Эпизоды

Дорога.

650 км не расстояние. Особенно когда едешь в горы. Когда с тобой рядом друзья. Мотор работает ровно. За него не стыдно, перебирал своими руками. Прогноз погоды радует. В сентябре в горах поймать неделю солнца без дождей – редкость.
До Пятигорска остаётся час езды и два до отправления поезда Пятигорск- Ростов-на-Дону, на который сядет моя жена. Она возвращается из Уллу-Тау. Эта поездка порознь. От Андрея звучит вопрос: «Значит ещё и в Пятигорск успеем заехать?» Я отвечаю: «Надо – заедем. А зачем?». В ответ: «А жена у кого с вокзала уезжает?» Вот так. Я уже всеми мыслями в горах. Совсем забыл, что сможем пересечься с моей Дашуней. Дела… В три минуты строим трэк на навигаторе. Музыка громче. Мчим в Пятигорск!
По телефону она спросила, почему так тихо у меня в трубке?
- Остановились. Отдыхаем. А ты в какой маршрутке едешь? Удобная? А какого цвета?
- Какая разница? Обычная жёлтая.
- Ну, как до вокзала доберёшься, позвони.
Сам в это время бегаю по площади в поисках цветочного магазина. Нашёл. Покупаю одну розу. И бегом к остановкам. Парни мои в стороне, чтобы не смущать.
Она выходит из маршрутки. Собранная. Красивая. С огромным туристическим рюкзаком ярко-жёлтого цвета. Расплачивается, спускается, ставит рюкзак на асфальт и глазами осматривается по сторонам. Так делают все оказавшись на новом месте.
Взгляд скользит по моим глазам. Уходит дальше. Между нами метров двадцать. И вдруг взгляд резко возвращается назад. В глазах всё! Недоумение, удивление, восторг, радость и слёзы.
Она не ожидала. Совсем не ожидала меня увидеть. Потом все смеёмся. Делимся с Дашей яблоками, и я провожаю её на поезд. Она едет домой после гор. Я - в горы.


ВЦСПС

- Ну вот, парни, нам сюда.
Перед нами склон. Крутой. Тропа виляет влево-вправо. Изгибается каждые три-четыре метра и уходит за перегиб. Высоко.
- Если дойдём до перевала за семь часов, то мы - молодцы. Пошли!
Андрей и Док вместе лет пятнадцать ходят в горы. В прошлом году поднимались на Хан. Не дошли. Поберегли себя. Потому и живы, потому и пальцы все целы.
Я - в первый раз. Осознанно, с желанием. С некоторой физподготовкой. Как новичок несу самое важное – верёвку. Рюкзаки набиты на все случаи жизни. За плечами по 25кг примерно.
Каждый час привалы.  Минут по десять. Пьём чай. Едим яблоки. Пока шли до курумника ещё было нормально. Но тут уже сказывается высота и усталость. Акклиматизации ещё нет. Солнце жарит. Воды не осталось. Рассчитываем на ледник на перевале.
Но эти последние сто метров высоты даются мне особенно тяжело. Около очередного тура нахожу пластиковую бутылку с небольшим количеством воды. Док уже рванул наверх, с криком: «Да тут двадцать минут осталось! Давай!» Андрей идёт медленно. Сбил себе ноги старыми треккингами. Я с непривычки вялый. Еле передвигаюсь. Высота около 3500м.
Поднимаемся на перевал. Перевал ВЦСПС. Выходим по тропе выше географической точки перевала. Пока шли назад последние два часа почти не смотрели. Ну да, над Грузией облака. Большие и тёмные. Над нами слегка пасмурно. Но дождя вроде не предвидится. Андрей поднимает ледоруб и протягивая руку вперёд и чуть вверх говорит,  показвая на открывающийся с перевала вид: «Это пики МНР». И тут мы оба слышим странное: «Жжжжжж…»
Дальше всё происходит в доли секунды. Взгляд друг другу в глаза, и под слова Андрея, что всё железо с себя нужно снять, скидываем весь металл подальше под камень и бегом вниз метров на пятнадцать под гору на ночёвки. Там уже Док скинул рюкзак, на удобной площадке и умотал ещё ниже на ледник за водой.
И вот тут меня накрывает. Как парни потом объяснили – горняшка. В горле ком. Хочется смеяться и плакать. Во всём теле дикая слабость. Лёгкая дрожь по телу. Ничего не хочется. Вообще. С Андреем ставим палатку. Или это он ставит, а я лишь мешаю? Не знаю. Только приходит Серёга, видит, что меня немного знобит. Они с Андреем молча переглядываются. Понимают друг друга без слов. Греют воду, делают чай. Выпиваем по две чашки. И парни меня отправляют в палатку отдохнуть, а сами ещё вниз на ледник. Воды там нет. Серёга принёс лёд. Его и топили.
Солнца с этой стороны днём почти не было. Облака мешали. Вот ничего и не таяло.  Парни ледорубами рубили лёд в дождевые чехлы рюкзаков.
Пока они ходили я отключился. Хоть немного поспал. Потом стало лучше. Приготовили обед, поели и уже радостные от того что нет дождя и снега, пошли снова на перевал пофотографировать заходящее солнце и горы со стороны Грузии.


