Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм

Философия - это искусство понятий (мыслей или систем мыслей, выделяющих и обобщающих предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам), концептов ("авторских понятий", т.е. у них есть или известен автор) и констант (стойких понятий, не зависимо от того, являются ли они "априорными, до опытными" или "эмпирическими, опытными").

Но философия никогда не бывает "оторвана от жизни": своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) "знание" о политических и социо-культурных перипетиях общества в определенное время.

Такими понятиями являются Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм, и подобные им.

Модерн – это то, что у нас принято называть "Новое время" (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в. Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.

Ему предшествует Премодерн - общество традиции, доминирования иррационального (мифа, религии, чувств, инициаций, "табу" и "тотемов", коллективного бессознательного, конфликт духовного и телесного).

"Модернизация" - это как раз процесс перевода премодерных цивилизаций на принципы Модерна. Например, "модернизация" Китая, Индии, Японии, стран Центральной и Латинской Америки, а также "скачек из феодализма в социализм" Монголии...

А. Дж. Тойнби современную эпоху с 1917 г. назвал Постмодерном потому, что в реальность Мир-системы откровенно прорвались иррациональные составляющие человеческой культуры (их анализировали и реабилитировали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Л. Клагес), ранее буйствовавшие в эпоху Премодерна, но успешно загнанные Модерном в подполье (но иногда прорывающиеся вовне как аффекты - в психике, культуре, политике и т.п.).

Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание мира Модерна Постмодерном. Доминирование "позитивного идеализма" (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа партии или права человека).

Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание все того же Модерна Постмодерном. Однако кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом). "...  В самой своей основе постмодернизм отказывается от намерения что-либо изменить в окружающей действительности, предпочитая просто плодить дискурсы ради развлечения или по инерции. (Была, впрочем, идея противостояния тоталитарной власти господствующего дискурса, но сейчас уже всем очевидно, что подобное начинание может привести лишь к подмене этого дискурса другим, не менее тоталитарным" (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме //
Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием "-изм").

Также следует учесть, что в искусстве модернизма среди группы стилей есть и «модерн» (главным образом в дизайне и архитектуре), но его нельзя отождествлять с Модерном, и именно его (т.е. стиля) название пишется с маленькой буквы.

От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического способа мышления, мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).

Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия "модернизм" и "модернисты" в смысле "введения новшеств" в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как вышерассматриваемая философско-мировозренческая позиция.

Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках коммунизма, фашизма и либерализма.

Постмодерн - это именно указание на важности, а то и превалировании ИР-РАЦИО (вера, воля, чувства, интуиция, эстетизация).

Ранее Постмодерн сражался именно с Модерном и Премодерном, самоопределялся, так сказать, "апофатически" (т.е. через отрицание предыдущего - Модерна и Премодерна).

Орудиями (практиками) Постмодерна были:

- модернизм (как волюнтаристские экстремистские практики: энтузиазм, революция, террор, тотальная война,  антиколониализм, эмансипация, борьба за права человека)

и

- постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).

Однако в следствии напряжения и усталости от волюнтаризма и перверсий постмодернизма возникает "транссенти­ментализм": отражение стремления к возвращению к очевидным ценно­стям, лиризму, более или менее ува­жительному, а не иронично-сте­бовому цитированию «высоких» образцов; отрицание лишенных жизни образов, символов без смыслового содержания, имитации ощущений, поверхностного чувства жизни и товарный фетишизм; гламур («шик и блеск») воспринимаются  почти без иронии, всерьез; идеализируется «ванильная эстетика» (Hello Kitty, наивная искренность, ожидание хорошего будущего, желание повседневной «утонченной красоты») [Митрошенков О.А. Что придёт на смену постмодернизму? // Метамодерн. - 2016. - 15.02. - http://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu/ ].

Поэтому теперь нужда именно в "катафатическом" ("утверждающем") самоопределении Постмодерна, предложении новых практик.

