О вере и неверии

Первая неделя поста, и больше о вере. Нужно заметить, что неверие вообще не является грехом или недостатком, потому что все таки разум и познание посредством него в человеке отрицать невозможно. Так же, как и наличие веры в ком-то не делает его нимбоносителем и шелестящим белоснежными крыльями за спиной.
Вера сродни надежде. Вера как взаимопроникновение духа и материи, бога и человека. Это единство и, отсюда, целостность.
Вики утверждает, что вера "проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного общения". Если мы преодолеваем барьер одиночества, значит, верим. Если мы продолжаем общение, мы опять же верим. Поэтому вера и есть явление больше групповое, чем индивидуальное. Она как коллективное сознание и поэтому однозначна, лишена субъективизма.
Само слово "вера" несет этимологическое значение истинности, правдивости, верности, признание без проверок и доказательств.
Есть схожее слово - доверие. Не то, что предшествует вере, а то, что к ней прилагается, как необходимость. Они имеет более личный характер и касается уже сугубо общения. С кем бы оно не происходило: с богом, человеком, стихиями или животными. В определении это уверенность в порядочности и доброжелательности. То есть нет ожидания плохого, беды, подвоха. Для православного человека основным качеством есть доверие к богу, которое сформулировано через тезис, что все содействует ко благу, что бы не происходило. Все испытания даются по силам несущего свой крест. Это и есть составляющая опыта индивидуального сознания, что и составляет личный опыт.
Верностью есть стойкость и неизменность чувств и отношений. Для этого нужно наличие нескольких моментов: людей, самих чувств, отношений и устояться в них. Иметь некий внутренний порядок, а из него - порядочность, как ось порядка, как один из стержней, внутренней силы человека.
Как антипод верности - измена. Она определяема именно как нарушение порядка вещей, часть хаоса внутренних структур. Значение измены двояко: она как причина и как следствие. Изменяют, человеку или богу, потому что внутренне меняются, развиваясь или деградируя - измена как причина. Изменив, внутренне становятся другими - измена как следствие. Измена вносит двусторонние изменения - изменившего и того, кому изменили. Вкушение с древа познания добра и зла, думаю, тоже изменило бога, потому что он лишился прямого контакта с человеком. Мы не только не слышим его, но и не понимаем, чего он от нас добивается всю нашу жизнь. Мы не знаем, как правильно. Об этом слышала неоднократно от самих священников, носителей духа.
Меняется внутренняя структура, меняются чувства и отношения, привычный порядок взаимодействия. Измена, в отличие от всего приведенного, уже является греховной, как нарушение некоей целостности, уход в своем направлении в одиночку...


Рецензии