В.Курмычи (4050м)

-Значит так, парни, разбиться нам сегодня вообще не вариант. В МЧС регистрации нет. О нашем выходе никто не знает. Поэтому идём спокойно. Не торопимся и смотрим друг за другом.
Одеваем системы. Я несу верёвку и термос. Где-то минут через десять связываемся. Меня ставят по центру. Предварительно вечером кое-что показали на практике из узлов. Теории хватало. Готовился.
Я иду тяжело. Сил хватает только на то чтобы внимательно ставить ногу для следующего шага. Идём по крупному курумнику. Как написал Жека накануне на вопрос как тут правильно идти – сначала слева, потом справа, а дальше хоть ж.. вверх. Так и топаем. Солнце освещает северную часть. Над Грузией снова облака собираются.
Примерно через час выходим на предвершинную площадку. Андрей делает шаг в сторону и пропускает меня вперёд, со словами: «Давай! Твоя вершина!» Я иду. Высота 4050м. Видимость прекрасная. Сзади Док делает кадр: я выхожу на вершину по ровной части, за мной тянутся две верёвки страховки. Смех да и только! Тем не менее. Я впервые взошёл на вершину в связке. По простому маршруту (1Б к. тр.), но простота эта относительна. Мне было не просто. Отсюда еле видна на склоне наша ярко-жёлтая палатка. Она выглядит как мелкая песчинка на фоне склона. Едва рассмотрели.
Полчаса на вершине. Записку не снимаем. Просто делаем фото на память.  Восхождение не в зачёт, а для души. Валим вниз. По сыпухе, потом снова курумник. Всё время в связке. На участках, где нужно чуть пролезть страхуем друг друга через камни. Красиво!
Только в палатке вспомнили, что на вершине выпив чаю, не съели шоколадку. Исправляем недоработку  и готовим обед.


Таймази

Долго едешь по равнине. Дорога отличная. Объезд Нальчика вообще сказка. Машина плывёт. Скорость не ощущается. А потом Старый Урух, улица Ленина. Средний Урух. Новый Урух. И вот она Чикола. Покупаем осетинские пироги. Парни берут себе пива, я - тархун. Ужинаем. Заказываем пироги с собой. Берём с сыром, картошкой и свекольной ботвой – объедение!
И вот, поворачиваем на улицу Сталина! Обалдеть тут названия! Выезжаем из Чиколы и я даже останавливаю машину от увиденного. Это просто невозможно! Вокруг равнина, а впереди, в сорока километрах горы.  За ними горы повыше, а за ними облака. Очень высоко. Такие красивые. Стой! Нет! Это не облака! Это Горы!!! Так высоко?! В дымке заходящего солнца еле просматриваются гребни четырехтысячников. И кажется, что это облака выстроились такой причудливой формой. Но когда приходит осознание, что это горы – мороз пробегает по коже!
Дальше лишь восхищение от горных пейзажей в свете закатных лучей. Воспоминания парней о первых восхождениях. Петляющая по ущелью дорога переходящая из шоссе в грунтовку. И вот мы уже переезжаем мост над Урухом. Нас встречает альплагерь Таймази.


Рецензии