Село мое родное - Победим

             В детстве я даже не задумывалась, почему наше село названо так странно - Победим. Сейчас понимаю, время было такое ,послевоенное, правильно назвать - совхоз Коммунар 5 отделение село Победим.Так и указано село с необычным названием в моем паспорте, как место моего рождения.Может быть, это слово всю жизнь помогает мне выживать и побеждать любые трудности. Село это  в Алтайском крае, недалеко от городка Алейск.Давно уже живу я в Кемеровской области, но люблю мой Алтай по - прежнему.Покупаю муку" Алейка" с мыслью - Это
привет с моей родины.Была  в санатории в  Белокурихе, там действительно не хуже, чем на Юге, и условия проживания и лечение.Не зря Белокуриху называют всесоюзной здравницей.

Я очень рада, что мое родное село, Победим живет до сих пор. В селе проживают                около 3 тысяч жителей.В 1965 году открыта  общеобразовательная средняя школа, до этого в селе была начальная школа, дети ходили учиться в соседние села.Позже около школы организовали прекрасный дендрарий, который считается лучшим в крае.
По - прежнему сельчане выращивают пшеницу ,занимаются животноводством.


              Когда мне было лет 5, мама уехала на дальний Восток на заработки,   а меня оставила у своей мамы, моей бабули Насти.Кроме меня у бабули были сын Толик и дочь Рая, да еще одна внучка - сиротка Любаша.А дед мой Александр - герой, на войне был танкистом и до Берлина дошел.


              Помню, время было голодное .Хорошо еще, что была  корова, молоко нас очень поддерживало.К сожалению, часть молока ежедневно относили на совхозный молокозавод, там измеряли жирность молока, записывали в журнал, а взамен давали обрат, это уже для теленка.Я старалась всегда носить молоко сдавать, так как на молоканке, так называли молзавод, работала моя  крестная, она меня всегда угощала сливочками - нальет ковшичек сливок и спросит "- Выпьешь столько? " А я пью с удовольствием. Были еще куры и несколько овец. Жили мы в одноэтажнои  бревенчатом домике с одной комнатой и коридорчиком, который называли сенями.Вот и песня вспомнилась:"- Ох, вы сени, мои сени, сени новые мои, сени новые , кленовые ,решетчатые..."В доме в единственной комнате размещались русская печь, с которой была протянута через всю комнату балка - матрица, на которой крепились полати.Это просто доски под потолком настелены, там хранились вещи, и там же спали мы - детвора зимой.Еще была  печка - голландка, на ней готовили еду.Стоял стол, стулья ,скамья, висел шкафчик для посуды.На стене в углу висели иконы. А еще у стены под окном стоял большой сундук, а в нем все самое ценное - новая одежда, постельное белье, награды деда, там же прятали деньги.  В зимнее время , набегавшись на улице, замерзнув так, что руки не согнешь, забирались греться на печь, вот где было блаженство! Русская печь нас и грела и лечила.


 Летом спали на полу, а дед с бабулей на кровати железной.  Мясное  ели только в зимнее время, а в остальное время питались  тем, что росло в огороде. Рядом  был небольшой лесок, мы собирали  там  землянику, малину, смородину. Какое лакомство было - земляника с молоком - ложкой из тарелки !Помню, что всегда на столе были чеснок и лук.Натирали корочку хлеба чесноком и ели.А еще ели "тюрю"- в тарелку  сыпали сухари, заливали кипятком, добавляли ложку масла сливочного и мелко накрошенный лук. Немного подождать и тюря готова!Выращивали на огороде  овощи - картофель. капусту ,огурцы и другие.Воду брали из своего колодца в ограде.Такой вкусной воды  больше  я не пробовала!


             В зимнее время в доме было холодно, в окнах были одинарные рамы.В феврале у коровы  обычно был отел. Теленочка брали в нашу единственную комнату в доме, так как в стайке он мог замерзнуть.У нас, детей появлялась обязанность - караулить, когда теленок  польет струйку, мы подставляли баночку ,конечно, успевали не всегда и пол был мокрый.Запах был, как в стайке, но мы терпели, это же наш теленочек! По весне телка  отправляли  к корове.Морозы зимой были до 40 градусов, а когда буран или метель, то наш домик заносило снегом до крыши .Я только сейчас поняла, почему двери наружные в доме открывались вовнутрь .Приходилось откапывать от двери тоннель, чтобы выйти наружу.А нам, детям, было весело - мы катались по сугробу  прямо с крыши.На зиму готовили дрова, но их не хватало  и поэтому летом сами делали кизяки. На земле в невысокой емкости складывали навоз, солому, глину, поливали водой и ногами месили все это, а затем в форму набивали, переворачивали на землю, сушили.Вот этими кизяками топили печь зимой .



            В летнее время мы ловили сусликов, сдавали в сельпо, каждая шкурка стоила 5 копеек и билет в кино стоил 5 копеек.Так мы зарабатывали свои первые деньги.От совхоза ездил  мужчина на лошади с бочкой, наполненной водой, он выливал сусликов, это была его работа, получал  трудодень за это.Ну а мы брали ведра, воду набирали в ручье, человек пять вставали около норок суслика, шумели, чтобы  суслик не выбежал в запасной выход.А я у главной норки стояла и держала над норкой согнутые дугой пальцы руки, чтобы успеть схватить зверька за горло,  иначе он укусит.Мне очень нравилось ловить сусликов!Был азарт и страх, что может укусить.Суслики наносили огромный вред совхозу, поедая пшеницу, поэтому их отлавливали.


           Мои деда с бабулей и их дети с удовольствием ели сусликов, жарили их на  большой чугунной сковороде и все пытались меня приучить есть зверьков, но я так ни разу не попробовала.Одно дело - ловить сусликов, а есть их это совсем другое дело.По весне рвали первые нежные листочки  щавеля  в перелеске.Осенью рвали черемуху, собирали грибы.Пусть в детстве было не очень сытно, но все равно это было чудесное время и в памяти все осталось навсегда.


Рецензии