Этюдный метод тренировки воображения и внимания

Существуют разные формы этюдного тренажа — от простейших упражнений до сложных этюдов.

Занимаясь упражнениями, можно развить внимание, воображение, умение подлинным образом думать на сцене, общаться с партнерами и т.д.

Интонация произношения реплик и действия должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".
Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
 В более сложных этюдах все эти элементы сливаются в едином органическом действии.

Краткая характеристика видов этюдно - тренировочной работы:
 1. различные упражнения
 2. этюды — одиночные, парные, массовые и т. д.

Роль каждого из них в развитии у исполнителя творческих качеств, необходимых для органического действия на сцене.

1. Упражнения на концентрацию своего внимания (внимательное запоминание всеми органами чувств ощущений, мимики, жестов, движений, взгляда и т.д.)

2. Упражнения с воображаемыми предметами развивают умение действовать
последовательно, укрепляют чувство правды и веру в предлагаемые обстоятельства, начисто лишают возможности действовать приблизительно, нелогично, непродуктивно, а главное — вызывают потребность в активном внимании, воображении мысли.

3. Этюды (связаны с действием,  развивающимся   действием, которое, встречаясь  с  какими-то препятствиями, КОНФЛИКТОМ, меняет:
   1. Свою направленность,
   2. Характер,
   3. Зависят от непосредственного восприятия предлагаемых обстоятельств,
   4. Их оправдания,
   5. Оценки. 

Импровизационный характер работы над этюдом лишает возможности механически повторять уже известную линию действия.

Действовать в этюде исполнитель должен «от себя» («Я в предлагаемых обстоятельствах»).

1.) ЭТЮДЫ ОДИНОЧНЫЕ (если нет партнеров)

2.) ЭТЮДЫ КОЛЛЕКТИВНЫЕ

А) ЭТЮД на общение

этюды на общение с оправданным молчанием

с минимум слов

B)  Этюд на общение с текстом

3.) Массовые этюды.

Эти несложные упражнения развивают наблюдательность и память, приучают  быть внимательными и сосредоточенными.

Станиславский сравнивал наше внимание с кругом света от лампы в темной комнате.

Круг нашего внимания может быть больше или меньше, «освещать» один предмет или множество, может увеличиваться и сокращаться, перемещаться в пространстве.

Если нужно сосчитать, рассмотреть, запомнить количество и расположение предметов на столе, то круг внимания будет ограничен столом.

Он расширится, если понадобится определить общёё количество мебели в комнате ее месторасположение. Но можно и сузить круг внимания, ограничив его одним рассматриваемым предметом или частью предмета.
 
Если внимание актера на сцене рассеялось, его легче всего собрать на каком-то небольшом объекте.

Круг внимания актера может сужаться и расширяться, но он должен оставаться в пределах сцены  не должен включать зрительный зал (кроме случаев предусмотренных автором).

Одно из распространенных и очень полезных упражнений, на-правленных на развитие воображения, заключается в том, что один человек берет какой-то предмет в руки, пытается относиться к не¬му, как если бы он был чем-то совсем другим, отдаленно СХОДНЫМ по фактуре (к меховой шапке как к живому щенку, к металлической пудренице как к холодной лягушке и т. д.).

 Добившись такого отношения, передает предмет партнеру, сказав, что он теперь обозначает. Это упражнение не только развивает воображение, но и учит правильной опенке предлагаемых обстоятельств, без которой не может быть подлинности действий.

Станиславский часто напоминал (в книгах и в устных беседах с молодежью), что мастера любого вида искусства тренируются ежедневно: певцы поют вокализы, пианисты играют гаммы, балерины тренируются у станка, художники делают наброски.

Драматические актеры должны развивать и свое тело, и го¬лос, и дикцию, но прежде всего — элементы органического действия. Короткие ежедневные упражнения должны стать привычкой.

Упражнения с воображаемыми предметами развивают умение действовать последовательно, укрепляют чувство правды и веру в предлагаемые обстоятельства, начисто лишают возможности действовать приблизительно, нелогично, непродуктивно, а главное — вызывают потребность в активном внимании, воображении мысли.

В жизни мы часто действуем не задумываясь: наши руки давно «изучили», «запомнили» и хорошо «знают», что и как надо делать.
Но на сцене, где всему приходится учиться заново, надо сознатель¬но вспоминать все мельчайшие физические действия в их правиль¬ной последовательности. Обычно это удается не сразу. Руки становятся какими-то нескладными, предмет то растет, то уменьшается, работа оказывается выполненной подозрительно быстро.

 Рекомендуется, проделав первый раз упражнение, повторить его с настоящим предметом, отмечая все неточности. После такой про-верки (а ее, если надо, придется повторять неоднократно) можно вернуться к работе с воображаемым предметом.

Постепенно физические действия становятся все увереннее, предмет закрепляется в своем размере весе и т. д., и наконец, наступает момент, когда тело начинает «верить» в подлинность совершаемых действий.

 Этот момент невозможно пропустить и не заметить, — ощущение возникает очень яркое; рука начинает чувствовать предмет и «вспоминает» сама, что с ним нужно делать. Теперь уже нет нужды сознательно обдумывать последовательность физических действий: творческая природа пришла в движение, к физическим действиям возвращается их жизненная непроизвольность. Возникают какие-то непредусмотренные заранее подробности. Все это означает, что возникло правильное сценическое самочувствие.

Действие в этюде может производиться в разком темпе и ритме.

Сапер разминирует объект. Ритм действия, его напряженность огромна. Но темп не может быть быстрым, он скорее будет замедленным.
 Ведь от тщательности и аккуратности работы зависит его жизнь.

 Меняя в упражнении предлагаемые обстоятельства, нужно пробовать одну и ту же цепочку движений выполнять в разных темпоритмах.

Этюд – это:
a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности  - это основной профессиональный навык.

С точки зрения социальной значимости – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.

 Цель подобного рода этюдных упражнений – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события).

 Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.


Рецензии