прожекторов  просматриваются сцены:  обнажённая в дУше Лина; Лина целуется  с Сергеем; Алексей с фотоаппаратом;  Лина, Сергей и Алексей в постели; рука, перетянутая жгутом и т.д. Постепенно сцена  заволакивается дымом.
Из моря звуков  формируется спокойная индийская мелодия.  Слышны женские и детские голоса.
 
Дым рассеивается. На переднем плане комната в доме Рабиндраната Тагора. Повсюду цветочные гирлянды. Посреди комнаты смущённая  МРИНАЛИНА она держит в руках масляный светильник. Заходит РАБИНДРаНАТ и нежно обнимает её.

РАБИНДРАНАТ. О, моя Чуни!* Наконец-то мы одни. Судьба послала мне тебя. Я теряю голову от твоей красоты. Я готов плясать от счастья и кричать всему миру о своей радости!

МРИНАЛИНА (она смущена и радостна).  Возлюбленный муж мой, ты так стремителен и горяч, что смущаешь меня.

РАБИНДРАНАТ. Но почему же? Чего ты опасаешься, Мрина?

МРИНАЛИНА(протягивает ему светильник). Тот, кто держит в руках масляный светильник и радуется,  прыгая до потолка,  очень быстро разольёт всё масло и останется без света. Гораздо разумнее  осторожно обращаться с ним. Тогда можно сохранить  огонь намного дольше.

РАБИНДРАНАТ (бережно принимает светильник из рук жены). Поистине, судьба наделила тебя не только красотой, но и глубоким умом, жена моя, моя Лакшми**, моя богиня.
МРИНАЛИНА (опускается к ногам мужа). И как Лакшми, сидя смиренно у ног Вишну, дарит ему силу и процветание, так и я, любимый мой, буду каждый день лелеять ростки бетеля***, чтобы, когда он вырастет, приготовить для тебя угощение.

РАБИНДРАНАТ (опускается рядом, передаёт светильник МРИНАЛИНЕ, они держат его вместе). Мы вместе вырастим бетель. А для тебя, любовь моя, я высажу множество деревьев, на которых будут расти самые сочные плоды.  И ухаживать за ними будут лучше, чем за заботливая мать за младенцем. И когда вырастут наши дочери, они приготовят из этих плодов самые изысканные сладости в мире, чтобы накормить своих братьев и родителей.

МРИНАЛИНА (стесняясь). Но Рабин, у нас ещё нет дочерей, а у них нет братьев.
РАБИНДРАНАТ (забирает светильник себе, поднимает его повыше, освещая лицо МРИНАЛИНЫ). Какая ты смешная, моя милая Чуни. Небеса не обойдут нас своей милостью, и скоро этот дом наполнится детскими голосами.

МРИНАЛИНА (смеётся).  И у нас будет много похожих на тебя детей.

РАБИНДРАНАТ(передаёт светильник МРИНАЛИНЕ). Ну, уж нет! Я хочу, чтобы дети были такими же красивыми, как ты, моя прекрасная Мрина!

МРИНАЛИНА( продолжает смеяться, отставляет светильник на пол). Ты говоришь, что я смешная, а сам капризничаешь, словно младенец, которому принесли не ту игрушку.

РАБИНДРАНАТ . О, Мрина, ты самая большая драгоценность, которую мне только могли преподнести боги. После того, как совсем ребёнком я остался без матери, мне казалось, что мир стал серым и безумным. Но когда я увидел тебя, мир снова стал тёплым и уютным, как этот огонёк.

МРИНАЛИНА (гладит Рабиндранату  голову). Я тоже благодарю судьбу за то, что встретила тебя,  и буду молить богов, чтобы все семь жизней провести вместе с тобой, любимый****.

РАБИНДРАНАТ (обнимает МРИНАЛИНУ).  Клянусь, что в первые три дня Дивали наш дом будет самым ярким из всех, чтобы Лакшми смогла отдохнуть и подарить нам благополучие*****. И огонёк, охраняющий наше счасте, никогда не погаснет в нашем доме.

РАБИНДРАНАТ передаёт светильник МРИНАЛИНЕ, музыка нарастает. МРИНАЛИНА  начинает  танцевать «Танец со светильниками». Постепенно сцена снова заволакивается дымом и индийская мелодия превращается в хаос звуков, который прорывает вой  сирены «скорой помощи».             

