О Хрустальном медведе Берлинского МКФ 2016

20 февраля в немецкой столице состоялась торжественная церемония подведения итогов Берлинале-2016 (66-го международного Берлинского кинофестиваля), на которой, собственно, и определилось, кто же стал его почётным номинантом на этот раз. И среди тех, кто повёз в родные края «Золотых» или «Серебряных медведей», между прочим, отметились и наши соседи.

Фильм «Я здесь» латышского режиссера Ренарса Вимбы, участвовавший в параллельной конкурсной программе детских и юношеских фильмов «Поколение» (категория «14+»), получил «Хрустального медведя». Событие, прямо скажем, не проходное. Достаточно отметить, что на участие в программе «Поколение» этого года было подано более двух тысяч (!) заявок. А в категории «14+» вместе с латвийской кинолентой участвовали ещё 15 полнометражных фильмов. Так что и у организаторов фестиваля, и у международного жюри выбор был.

И они выбрали – «Я здесь». Хотя этот фильм для режиссёра – дебютный. В Латвийскую академию культуры 33-летний Ренарс Вимба поступил в 2008 году. Через три года, закончив её, он получил степень магистра по режиссуре. Параллельно учился и в Балтийской киношколе (Таллинн), где его педагогом был известный американский специалист, профессор своего дела – Борис Фрумин.

В Литве, России и Германии Ренарс занимался в разных творческих мастерских. И только убедившись в основательности полученной им теоретической базы, принялся за практику. Сначала снял несколько короткометражных фильмов, среди которых были и документальные, и игровые. А потом… Взялся за «полный метр». Которым стал «Я здесь».

Премьера фильма на Берлинском фестивале состоялась 14 февраля, в День всех влюблённых. Наверное, не случайно. Есть в кинокартине и любовная линия, возникающее чувство между её главной героиней – 17-летней Раей (Эллина Васка), и приехавшим из столицы практикантом – учителем английского языка (Эдгар Самитис). И хотя по ходу развития сюжета зритель чувствует, что эта близость не случайна, они оба нужны друг другу, но… Всё заканчивается довольно печально. Учитель бросает Раю.

Всё так непросто в этой жизни. Особенно, когда ты только начинаешь жить. Отец Раи и её 12-летнего брата Робиса (Анджей Янис Лилиенталс) умер, мать (Резия Калныня) уехала на заработки в Англию, и с тех пор о ней – ни слуху ни духу. И ребята живут с бабушкой (Рута Биргере) на небольшом хуторе в Латгалии, пограничной с Россией исторической области Латвии на северо-востоке страны. Хутор как хутор. Сотни, если не тысячи, таких разбросаны по опустевшему, депрессивному, но по-своему красивому и прекрасному краю: старый, обветшалый домишко, охраняющий его барбос на цепи и небольшой, запущенный яблоневый сад.

И вот его, прямо как в знаменитой пьесе Антона Палыча, бабуля собирается продавать. А вместе с ним и дом. Но ведь это – отчина Раи и Робиса. А за неё – надо бороться. И Рая пробует это сделать. Правда, опять же – без особого успеха.

Дом бабуля продаёт. А продав – умирает. И дети закапывают её тут же, в саду. Под уже проданными яблонями. Нет, они не садисты. Но… Как жить без бабушкиной пенсии? И в детский дом им тоже не хочется! А хочется, как и всем нам, тепла и любви. К маме… К маме очень хочется!

И тут… О чудо! Рая выигрывает олимпиаду по английскому! Да, может, как человек и мужчина, практикант и не самая хорошая личность в окружающем Раю мире, но… Как педагог, оказывается, очень даже приличный профи! А главный приз победителю олимпиады от одной из латвийских авиакомпаний – билет в Лондон. И вот уже Рая идёт по улицам английской столицы. К маме.

Но та даже не пускает её за порог своего нового дома. Не обнимает, не целует, не прижимает к себе. Она физически не может этого сделать. Потому что на руках у неё маленький ребенок. Всё, что она может пожертвовать для дочери – это разговор на пару минут на лестничной клетке. И деньги. На обратный билет.

