Новопровинциал зеркало курша 11

Рисунок: Стив Данилец Муза в Зеркале Эскиз

- Цинь-Шихуанди, - продолжал Зевс,
- Был формалистом и…,
- Поклонником ритуалов и церемоний,
- Однако, когда мудрец-Кант,
- В своем труде доказывал изящно,
- Что в действительности моральные требования к человеку,
- Не следует сводить к каким-либо техническим предписаниям и регламентам,
- Ведь сами эти регламенты процедуры, которые Цинь ассоциировал с церемониями и ритуалами,
- Не более чем возможности для эффективного достижения  преследуемой человеком цели.
- Хотя…,
- Хотя и сама по себе цель,
- Исходя из размышлений Канта,
- Цель не обязательно оправдана и нравственна….
- От этого и успешные исполнения регламентов-ритуалов могут быть изначально противоморальными.
- Однако и благая цель может вызвать применение ритуалов-регламентов,
- Хотя и эффективных, но аморальных….
- Таким образом, Кант формулировал для Циня гипотетический императив,
- Который оставаясь техническим руководством к действию….
- Совершенно ничего не говорит о его нравственном характере….
- Император Китая, преисполненный рациональности пользы своих действиях…,
- Прочитал, что исповедуемый им принцип целесообразности…,
- Совсем не совпадает с требованием морали….
- И потому, когда человеком в жизни преследуется некая цели,
- Или – множество целей…,
- Он не может, сколь бы много не было этих целей…,
- Особенных, частных, «эмпирических», не может вывести – нравственность и мораль.
- Поскольку эта нравственность….
- Признает правомерными одни и…,
- Осуждает другие цели….
- Так, строя свои рассуждения в книге, - продолжал Зевс,
- Кант приходил к тому, что моральное долженствование не устанавливается понятием цели,
- А, напротив, эмпирические цели….
- Могут быть обоснованы или отвергнуты,
- С точки зрения морали…
- Морали и нравственности, которые в этом случае…,
- Находиться вне всякого действия и влияние человеческой рациональности…,
- Рациональности, понимания и…,
- Суда….
- И потому…,
- Цинь, не просто читал, но…,
- Именно – понимал это и…,
- Явственно видел, что этот далекий ученый-философ прав….
- Прав и…
- Цель, которую ставится, кем бы то ни было,
- Уже предполагает нравственные принципы….
- И даже, высшее благо в мире…,
- Которое поставил перед собой Цинь….
- Должна следовать из некоей морали,
- А не лежать в основе новой морали…,
- Которую внутренне полагал сам Цинь….
- И потому, его так глубоко «задело за живое»,
- Что северный мудрец – Кант…,
- Увидев этот тонкий приоритет долженствования…,
- Над ценностями в морали, и в этом видел специфику нравственности,
- Доказывая что нравственные требования имеют,
- Абсолютный и  всеобщий характер…,
- Распространяясь в своем обязующем значении абсолютно на всех людей,
- И, в конечном счете, даже не замыкаются на всем человечестве в
- Обязанностей, вменённых человеку внешним подчинением.
- Когда Цинь читал Канта, он был удивлен тем,
- Что тот, не выводил мораль из анализа человеческого бытия, истории, общества,
- Но просто постулировал как нечто….
- Нечто изначально данное разумом и….
- Рассматривал его….
- Как некое особое измерение мира….
- Цинь…,
- Который как раз обустраивал тогда свой мир….
- Мир, созданный только для него и….
- Счёл этот постулат северного философа,
- Очень уместным для своего мира….
- Это измерение моральной само ценности морали, как бытия….
- Для этого, необходимо было что-то делать…,
- Делать….
- И, Цинь, воспринял цельность и единство морали и свободы, как способности человека давать себе самому законы,
- Определив собственный формализм в понимании нравственности…
- И видел то, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы…,
- Всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию,
- Принцип…
- Цинь, прочитал в книге Канта и о его категорическом императиве…,
- Категорическом императиве, который стал знаменитым и…,
- Почти непререкаемым…
- И Цинь, был очарован таковым понятием о морали, который….
- Представил собой высший принцип нравственности….
- Но, Зевс…, - я все-таки решился вставить в его лекцию свое слово…,

- Категорический императив, конечно же, останется навсегда высшей точкой философии Канта,
- Как «Отче наш» всегда останется первой и единственно важной молитвой – обращением к Богу…
- Но, Кант, формулировал и говорил о категорическом иперативе, уже ближе к концу своей жизни…,
- Во всяком случае много позже того,
- Нежели Кенигсберг перестал быть русским….


Рецензии