Задачи 1-й фазы. Схема построения формации будущег

Наше общество больно кризисом капиталистической системы. Из болезни 2 выхода:
1) естественный - смерть - гибель человечества от глобальной фашистской диктатуры, которая все более  вытесняет неработающую «рыночную демократию»;
2) искусственное вмешательство  - лечение научно обоснованными методами с результатом - преодоление кризиса роста и выход социального организма на более высокую фазу развития - общественную формацию будущего.

Марксизм в том виде, как он есть сейчас, есть теоретическая биология, которая предсказала неизбежность кризиса роста в результате развития, и описала более прогрессивную фазу развития. Но марксизм не стал прикладной медициной, дающей технологию лечения.

Это казалось и ненужным, раз речь идет о кризисе роста и более прогрессивной фазе развития. Но практика попытки лечения известная как исторический и опыт СССР, показала, что без грамотной, научно обоснованной технологии лечение может не дать положительного эффекта, а изменения в социальном организме могут принять характер вырождения, деградации.

 Настоящая статья призвана восполнить этот пробел, хотя бы начать движение в этом направлении.

Итак. Построение формации будущего – реальная, но не тривиальная задача. В этом убеждает опыт СССР,  в котором произошло перерождение общества в общество прежней формации, причем СССР не погиб в войне с превосходящими силами врага и не испытывал экономическое давление извне, а разложился под влиянием исключительно внутренних факторов.

И задача провести общество к новой формации, соблюдая баланс интересов социальных групп, возможно, так же сложна, как задача канатоходца, или, лучше сказать – например, в авиации, задача балансировки вертолета. По законам природы аппараты тяжелее воздуха падают, по социальным законам неравенство приводит к социальному расслоению и эксплуатации. Но творческое применение законов природы приводит к тому, что на аппаратах тяжелее воздуха можно и летать, и приземляться без катастрофы. Задача сложная, но инженеры ее решили. А социологи-теоретики и коммунисты-практики такую программу еще должны создать. Это задача не политическая, а научная. Наука – это понимание процесса, обоснованность каждого шага, а на основе понимания – умение предвидеть последствия.
Итак, нужна программа социальных преобразований в виде четкого пошагового алгоритма, научно обоснованного. В ней должны быть:
1) проведен анализ, каким образом каждое мероприятие сказывается на интересах социальных групп и устойчивости общества
2) прописаны критерии, по которым один этап можно считать законченным и можно переходить к следующему.

Любая программа строится на основании некоторого подхода, т. е. целей и принятых принципов их достижения. Без понимания подхода смысл пунктов программы может оказаться непонятным.
 
Подход подробно изложен в изложен в [10]

Предлагаемая ниже Программа соответствует именно такому подходу.

В качестве введения в Программу обратим внимание на следующее. Марксисты видели, что мгновенно построить разумное общество невозможно.  Маркс [1] и Ленин [3] концептуализируют 2 фазы нового общественного строя: низшая, сохраняющая в себе черты предыдущего строя, и высшая, а до того - переходный период в виде диктатуры пролетариата.
Не устарела ли такая схема?
Мы в настоящей статье утверждаем, что эта схема Маркса верна (не верна лишь ее советская интерпретация) и обоснуем ее.
Итак, есть переходный период, 1-я и 2-я фаза.
 
Рассмотрим 1-ю фазу. Это фаза, где еще применяются буржуазные стимулы. Но при этом полное социальное равенство уже достигнуто. Поэтому это фаза новой формации, а не переходный период. Из понимания сути первой фазы становится ясным путь перехода ко второй фазе и особенности переходного периода от нынешней формации к будущей.

В самом начале 1-я фаза есть авральный режим (нужно отбиваться от классового врага, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, при этом вводить нововведения и в этих новых непривычных условиях жить и управлять. А на войне вооружений много не бывает).
Значит, в начальный период 1-й фазы требуется полное напряжение сил, поэтому к труду требование – максимальная отдача, а отсюда буржуазный стимул к труду (распределение по труду, то есть уровень потребления ставится в зависимость от количества и качества труда, не исключено и силовое принуждение к труду)
Чтобы новое общество не погибло, как СССР, нужно уйти от старого базиса и прийти к базису, соответствующему новой формации.