Некоторые предлагают в качестве таких:

- неомодернизм ( https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/01/blog-post.html ) ,

- метамодернизм (иногда используют как синоним термин метамодерн - www.mesoeurasia.org/dokumentyi/manyfest-metamodernysta https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/01/blog-post_26.html https://syg.ma/@insolarance-cult/populiarnost-mietamodierna http://metamodernizm.ru ) как колебание маятника между модернистскими стратегиями и постмодернистскими тактиками. "... Метамодернизм возвращает в искусство наивную сверхзадачу сделать мир лучше. Метамодернизм исходит из предположения, что есть ещё по-настоящему значимые темы: есть проблемы на уровне всего человечества, отдельного народа, конкретных социальных групп или межличностных отношений, — проблемы, которые должны быть освещены пламенем искусства" (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме //
Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но  "... Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста" (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).

Можно определить так базовые Ценности эпох:

Премодерн - "Истина - Не истина" ("Правда - Ложь").

Модерн - "Полезно - Не полезно" ("Прибыль - Трата").

Постмодерн - "Интересно - Не интересно" ("Забавно - Скучно").

Но ныне Мир-система оказывается в «ситуации Гипермодерна» (см.: Жиль Липовецкий, "Времена гипермодерна", Париж, 2004), когда все то, что в Постмодерне как «не интересное» (а именно актуальные раньше дихотомии - прошлое/нынешнее, свой/чужой, правильное/не правильное, истина/не истина, полезное/не полезное), было отодвинуто на периферию бытия по сравнению с центральной ценностью Постмодерна («Интересное»), то теперь оно, это "Не-интересное", своим властным вторжением в реальность (в форме безработицы, роста цен и стрессовых ситуаций, болезней и пандемий, развода, потери социальных связей и т.д.) постоянно ставит индивида перед необходимостью:

- не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),

- не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («попадалове»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,

- но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…

Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. "... В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна" [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].

Другие указывают, что действенным для «великого возвращения» ценностей, уничижённых Постмодерном и установленных им «заменителей» (вместо Красоты - гламур, вместо Справедливости – успех, вместо Истины – рейтинг, вместо Любви – похоть, вместо Жизни – иллюзии), окажется рецепт автора «Космологии духа» Э. Ильенкова: «… Смысл оригинальности состоит вовсе не в том, чтобы изо всех сил выпячивать свою «от других отличность», а в том, чтобы лучше, чем другие, выразить Всеобщее» (Цветков А. О последенем советском марксисте // http://primerussia.ru/article_materials/291 ). Как ранее это сделали Августин и другие святые отцы Средневековья, Леонардо и другие титаны Возрождения, Френсис Бэкон и другие гекатонхейры Просвещения, Гёте и другие гиганты классицизма, Рембо и другие гении модернизма…

Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее "странными" для мира в разные времена были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.

Видимо, созданием ("пайдейей") этих "люденов" ("сверхлюдей", "археократов") и займется следующая эпоха - Ультрамодерн: "... В хаотической среде Постмодерна зарождается УЛЬТРАМОДЕРН как предчувствие. «Ультра-» означается «по ту сторону», и отсылает нас напрямую к трансгрессионным учениям раннего Модерна. Ультрамодерн опирается на историю развития трансгрессионного пути Модерна и принимает опыты коммунизма, анархизма, фашизма, и особенно консервативной революции для осуществления радикального шага по ту сторону Постмодерна как освобождения из иллюзорной темницы, сфабрикованной инверсионными силами Модерна. Будущее неизбежно приближает Ультрамодерн, где вновь явит себя Традиция в лице власти новых жрецов (Археократия)" (Максим Борозенец: Ультрамодерн (тезисы) https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/02/blog-post_228.html ).

---------------

Также советуем прочитать:

Артем Корсун: Монизм Модерна и плюрализм Постмодерна https://mesoeurasia.blogspot.com/2020/04/blog-post_45.html


Рецензии