Про самовар из детства

     Еще не так давно в каждой семье я видела самовар. Правда - электрический. Как дань уважения. Тому самовару, древнему, угольному или дровяному, что был в семьях предков. Воспоминания о прекрасных минутах единения за общим столом, когда кипел самовар, а люди садились за круглый стол под оранжевый абажюр и распивали чаи. Точнее, пили чай и вели неторопливую беседу. Ностальгируя по тому времени, мои знакомые покупали самовары и пытались воссоздать тот уютный мир за вечерним чаем. Но...к самовару приходили только старики и сама хозяйка. Муж запаздывал на работе,дети наоборот, торопились выпить чашку чая и убежать - кто на тренировку, кто в кино...Вечернего чаепития не получалось.Потому что электрический самовар - это очень отдаленное подобие настоящего русского самовара. Да и присутствующие уже сами значительно изменились.

     У моей бабушки был самовар. Настоящий, большой, с медными начищенными боками. А может и не медный совсем, а латунный, но не суть важно. Самовар для меня был опасным созданием. Мой детский ум воспринимал его, как живое существо, которое издавало булькающие звуки, шипело, стреляло внутри пугающими звуками и было очень горячим, обжигающе горячим. Но это существо бабушка уважала. К тому времени, когда мои родители - голодный студент и не менее голодная медсестричка - приходили в нашу коммунальную квартиру, бабушка уже доводила самовар до кипения. Помогал ей в этом мой дядька Сергей, у него за шкафом всегда были лучиночки, сухие и желтенькие цветом. Бабуля ловко их умела разжигать и быстро опускать в горловину, в темную и закопченную. Словно в пропасть, бросала она этот маленький факел. Он пролетал узкую нутряную часть и освещал окошки внизу самоварного днища. Мне представлялось, что там живут маленькие человечки и им очень тепло становится от костерка, что разжигала бабуля...
 
     Но прежде, самовар наполняли холодной водой из ведра. Все эти приготовления делались в общей кухне большой коммунальной квартиры. Самовар закрывался крышкой с двумя ручками в виде шишечек.Потом на крышку сверху опускали длинную трубу, похожую на ногу. Самовар стоял на плите, труба выходила своей изогнутой частью в дымоход плиты. На моей памяти я не помню, чтобы большую плиту в кухне когда-либо топили. Она всегда была холодной, и на ней стояло множество примусов, керогазов, которые шипели, шкворчали и обязательно были заняты кастрюлями, сковородками или чайниками. А вот у моей бабули всегда пили вечерний чай из самовара. Я думаю, что это было её приданное. Она его получила, как подарок от своей крестной, когда выходила замуж....Но это только мои домыслы.
 
       Самовар был большой, красивый, целый, без всяких запаянных мест. С краником в виде какой-то загадочной буквы. Большое искусство, как я полагаю, уловить момент, когда самовар начинает кипеть. Потому что верхняя крышка начинала бренчать и из-под неё летели горячие капли. А вот бабушка щупала самовар внизу и говорила - еще не готов. Как им - самовару и бабуле - удавалось приходить к согласию и делать полностью горячим все содержимое самовара, я так и не поняла в силу своего малого возраста. Труба снималась. Сверху одевался набалдашничек, в виде конфорки и дядька нес самовар в комнату. Водружался он на круглом столе на свое законное место, на подносик возле бабушки. Заварной чайник ставили на конфорку, и можно было садиться вокруг стола в ожидании чая.
 
      Я очень любила эти часы, когда падает свет от абажюра прямо на середину стола. А вся остальная часть комнаты словно в полутьме. А на светлом кружке стола уже сахар кусочками, как льдинки. Варенье из псковской деревни, что мы с бабулей летом наварили. Французская булка с полосками на боку нарезана крупными ломтями. Если есть масло, хорошо. Значит нам с братом дадут по бутерброду. Главное - чай, горячий и душистый. Варенье в розеточке. И мы с братом, участники взрослого застолия, болтаем ногами, вертим головами. Такое ощущение покоя и блаженства. Я помню его до сих пор. Чаепитие сопровождается долгими беседами взрослых, родителей, бабули и дядьки. Еще приходила моя тетка, бабулина племянница.Иногда приносила кусок вкусной колбасы. С крупными белыми жиринками. Может просто в детстве все было вкусней. Кто знает...Чайное застолие - это прекрасное воспоминание моего детства. Потом мне уже никогда более не приходилось пить чай из самовара. Самовар остался в детстве.


Рецензии
Прочитала и вспомнила наш самовар. Мы в нем варили картошку в чеченскую войну.

Полина Жеребцова   06.06.2016 08:19     Заявить о нарушении