По Марксу: Базис = производительные силы (ПС) + производственные отношения (ПО)

Сформировать базис новой формации можно, внедрив 6 мероприятий

Для формирования ПС:
1) 100%-ная национализация;
2) регулятор производства – не деньги, а Госплан с системой ОГАС академика Глушкова [5, 6].
Для формирования ПО:
Переход к бесклассовому обществу путем уничтожения классовых различий.
Для этого реализуем следующую систему распределения:
3) По труду, в соответствии с идеями Маркса [1] и Ленина [3]  о 1-й фазе коммунизма. Это означает возможность дифференциации оплаты в соответствии с % выполнения плана;
4) Дополнение принципа «по труду» принципом «формального равенства» по Ленину «Все дело в том, чтобы … работали поровну и получали поровну» [3]. То есть: дифференциация оплаты по труду распространяется лишь на КАЧЕСТВО труда. Существующая же ныне дифференциация по ХАРАКТЕРУ труда упраздняется. Все – от дворника до президента – могут претендовать на одинаковое количество материальных благ при одинаковом % выполнения плана. Нет привилегированного доступа к материальным благам. Действует принцип: что не может быть в личной собственности у каждого, того нет ни у кого (но доступно для служебного пользования. И, возможно, напрокат)
5) организация распределения не по деньгам, а по именным «трудовым квитанциям» [6] (в электронном виде). Поскольку они именные, исключаются: воровство, сделки между гражданами, накопление. Значит, из-под возможности классового расслоения выбивается материальная основа. Именно поэтому идея трудовых квитанций была высоко оценена Марксом, Энгельсом [2] и академиком Глушковым

Это дает  материальное равенство. Обеспечивается ли этим полное социальное равенство?
Нет.

Руководители в том виде, в каком они существуют сейчас - есть привилегированная каста. А значит, первые кандидаты на роль реставраторов классового общества.
А в условиях аврала + отказа от материальных стимулов к труду + возможности силового принуждения к труду – социальный статус руководителя слишком важен. Слишком социально опасны злоупотребления. Слишком силен стимул превратить преимущества социального статуса в материальные блага (кто в таких условиях дерзнет начальника остановить?), организовать накопление (чтобы уход с должности начальника был легким, а пребывание на этом посту - выгодным), закрепить свой привилегированный статус (образовать замкнутую касту).
Значит, эту систему необходимо менять немедленно.

Предлагаемый выход таков:
Должность начальника низшего звена заменяется дежурством по распределению работ. Должность начальника среднего звена может быть выборной или заменена дежурством среди специалистов квалификации не ниже определенной. Должность начальника высшего звена поначалу - это доверенные лица министерства. После перехода к от аврального режима к стационарному, когда непосредственной угрозы классового врага нет, должность начальника высшего звена может быть выборной  голосованием в рамках предприятия или целой отрасли. На отраслевых выборах выбираются руководители предприятий + министр отрасли.
Т. е.:
6) обеспечивается статусное равенство.

Материальное равенство + статусное равенство = полное социальное равенство.
Полное социальное равенство = достижение новых ПО
ПО+ПС=базис. Достигнут базис новой формации

Конечно, такой порядок невозможно ввести мгновенно.
В первое время после взятия власти занятые вооруженными пролетариями и управляемые временной администрацией предприятия управляются директивно, а зарплаты поначалу остаются прежними, затем становятся равными, но выплачиваются по-прежнему деньгами. Для внедрения электронных «трудовых квитанций», по-видимому, придется ввести промежуточную стадию перехода на безнал

Эти 6 мероприятий просты и могут проводиться в условиях любого аврала: военного и экономического. Момент их полного внедрения означает новую формацию (1-ю фазу); до этого – переходный период.

Вспомним также слова Энгельса о недопустимости при коммунизме неквалифицированных профессий («профессий тачечников» [2]). Ликвидировать такие профессии в авральный период преждевременно.
Людей, привыкших к неквалифицированной работе, переучивать будет некому (и незачем), менять работу на более квалифицированную они в большинстве своем не мотивированы, отвлекать специалистов от квалифицированной работы на неквалифицированную в условиях аврала нельзя

После ликвидации аврала (враг отбит, хозяйство восстановлено, изменения проведены) начинается 1-я фаза в ее стационарном режиме.