Что на это скажешь? Тем более, родной матери. Даже если тебе больно. Очень больно. Обратно, так обратно.

И Рая возвращается. Но не домой – на давно проданный и практически разваленный хутор, а в детский дом, куда за время её отсутствия уже определён Робис. И хотя главная цель её поездки в Лондон не достигнута: возвращается она одна, без мамы, но… Приезжает не с пустыми руками. Она привозит брату фирменные кроссовки. Красные! И это яркое цветовое пятно на фоне серого монохрома их прошлой жизни, на мой взгляд, – символ надежды. Свет, который судьба и автор сценария зажигают в тоннеле жизни подростков: всё плохое остаётся в прошлом, а в настоящем и, тем более (!), в будущем – только хорошее. Ну, хотя бы потому, что плохое не может длиться бесконечно. Когда-то должно… Обязательно должно начаться хорошее! Ведь человек рождён для счастья.

Как поделился своими впечатлениями от просмотра «Я здесь» один из зрителей: «Удивительный фильм. Умный, красивый, без соплей и чернухи». А кино, оно ведь, собственно, и снимается для зрителя. Так что приз свой в Берлине латвийская команда, снявшая эту киноленту, получила вполне заслуженно.

Правда, у какой-то части читательской аудитории может возникнуть вполне закономерный вопрос: а чего это я так радуюсь за ныне самостоятельных и порою не очень дружелюбных к нам латышей? Что?.. Возникает?! Ну, тогда отвечу на него примерно так. Да просто потому, что я ещё помню Рижскую киностудию. И фильмы, что снимали на ней. Причём не только художественные!

Что я говорил в самом начале этого материала? «Всё так непросто в этой жизни. Особенно, когда ты только начинаешь жить». А не продолжение ли это темы, которую в 1986 году своим документальным фильмом «Легко ли быть молодым?» поднял позже так безвременно и трагически погибший Юрис Подниекс? Между прочим, в 1988 году эта кинолента была отмечена призом FIPRESCI на международном кинофестивале в Каннах.

Если же об игровых картинах киностудии, то самая известная из них, пожалуй, «Долгая дорога в дюнах». Когда она в самом начале 80-х вышла на экраны, то не только Латвия, весь Союз от Минска до Владивостока с нетерпением ждал очередной серии. И как только начиналась её трансляция, бросал все дела и собирался у экранов своих телевизоров.

А какие детективы снимались в Риге! Вспомним хотя бы «Двойной капкан», ставший лидером кинопроката в 1986 году, когда его посмотрели 42 миллиона (!) зрителей. Саундтрек Раймонда Паулса к фильму, между прочим, в этом же году был выпущен на отдельной грампластинке. И таких картин можно вспомнить не одну, не две. Хорошие детективы Рига снимала практически ежегодно: «Три дня на размышление» (1980), «Следствием установлено» (1981), «Когда сдают тормоза» (1984).

Уже привыкший к этой доброй традиции зритель ждал: «Ну, что такого, новенького, покажет нам Рига в этом году?» А зрительский интерес – один из движителей творческого процесса. Побудительный мотив снимать лучше, качественнее, учась на тех ошибках, от которых не застрахован никто. Тем более, когда начинаешь что-то новое, чего до тебя ещё не делали.

Так что в достижениях латвийской составляющей общей для всего Союза советской киношколы есть какой-то и мой (пусть совсем небольшой!) вклад – как заинтересованного и прилежного зрителя. Мой, ваш, их. Наш, общий вклад. А советская, в т. ч. и латвийская, киношкола того периода не ушла в никуда. Она осталась в специалистах (режиссерах, операторах, монтажёрах), которые снимали тогда. Но люди не живут сами по себе. Они живут в социуме. Которым востребован опыт прошлых поколений.