       
                Акт третий.


Дым рассеивается. Снова комната Алексея и Лины. Окна открыты, занавески развевает ветер. Слышен шум воды, льющейся в ванной.
АЛЕКСЕЙ и ЛИНА лежат, иногда подают признаки жизни – стонут, бредят, корчатся в судорогах. По комнате ходит от одного лежачего к другому АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.  Лейтенант СТАРОЖИЛОВ наблюдает за ним.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. И как их тащить? У меня только водитель.

СТАРОЖИЛОВ. А нужно?


АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. И срочно.
СТАРОЖИЛОВ. Задолбали. Третий вызов за сегодня с выносом. А тут ещё и лифта нет. Давай их через окно?
 
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Пятый этаж.

СТАРОЖИЛОВ. Сами спрыгнули.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Тогда и мамашу придётся заодно.

СТАРОЖИЛОВ. Да шучу я. Спина у меня отказывает уже этих жмуров обдолбаных таскать.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Они ещё живы. (достаёт телефон) Николаич, поднимайся, будем выносить…  Двое…  Да знаю… Ладно, не ворчи. Доблестная милиция поможет.
СТАРОЖИЛОВ (в рацию). Серёга, давай наверх. Двоих понесём. (Из рации: «Ну, ёлки-палки!») Носилки помоги затащить. Одного медики, второго - мы (Из рации: « Что за день, достали»)  Да у самого спина отказывает. («Здесь лифта нет!») Да знаю, что нет.   («Может, ещё кого вызовем?») Некогда ждать – загнутся («Ладно, понял, отбой»). Говоришь, док, живые они? Ну,  это вряд ли надолго. Скоро всё равно от передоза загнутся. В этот раз повезло – мамаша вовремя зашла. А так бы их сейчас в морг везли, а не в больницу.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Да, похоже на то. Эти, кажется, кандидаты в постоянные клиенты. Скоро достигнут своей нирваны.

В комнату заходит ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, в руках у неё полотенце, она плачет и размазывает не до конца смытую тушь.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Почему вы стоите?! Почему  не забираете их в больницу?!

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Забираем. Сейчас носилки принесут.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА. Господи, что же вы так копаетесь? Доктор, они выживут?!

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Выживут, выживут. Вы успокойтесь (слышен шум в прихожей). Вот, уже носилки принесли. Не мешайте. (к Старожилову) Ну, готов, лейтенант?
СТАРОЖИЛОВ. Куда деваться. Поехали.

 Свет гаснет. Некоторое время ещё слышны шаги нескольких человек, команды «Взяли», «Осторожнее», плач ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ.  Наконец всё стихает.
               


                Конец первого действия.






*Чуни - ласковое название любимой женщины или ребёнка
**Моя Лакшми! - именем богини благополучия Лакшми в Индии называют верных и преданных жён.
***Бетель - растение, из которого готовят жевательную смесь.
****и буду молить богов, чтобы все семь жизней провести вместе с тобой, любимый - в Индии верят, что женщина, соединяясь с мужчиной в браке, даётся ему на семь жизней.
*****... в первые три дня Дивали наш дом будет самым ярким из всех, чтобы Лакшми смогла отдохнуть и подарить нам благополучие -  Во время Дивали зажигают обрядовые светильники, дарят друг другу подарки, молитвы Лакшми, являющейся богиней богатства и благоденствия. Первые три дня праздника посвящены исключительно этой богине. Главный индийский праздник. Существует поверье, что богиня благополучия Лакшми заходит отдохнуть в самые ярко и красиво освещённые дома.

               


продолжение здесь http://www.proza.ru/2016/03/16/274


Рецензии
Уважаемая Наталья!

Не серчайте, не одолел. Но не потому что плохо, а просто глаза больные.
Автор Вы сильный и с изюминкой!

Владимир Эйснер   07.12.2016 10:30     Заявить о нарушении
Владимир, это проблема крупные формы - проблема Прозы, согласна.
Глаза болят, когда им смотреть уже ни на что не хочется, у меня здесь очень жёсткое первое действие. Так что не серчаю. Сама бы дальше не читала. Зато заканчивается всё светло и хорошо. Тагор, однако, батенька...)
Спасибо за попытку и за комплименты.

Наталья Галич   09.12.2016 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.