Поскольку 2-я фаза есть труд из мотивов самореализации, то теперь задача – изменить стимул к труду.
В авральную фазу 1-й фазы задача была – заставить человека трудиться все время с максимальной отдачей.
Для перехода к 2-й фазе на время  стационарного периода 1-й фазы ставится задача: сформировать у человека интерес к труду, то есть:
- пусть он трудится не 7 дней в неделю 8 часов в день, а 3 дня в неделю 3 часа в день, но по доброй воле, без всякого принуждения;
- пусть люди массово запишутся на бесплатное 2-е образование, чтобы получить новые специальности. Добровольно, без материальных стимулов;
- получив новое образование, пусть пробуют себя в новых областях.

Как добиться, чтобы люди со старой психологией стали делать все это добровольно? Поначалу буржуазными стимулами. Первая фаза есть фаза с буржуазным порядком...

Сейчас трудолюбивые пролетарии боятся потерять свое рабочее место, а о выборе просто не думают, понимая, что это напрасная трата времени
А это значит, что зачатки коммунистического отношения к труду следует искать не среди пролетариев, а среди фрилансеров.
Следовательно, необходимо приблизить условия труда каждого к условиям труда фрилансера.

Для этого необходимы следующие 5 мероприятий.
1) Проектные работы (инженеры-конструкторы, программисты, дизайнеры) переводятся на фриланс.
2) Все остальные работы переводятся на ограниченный по сроку контракт (на промышленном предприятии – на период выпуска партии освоенных изделий или проектирования и доводки нового изделия, преподаватели – на учебную четверть/семестр, плановики – на планируемый период). По окончании контракта каждый автоматически считается уволенным, и для возобновления трудовой деятельности следует проходить процедуру трудоустройства заново, с нуля.
3) На ответственные работы (авиадиспетчеры, персонал управления атомной электростанцией, военнослужащие, …) специалисты мобилизуются на период дежурства.
Каждый обязан иметь хотя бы одну специальность, предусматривающую контракт, и хотя бы одну, предусматривающую дежурство.

 А для того, чтобы такую программу реализовать без материальных стимулов, нужны мероприятия, практически исключающие понятие «непривлекательная профессия»:
4) Неквалифицированные «профессии тачечников» (Энгельс) ликвидируются: неквалифицированные работы (при невозможности автоматизации) выполняются по очереди в порядке дежурства. На предприятии – работниками предприятия. В коммунальном хозяйстве населенного пункта – жильцами в качестве натурплаты за проживание в жилфонде. Нежелающих никто не принуждает, но они теряют право проживать в собственной квартире и получают койкоместо в бараке.
5) Пересмотр физиологических норм и способов планирования распределения работ. Условия труда должны стать равными. Не может быть тяжелых работ. Плановики должны поставить на эту работу больше людей. Не может быть вредных работ. Если не спасают средства защиты, то время пребывания на данном участке должно быть сокращено с 8 часов до 8 минут, а на данное рабочее место должно быть предусмотрено 60 работников вместо одного, либо эта работа должна выполняться всеми работниками предприятия по очереди согласно графику дежурств. При невозможности автоматизации, разумеется. Так или иначе, но профзаболевания должны кануть в Лету вместе с варварским прошлым.

Таким образом, нет смысла в дифференцированной оплате по характеру деятельности. Тяжелые и вредные работы исключаются, на опасные и ответственные люди мобилизуются согласно графику дежурств. Принцип Ленина «все дело в том, чтобы они работали поровну и получали поровну» [3] может считаться безусловно внедренным.