Вот я и радуюсь за «Хрустального медведя», полученного латвийскими кинематографистами. Потому что маленький кусочек этого хрусталя – мой, ваш, их. Наш, общий. Так давайте все вместе порадуемся за Ренарса Вимбу, всю его творческую команду и созданный ими фильм. У них получилось! И от этого в выигрыше мы все. Зрители. Вне зависимости от территории проживания и гражданства. Все.

На снимке: Берлин, 20 февраля 2016 г. Ренарс Вимба, Элина Васка и их "Медведь".
Источник: http://kinoblogeri.lv


Рецензии
Конечно, помню детективы Бренча с Пуцитисом в главной роли, тот же "Свет в конце тоннеля". Если говорить о "Дюнах", то один музыкальный ряд чего стоит.
Внимательно прочел публикацию, и пришел к выводу, что новое латвийское кино, даже лучшие его образцы, мало отличается от общеевропейской тенденции снимать фильмы в уныло-депрессивной манере, перегруженные психоанализом на тему морального упадка общества.Немало подобных образцов в эстонском, финском, датском, норвежском кино. Типа "Лиля навсегда" некоего Мудиссона.
Игорь, вот честно: не нравится эта упадническая тенденция. Поддерживаю Ваш оптимистичный взгляд на прошлое латвийского кинематографа, надеюсь на возрождение его лучших форм.
Спасибо за интересный кинообзор.

Сергей Соломонов   28.03.2016 19:49     Заявить о нарушении
Со многим соглашусь, Сергей.
Мне этот фильм был интересен тем, что он создан латышскими кинематографистами. Всё-таки хочется знать, какими путями сейчас идет творческий процесс на территориях тех стран, которые сейчас относятся к пост-советскому пространству и которые мы до сих пор продолжаем относить к категории "наших". Но если с литературой информации и публикаций достаточно: здесь, на "Прозе" у меня есть переводы Владимира Лыса, Антона Санченко, Сергея Жадана, Александра Есаулова, Юрия Станкевича, Ольгерда Бахаревича. На "Школе" есть мои рецензии на романы Лаймы Муктупавелы (Латвия) "Заповедь шампиньонов" и Руты Ванагайте (Литва) «Mūsiškiai» («Наши»). Очень мне нравится проза Гелы Чкванава (Грузия)...
А вот с киноиндустрией... Так, навскидку, могу вспомнить "Анастасию Слуцкую" (Беларусь) и "Имена в граните". Последний - совместное эстонско-финское производство и я, когда в 2006 г. последний раз был в Финляндии, купил этот фильм с субтитрами на ДВД. Он мне понравился. Хотя его и снимал эстонец - Элмо Нюганен, но я ковырялся как-то по этому фильму, даже небольшой отзыв о нем написал (надо его найти в Сети (дело было до "Прозы") и попробовать заточить под очередную рецензию) и насколько помню, он был руководителем Русского драматического театра в Таллине и даже получил какую-то Ельцинскую премию в области культуры. И оператор этого фильма был русский. Сергей Астахов. "Картинка" в этом фильме на мой взгляд просто замечательная.
В общем, фильмы с "пост-советского пространства" приходят не так, чтобы часто. Может, поэтому меня так и воодушевил этот успех латвийского творческого коллектива, что я просто не смог пройти мимо этого интересного события?..

Константин Кучер   29.03.2016 18:42   Заявить о нарушении
Эстонское кино люблю. У них интересный кинематограф. Неплох фильм "Мандарины" с Ульфсаком. Правда, тема мрачная.

Сергей Соломонов   29.03.2016 19:30   Заявить о нарушении
Точно, помню. Место действия - Абхазия. Начинал я его смотреть. Но почувствовал, что всё это плохо кончится и остановился где-то не очень далеко от начала.
Похоже, где-то близко от этого фильма тема романа Гелы Чкванава "Гладиаторы". Он был опубликован в "Дружбе народов". В Сети его легко найти через тот же "Журнальный зал". Но по той же самой причине, что и с "Мандаринами", мне значительно больше нравятся его "Лауреаты Солнечной премии", которые были опубликованы в "Неве".

Константин Кучер   29.03.2016 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.