Телефонный звонок в музей

Совсем недавно в районном музее раздался телефонный звонок. Это была Чиканова Нина Ивановна, жительница нашего городка. С долей обиды в голосе она сказала, что все забыли, как будто и не было в Болотном такого большого предприятия как Комбинат бытового обслуживания населения, а ведь там трудились болотнинцы, которые помогали делать жизнь жителей нашего района более удобной и комфортной.

Действительно, сразу же вспомнилось, как совсем молодыми девчонками мы прибегали в это одноэтажное здание (в настоящее время это Дом детства и юношества) долго рассматривали образцы тканей и журналы мод, затем приходил мастер, снимал мерки. А затем были примерки, и вот он наступал радостный и волнующий день -день обновки. Надевалось новое нарядное платье, туфли на шпильках, и по деревянному тротуару, цокая каблучками, мы спешили на танцы в местный Дом культуры имени С.М. Кирова!

Вспомнив, всё это, не раздумывая долго, я пошла к Нине Ивановне и не напрасно. Который раз уже убеждаюсь, что судьба каждого человека - это новая страничка в истории не только родного края, но и страны в целом. Так случилось и в этот раз! Нина Ивановна вместе со своими родителями была эвакуирована в рабочий посёлок Болдотное в 1942 году. Ее отец, Иван Семёнович Семёнов, был классным пимокатом, поэтому его сразу же взяли на работу в пимокатный цех артели "Объединённый труд".

Валенки, сделанные им вручную, представляли Болотнинский район на выставках в Новосибирске. До сих пор хранятся у Нины Ивановны пимы из чёрной шерсти, сделанные руками её отца. Творил он и фетровые бурки для самого начальства.

Нина Ивановна в 1942 году в шестнадцать лет устроилась трудиться на швейную фабрику, которую в грозовые военные годы возглавляла Аронович Цилия Осиповна, прибывшая вместе с оборудованием из Украинского города Николаева во время быстрой эвакуации. В 1950 году Нина уволилась по собственному желанию, ибо хотела уехать на свою родину в город Ленинград, но к тому времени родители были уже в преклонном возрасте, и она, подумав, всё же осталась с ними, устроившись в качестве швеи пошивочного цеха артели "Объединеный труд". Цеха этой артели (контора, пошивочный, пимокатный, сапожный, резиновый, цветочный цеха, парикмахерская, часовая мастерская, отдел пошива головных уборов, фотография. Впоследствии был образован ещё и вязальный цех) располагалась на улице Максима Горького: там, где сейчас территория похоронного бюро. В 1956 году артель "Объединённый труд" и артель "Вперёд к коммунизму" объединяются в одну общую артель, которая спустя некоторое время стала именоваться "Двадцатый съезд партии".

Немного отступая от вышесказанного, хочется отметить, что до Октябрьской революции в России бытовые услуги оказывали частные предприниматели, ремесленники и кустари. За годы Советской власти бытовое обслуживание по существу было создано заново, и это входило напрямую в деятельность артелей.

Вот и в городе Болотное в 1960 году вместо уже артели появляется фабрика бытового ремонта. У предприятия заимелся собственный транспорт, на котором специалисты выезжали в сёла и брали заказы на пошив одежды: шапок, обуви и в назначенный срок привозили готовые вещи своим деревенским заказчикам. Даже приезжали жители промышленного города Юрги и делали заказы на одежду, как женскую, так и мужскую.
 
Здесь надобно отметить то, что сам швейный цех был ведущим на предприятии: шили все, что заказывали, даже иногда и чехлы на появлявшиеся во владениях легковые машины. Но главным, конечно, являлась одежда. Закройщики были универсалами. Они сами конструировали и моделировали одежду, приглашали на примерки и проводили разнообразные демонстрации мод современных мод. Модельерами выступали сами работники предприятия и их дети и родственники. Думаю, что те, кто участвовал в показах, помнят об этом и, может быть, дополнят эту мою работу своими воспоминаниями. Многие работники Быткомбината были награждены Грамотами, не только районного значения, но и областного. А мастер вязального цеха Боженок Ирина Давыдовна стала делегатом девятнадцатой партийной конференции по линии КПСС.

В 1977 году это предприятие местного значения было преобразовано в Болотнинское районное производственное управление бытового обслуживания населения. В годы горбачёвской перестройки наше предприятие, как и многие, многие другие, с лёгкой руки псевдореформаторов было ликвидировано.

Для нескольких сотен болотнинцев Бытовой комбинат был вторым домом, где проходила их основная трудовая деятельность, принросящая людям радость исполнения желаний. Трудно перечислить всех, кто трудился на данном предприятии, поэтому я говорю всем работникам Быткомбината огромное спасибо за Ваш добросовестный труд и недюжинное терпение по исполнению своего профессионального долга! Отдельная благодарность и большое спасибо Чикановой Нине Ивановне, которая до сих пор искренне болеет Душою своею за, ставшее за долгие годы труда, родным предприятие, где работал её отец, где сама она протрудилась до самой пенсии, где работали её близкие подруги и друзья.


Рецензии