Итак, 1-я фаза в ее стационарном режиме – это общество контрактников и дежурных.
Контракт – для интересных работ, дежурство – для ответственных работ.
Возможность выбора работы по контракту и принудительное увольнение по его завершении при равенстве оплаты за любую работу означает, что работа выбирается из мотивов самореализации. На ответственные работы каждый мобилизуется каждый время от времени – это престижно, позволяет каждому послужить обществу на наиболее ответственном участке, но не дает обособиться в отдельную привилегированную касту. Работы типа работы дворника не являются более непрестижными профессиями, которые несут, как крест, как клеймо, на которых опускаются, а становятся приятной возможностью время от времени отдохнуть от умственной работы, поработать физически, помахать метлой на свежем воздухе.
Именно так мы видим возможность реализации принципов Маркса:
- «труд из средства удовлетворения потребностей сам станет первой потребностью» [1]
- «свободное развитие каждого» как «условие развитие всех»
- «каждый по способностям, каждому по потребностям» [1]
 Формулировки, являющиеся гениальным прозрением мыслителя, настолько не похожие на нынешнюю жизнь, что кажутся просто оторванными от жизни громкими лозунгами, ныне приобретают черты предметной конкретики
Общество контрактников и дежурных, периодически сменяющих друг друга, обеспечит гармоничное развитие каждого и интерес к труду, сопричастность к жизни общества – т. е. преодоление отчуждения.
И это не просто благие пожелания, не просто этические требования. Создание таких условий – единственное, что может воспрепятствовать классовому расслоению и угнетению одних классов другими.
Мобилизации на дежурства не могут рассматриваться как ограничение свободы, крушение жизненных планов, так как производятся на короткие периоды, и будут рассматриваться как внесение в жизнь разнообразия; быть мобилизованным будет почетно
Наличие время от времени мобилизаций на дежурства - это та оговорка, которая упомянута в цели создать общество, где трудятся из мотивов самореализации без экономического и силового принуждения.

Первоначально контрактники по привычке будут наниматься снова и снова на свое привычное рабочее место. По ходу привыкания общества к новым порядкам условия приема на работу ужесточаются: нельзя наниматься на одно и то же рабочее место больше определенного числа раз подряд. Затем – нельзя наниматься на контракт даже по одной и той же специальности больше определенного числа раз подряд

Не внесут ли такие мероприятия дезорганизацию в управление хозяйством? Не снизит ли это эффективность хозяйства? Несомненно, затруднит управление и снизит эффективность. Но с помощью ОГАС удастся справиться с управлением.
А на снижение эффективности хозяйства придется пойти, так как это издержки достижения главной цели – воспитательной: создание такого бытия, которое определит сознание в состояние готовности к переходу ко 2-й фазе

Сюда же можно отнести еще одно, 6-е мероприятие. Это уход от системы управления, основанной на конкурентных принципах "сдержек и противовесов" и переход от представительской демократии к прямой, где вместо парламентов решение по каждому вопросу будет приниматься всеобщим голосованием на соответствующих форумах, а аналог совета министров будет избираться по производственному принципу (за министра отрасли голосуют только занятые в отрасли).

Вместо парламента – прямая демократия голосованием всех граждан на специализированных форумах. Вместо парламентских комитетов – форумы, специализированные по отраслям (образование, медицина, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, производство средств производства, производство предметов потребления, обеспечение безопасности). В каждой отрасли между производителями и потребителями ведется обсуждение, а по их результатам – голосование – о новых продуктах, услугах, а также режиме труда и отдыха работающих – и включении их в план. План на каждую отрасль передается плановикам и суммируется в общий план. Плановики не навязывают обществу план, а лишь считают, сколько ресурсов для этого потребуется. Скорее всего, ресурсов на все запросы не хватит. Но голосование производится не только за включение пункта в план производства, но и за ранжирование пунктов. Соответственно, плановики просчитывают варианты, и, если нужно, убирают из списков всех отраслей некоторые пункты, начиная с наименьшего ранга, пока не будет достигнут баланс. Варианты представляют на суд общества. После этого в обществе проводятся дискуссии (например, что лучше – умерить ли потребности, и какие именно, или увеличить расход невосполнимых ресурсов, или увеличить продолжительность рабочей недели и рабочего дня), и окончательно принимается один их вариантов плана. После чего плановики распределяют между предприятиями техзадания  и ресурсы для их выполнения.
Так формируются потребительская корзина и режим труда и отдыха – не волевым решением власть предержащих, а снизу, в ходе общественных обсуждений. При этом нет привычной нам представительской демократии. Нужно ли объяснять, что в такой системе нет места и частному бизнесу? Все ресурсы распределены на удовлетворение нужд общества, а на темные делишки бизнесменов их не остается. Но система несравненно более демократична и ориентирована на удовлетворение реальных потребностей людей, которые определены ими же, а не навязаны чиновниками или отупляющей рекламой и не урезаны бедностью, необходимостью экономить на жизненно необходимом  из-за ограбления эксплуататорами.

