Работа над внешним обликом персонажа. Грим

О роли грима в создании сценического образа.
Гримировка — один из завершающих этапов работы актера над ролью.

Хорошо найденный грим имеет большое значение в созданий жизненно правдивого и выразительного образа, в донесении его до зрителя.

Прежде всего грим помогает подчеркнуть наиболее существенные черты характера, передать внутренний мир персонажа.
Грим должен помогать транслировать характер персонажа через МИМИКУ ЭМОЦИЙ.
 Которые должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф


С помощью грима мы можем сделать лицо старше или моложе, полным или худым, здоровым или болезненным, а также придать ему национальное своеобразие.

Можно в известной степени исправить недостатки лица, сделать его (если это требуется по роли) красивее.

Кроме того, в творческом процессе работы актера над ролью нахождение грима является созданием сценического образа.

Удачный грим (как и хорошо подобранная деталь костюма) влияет на самочувствие актера, помогает ему ощутить «зерно» роли, проникнуть в ее существо.

Так, вспоминая о работе над ролью маклера Обновленского в пьесе «Рубль» Федотова, К. С. Станиславский  «Парикмахер во время спешки наклеил мне правый ус выше, чем левый. От этого выражение лица получило какую-то плутоватость, хамство... Я подрисовал и правую бровь выше левой. Получилось лицо, при котором можно было совершенно просто говорить слова роли, — и все понимали, что мой Обновленский — г. мошенник, ни одному слову которого нельзя верить».

Не случайно Станиславский момент нахождения удачного грима называл моментом «великой радости».

Некоторые, особенно молодые, исполнители считают, что он не нужен, портит лицо, и выражают желание играть совсем без грима.

Другие же, наоборот, чрезмерно увлекаются гримом, превращают в маску. И те и другие заблуждаются.
Не загримированное лицо при ярком сценическом освещении кажется из зрительного зала тусклым, болезненно-бледным, черты его сливаются, и мимика — важнейшее средство выразительности актера — не видна.

Грим делает мимику более доходчивой и ясной.


Рецензии