Это и есть реализация выдвинутого В. И. Лениным принципа, что государством сможет управлять каждая кухарка. Кухарка может выступать со стороны производителя в отрасли пищевой промышленности и со стороны потребителя - во всех прочих отраслях.
И это будет то, что предсказывал К. Маркс: отмирание государства, замена этой управленческой структуры свободной ассоциацией производителей.
Наконец, это будет преодоление отчуждения людей от управления обществом, о чем говорил К. Маркс, ликвидация специальной прослойки политиков, о чем говорил Э. Ильенков. В СССР отмерли Советы и профсоюзы выхолостили свое содержание, поскольку существование профсоюзов, противопоставляющих работников работодателям, действительно противоречит принципам формации будущего. Но другой формы самоорганизации людей в СССР не нашли, произошло отчуждение людей от управления обществом, и энтузиазм, инициатива сменились равнодушием, апатией, потребительским отношением к избранным политикам, как в обычном буржуазном государстве. Объединение людей по отраслям и прямая демократия представляют собой решение проблемы, с которой не справились советские первопроходцы пути построения формации будущего.

Это рассмотрено нами в отдельной статье [7]

Теперь мы можем ответить на вопрос, каков смысл промежуточной фазы в построении новой формации
Формация = Базис + Надстройка
Часть надстройки уже сформирована революционной пропагандой, другая будет сформирована под влиянием базиса
Базис = Производительные силы + производственные отношения
Производственные отношения – это прежде всего классовая структура общества. Это общеизвестно.

Но формирование коммунистического отношения к труду – это особая задача. С одной стороны, формирование коммунистического отношения к труду есть элемент надстройки, который может сформироваться не иначе, как на базисе новой формации. С другой стороны, без коммунистического отношения к труду производственные отношения в обществе  не полностью будут соответствовать новой формации. Поэтому Маркс и говорит об особой, ранней фазе новой формации.
То есть: 1-я фаза - это уже коммунизм (равенство), но изменение стимулов к труду относится и к базису, и к надстройке. А потому 1-я фаза – это подготовка базиса, на основании которого можно менять стимулы к труду, (причем буржуазными стимулами, ибо наличный человеческий материал сформирован буржуазным бытием), а 2-я фаза - это когда измененные стимулы к труду стали частью базиса и становятся тем бытием. которое определяет сознание.

Когда можно переходить ко 2-й фазе?
Напомним, имеем общество контрактников и дежурных с равной номинальной оплатой для всех профессий и социальных категорий, но поначалу дифференцированной по качеству труда
Для начала следует полностью отказаться от дифференциации оплаты по качеству труда. В условиях текучести кадров на контракте это сделать проще. Возможно 2 варианта: либо человек работает по контракту, получает оплату за сам факт труда, и работает качественно, либо он работает некачественно, и тогда его увольняют по причине профнепригодности, а на его место приходит тот, кто работает качественно. Уволенный бесплатно осваивает новую специальность или остается безработным с доходом ниже работающего. В течение стационарного периода 1-й фазы разница в доходах работающего и безработного со временем уменьшается. Скорость этого процесса зависит от статистики, которую ведут на предприятиях. Момент полного уравнивания можно считать началом 2-й фазы. Ведь в этом случае распределение отвязывается от трудовых заслуг, а значит, формулу «от каждого по способностям, каждому по потребностям» можно считать реализованной.

Самое главное - что эта статья есть приглашение к дискуссии. Некоторые пожилые коммунисты-патриоты СССР считают, что я недостаточно уважительно отнесся к Ленину и большевикам, что говорить об их ошибках "кощунственно". Находя действительные или мнимые ошибки, пытаются меня "разоблачать". Но я как раз и предлагаю свои произведения для критики. Я буду только рад, если кто-то предложит нечто лучшее. Рад буду поучиться у него. Рад буду, что инициировал дискуссию, которая кого-то подтолкнула придумать и побудила высказать  лучшую, чем у меня, идею. Как сказал великий гуманист ХХ века Альберт Швейцер, сейчас такое время, что пусть выскажется каждый, кому есть, что сказать. То есть конструктивной дискуссии буду не просто рад - для того и пишу.

Литература

1 К. Маркс Критика Готской программы
2 Ф Энгельс Анти-Дюринг
3 В. И. Ленин Государство и революция
4 В. И. Ленин Грозящая катастрофа и как с ней бороться
5 Пихорович В.Д. Невостребованная альтернатива рыночной реформе 1965 года. К 80-летию со дня рождения В.М. Глушкова  // Альманах «Восток», № 2 (14), февраль 2004 г.
URL: http://www.situation.ru/app/j_art_781.htm
6 Афонин В О  Путь отмены денег. ОГАС, трудовые квитанции, БОД http://www.proza.ru/2017/01/13/2058
7 К. Маркс Философско-экономические рукописи 1844 г. Часть 2 - Отчуждение
8 Э. Фромм Концепция человека у Маркса
9 Афонин В О Управление разумным обществом всеобщей солидарности http://www.proza.ru/2016/05/11/2081
10 Афонин В О Подход к Программе построения формации будущего http://www.proza.ru/2017/05/14/1953


Рецензии
Вячеслав, здравствуйте! Со многим согласен. Особенно с идеей выполнения "непрестижных" и не интересных работ в порядке очереди. Должен сказать, что сам давно "вынашиваю" эту идею. Но самый прикол - такая система существовала в Советской Армии, правда только среди солдат-срочников. Не у кого из служивших в армии в военных билетах в графе "должность" и "специальность", как впрочем и в штатных расписаниях рот и батальонов не стояли такие профессии, как "уборщица", "дворник", "посудомойщик", "грузчик". Даже "караульный", "разводящий" и "дневальный по КПП" не было. Хотя обязанности работников этих профессий систематически выполняли механники-водители, наводчики орудий, командиры отделений и экипажей, радисты, стрелки и представители всех остальных воинских специальностей. Это называлось "наряд". Ну да, было такое понятие, как "дедовщина". Но я имею ввиду не казарменное хулиганство и издевательства, а дедовщину в хорошем смысле. Грязные и непрестижные работы выполнялись "духами" а "дедам" доставались более "отдыхающие". Ну а что в этом плохого? Ведь каждый солдат прошёл и через то, и через другое. Получается вполне справедливо.Кстати знаю по своим воспоминаниям и по рассказам других, в армии, при нормальном соотношении призывов, никогда не дрались старшие с младшими, почти все конфликты происходили исключительно между представителями одного призыва.Вот в "учебках" и в Устиновских "экспериментальных" частях, когда в целях борьбы с дедовщиной создавались подразделения одного призыва - действительно был бардак и беспредел.
А вот на гражданке, на предприятиях народного хозяйства СССР, картина была совершенно иной. Кто-то все несколько десятков лет трудового стажа пробыл "тачечником", а кто-то начал свою трудовую биографию сразу же с должности мастера, а то и технолога ( это уже вопрос организации советского образования, о своих соображения по этому поводу, Вячеслав, я напишу Вам как обещал потом отдельно) . Насчёт таких малопрестижных и "не творческих" должностей, как вахтёр или уборщица, в СССР вообще существовала крайне нездоровая традиция - как правило, на них ставили вышедших на пенсию ветеранов. И вместо того, чтобы передавать молодому поколению свой бесценный опыт, он торчали в проходных будках или прибирали производственные и бытовые помещения. Какое уж тут уважение к старикам и ветеранам?! А вот в вооружённых силах как раз не было почётней звания, чем "дед Советской Армии".
Вы можете подумать: - Тут речь о глобальном переустройстве общества, а он о какой-то казарменной дедовщине!
Но в том-то и дело, что армия действительно являлась самым справедливым обществом, какое существовало в СССР! Повторяю, речь идёт только о жизни воинов-срочников. Да, жизнь их была очень далека от идеала, даже близкой к тюремной. Подавляющее большинство солдат и сержантов службу буквально ненавидели и считали дни и часы до дембеля. Но давайте немножко помыслим абстрактно. Ведь все тяготы и лишения казарменной жизни познавались солдатами исключительно в сравнении с "гражданкой", а также с жизнью постоянно маячивших перед глазами офицеров и прапорщиков, ведущих по сути ту же "гражданскую" жизнь, а главное - не лишённых полноценного отдыха, женского общества и частной собственности ( пусть и не на средства производства). Представим на минуту, что солдаты - некие бесполые абстрактные фантастические существа, оторванные от остального человечества и не представляющие другой жизни, чем та, которую они ведут. А продолжительность этой жизни - ровно два года. Призыв - рождение, первые полгода - детство под опёкой и наставничеством "родителей" - "молодых" и "черпаков", затем - при освоении квалификации ( при чем относятся к своим специальностям очень творчески, как к призваниям, как к искусству и спорту, поскольку других профессий в этом "сказочном" мире просто нет), сами становятся наставниками. Ну а последние полгода, как и положено дедушкам - отдыхают.А потом степенно, пусть и с сожалением, уходят в мир иной, вспоминая и рассказывая внучатам о своей долгой и счастливой жизни. Время, как и всё остальное относительно и неделя для них - как для нас год. 104 года жизни - очень даже хорошо. А иерархия есть в любом обществе, даже если оно абсолютно бесклассовое - коммунизм на последней стадии. Но в данном "фантастическом" обществе она зависит исключительно от возраста.А главное - нет частной собственности и каждый занят выбранным в детстве любимым делом.
А теперь ответим на вопрос, где жизнь счастливее, в этом выдуманном мною мире или в СССР?

Голубев Николай   13.05.2021 15:03     Заявить о нарушении
Да, самое главное - как сделать, чтобы молодёжь относилась к выбранным профессиям как к искусству или к спорту? Согласитесь, именно при таком отношении работа превращается в истинный отдых, гораздо лучший чем посещение курортов, пивных или публичных домов. Так сказать - основой самовыражения. Я уж не говорю про сегодняшний день, когда работа превращена в печальную необходимость и подавляющее большинство работает не там, где нравиться, а где больше платят или где возьмут. Но и в СССР большинство относилось к работе не на много лучше. Хотя выбор профессий тогда был огромен. Тем не менее большинство советских людей отпуска и выходные любило гораздо больше, чем будни.
Частную собственность, деньги и прочие атрибуты капитализма я, как и Вы, не люблю. Но, думаю, главное было всё таки в неправильно организованной в СССР системе образования. В "классно-урочной" системе образования. Предвижу, что Вы сочтёте это утверждение бредом. Как же так? Ведь "классно-урочная" система во всём цивилизованном мире принята как единственно верная.
Но во-первых - весь цивилизованный мир до сих пор, как Вы сами утверждаете, является капиталистическим.
Во-вторых - а что такое образование и сколько времени его получают? В общепринятом понятие получение образования это обучение в школах, техникумах, училищах, ВУЗах и т.д. и длиться оно 10 - 15 лет, иногда 20 и больше, с 7 летнего возраста до 17 - 20 летнего, иногда до 30-летнего.
А по-моему получение образования длится ровно столько сколько жизнь. Ну может это чуть утрировано, я хочу сказать, независимо от того, где и от кого человек приобретает новую информацию, в школе, дома, на улице, на производстве, от учителей, родителей, друзей, колег, из произведений искусства, научной литературы - в любом случае это в той или иной степени повышает его образованость. А лучший способ образования, это самообразование.
Вот не будем далеко далеко ходить, возьмём Вас, Вячеслав.Насколько понял, Вы не обучались в специальных марксистко-ленинских учебных заведениях. Но если судить по Вашим статьям - все без исключения выпускники советских партийных школ, как говориться, нервно курят в сторонке.
Вобщем "классно-урочную" систему образования я считаю до мозга костей "буржуазной" и может даже "феодальной". В первую очередь из-за того, что она, в СССР во всяком случае, являлась источником противоречий между умственным и физическим трудом. Нет, Вы не подумайте, что я полностью отрицаю классы и педагогов, как таковые. Но дело в том, что на это в СССР отводилось слишком много времени. А сейчас - ещё больше. Сейчас не вооружённым глазом видно, что современная школа напрямую уродует подрастающее поколение, превращает его в тот самый материал для электронных концлагерей. Но корни этого растут из СССР.
Ладно, Вячеслав, не буду Вас сильно утомлять. Если будет время, предлагаю почитать свою давнишнюю рецензию на известный советский фильм "Большая перемена"
http://proza.ru/2011/04/05/1325
Может и не совсем в тему, ну просто, чтобы имели представление о моём отношении к советской школе. Прозой я мало занимаюсь, больше поэзией.
Да, чуть не забыл. Всё таки главный багаж знаний, так сказать "путёвку в жизнь", способность к самообразованию "по жизни", дают не школы и не педагоги, а родители, ещё в дошкольном возрасте. Если конечно сами эту способность имеют. Разумеется не так, как описывается в прочитанном Вами моём рассказе "Отличница":)))))
Всего доброго!

Голубев Николай   12.05.2021 23:11   Заявить о нарушении
Николай, здравствуйте.
Ваши соображения о выполнении непрестижных работ в порядке очереди интересны. Интересно и обоснование, аналогии с армией. Если у меня и были сомнения, то ваше обоснование рассеяло даже их остаткиЯ и сам попытался изучить работу принципа «развитие каждого как условие развития всех» на примере существующих ныне MLM-компаний, за что меня закидали тапками.
Будем исходить из того, что, если чего-то нет в настоящем, то достойны пристального изучения ростки и отдаленные аналоги этого нового.

Афонин Вячеслав   16.05.2021 01:48   Заявить о нарушении
Теперь насчет образования.
Я так и не понял, то, что написано под рецензией – это и есть ваши соображения, или лишь вступление? Да, верно, нам нужна новая система образования!
Да, по-видимому, учиться нужно всю жизнь. Это необходимо для преодоления разделения труда, чтобы люди они постоянно осваивали новые специальности, и получать не одно, а произвольное число (высших) образований за жизнь.
Тут, конечно, нужно время – а для этого пригодится идея И. Сталина сократить рабочий день до 6-5 часов.
Для такого массового образования необходимы видео-уроки и онлайн-занятия.
Альтернатива «классово-урочной» системе.
Однако с чем вы сравниваете «классово-урочную» систему? Из вашего текста это осталось неясным.
Я пришел к выводу, что школьные уроки - это лучше, чем ВУЗовские лекции-практические занятия – уроки лучше для получения образования, а лекции-практики – лучше для повышения квалификации.

Афонин Вячеслав   16.05.2021 01:52   Заявить о нарушении
Вячеслав, здравствуйте! Конечно, это сообщение - лишь вступление. Тема очень большая. В настоящее время пытаюсь написать об этом большой...не знаю даже как назвать, труд-ли, книгу - ли, для эссе - слишком много букфф:)) Вобщем уже исписал несколько страниц в уорде, но даже на предисловие пока не тянет.
По-моему система коммунистического образования должна принципиально отличаться от всех существующих до ныне и внешне, и внутренне. Если бы она была разработана сразу после революции, возможно исход СССР был бы совершенно иной. Из всего, что предпринималось, ближе всех пожалуй был к этому А.С. Макаренко, но его дело, как мы знаем, заглохло, да и распростанялось только на малолетних преступников. Моя идея - соединить учебу и призводство в одно целое, не формально, как в СССР, а фактически. И потом - начинать надо с дошкольного воспитания, с игрушек, с детских книжек, с занятий в детском саду - они должны быть принципиально иными. Ведь наклонности человека формируются с самого раннего возраста. Уже в 5 лет дети мечтают кеи-то быть, мальчики например - моряками, космонавтами (раньше) бандитами, олигархами(сейчас); девочки - красавицами, принцессами ( и тогда, и сейчас)правда тогда еще мечтали стать врачами или воспитателями, поскольку других работ в дошкольном возрасте просто не знали. Ну разве это советское воспитание?
Я дал вам ссылку выше на свою рецензию по фильму, пройдитесь как нибудь. Это пока единственное, где я изложил в прозе, правда косвенно, свои соображнения на эту тему. Так же написал о советской школе ряд стихов и песен, но там больше стёба, хотя что ещё заслуживает система образования, воспитавшая несколько поколений подкулачников, именующих себя "советскими людьми".

Голубев Николай   16.05.2021 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.