Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм

1. О понятиях

Философия - это искусство понятий (мыслей или систем мыслей, выделяющих и обобщающих предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам), концептов (лат. conceptus «понятие») как "авторских понятий", т.е. у них есть или известен автор, и констант (лат. constans, родительный падеж constantis — постоянный, неизменный) как стойких понятий, не зависимо от того, являются ли они "априорными, до опытными" или "эмпирическими, опытными".

Но философия никогда не бывает "оторвана от жизни": своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) "знание" о политических и социо-культурных перипетиях общества в определенное время. Такими особенными понятиями-концептами осознания реальности и являются "концепции" (от лат. conceptio «система понимания»).

В частности, такими концепциями с точки зрения мир-системного анализа (с его изучением  разных "конгломераций" ("наций") разной степени общности (этнической, религиозной, культурной) разных "форм коммуникаций" ("цивилизаций")) являются Модерн, модернизм, Постмодерн, постмодернизм и подобные им.

Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием "-изм").


2. Модерн (Новое время)

Модерн – это то, что у нас принято называть "Новое время" (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в.

Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.

Характерные явления-"практики" Модерна - индивидуализм и разрушение семейно-родственных связей, урбанизация и индустриализация, либерализм (см. примечание *), энциклопедизм, классицизм, Просвещение, критический реализм.

"... Начиная  с  15  века  в  Европе  развивается  цивилизация  Модерна  в  основе  которой  лежали  три  фундаментальные  новации – океанский  флот, огнестрельное  оружие  и  книгопечатание. Потом  новаций  становилось  больше, но  все  они  восходили  к  этим  первичным. Реформация  церкви, колониальные  империи, массовые  армии  породили  ГОСУДАРСТВО  МОДЕРНА, а  уже  государство  начало  строить  КАПИТАЛИЗМ" [Александр Волынский: Либерализм и фашизм как практики капитализма // http://parti-etat.blogspot.com/2022/06/blog-post_8.html  ].


3. Премодерн

Модерну предшествует Премодерн - общество традиции, доминирования родового (кланово-семейного) и иррационального (мифа, религии, чувств, инициаций, "табу" и "тотемов", коллективного бессознательного, конфликтов духовного и телесного).

Мир Модерна в целом или отдельные его элементы отрицают именно с позиций Премодерна. Такие отрицающие практики определяются как консерватизм или неофеодализм.


4. Модернизация

 Многие общества до сих пор находятся на уровне Премодерна, усваивая лишь некоторые части (элементы) Модерна (как правило, техническую сторону, или, часто просто декларативно, - идеологическую).

"Модернизация" - это как раз процесс перевода премодерных цивилизаций на принципы Модерна. Например, "модернизация" Китая, Индии, Японии, стран Центральной и Латинской Америки, а также "скачок из феодализма в социализм" Монголии...

"... Фундаментализм - это одна из идеологий модернизации. В Афганистане талибы несут общенациональную идеологию суннитского фундаментализма. Им не важно пуштун ты, узбек или таджик, главное, что суннит. А разрушение родовых связей - это суть Модерна, просто сегодня она проходит не через идеологию, а через все что угодно, что и составляет суть Постмодерна" (А. Волынский, из переписки с автором).


5. Постмодерн (Новейшее время)

А. Дж. Тойнби современную эпоху с 1917 г. назвал Постмодерном потому, что в реальность Мир-системы откровенно прорвались иррациональные составляющие человеческой культуры (их анализировали и реабилитировали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Л. Клагес и др.), ранее буйствовавшие в эпоху Премодерна, но успешно загнанные Модерном в подполье (но иногда прорывающиеся вовне как аффекты - в психике, культуре, политике и т.п.).


6. Контрпросвещение, модернизм и постмодернизм как практики Постмодерна

«Контрпросвещение» - это практика анти-Модерна. Этот термин получил распространение после известного эссе 1973 г. английского мыс­лителя Исайи Берлина, и им описывались различные попытки критики фи­лософии французского Просвещения (как одной из ведущих практик Модерна). Контрпро­свещение есть социально-философский проект, который отталкивается от представления о том, что современный человек еще не до­стиг состояния взрослости или совершеннолетия, которое бы позволило ему опираться исключительно на собственный разум, не полагаясь на внешний авторитет. Контрпросвещение может иметь не только традицио­налистский, но и футуристический характер, и подобное отрицание совер­шеннолетия современного человека предполагало бы признание власти неких посланцев из будущего, в роли которых в современных технократи­ческих утопиях выступает в том числе искусственный интеллект или инопланетная цивилизация. Современная эпоха представляет собой диалектическое сочетание проектов Просвещения и Контрпросвещения, столкновение которых во многом и определяет ди­намику эпохи Модерна (Межуев Б. В. Диалектика Контрпросвещения // Вопросы философии. - 2022. - № 6. - С. 45–57).

Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание Постмодерном миров Премодерна и Модерна.  Доминирование "позитивного идеализма" (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа движения в искусстве, партии или права человека). Апофеозами модернизма являются практики неолиберализма, фашизма (см. примечание *) и коммунизма.

Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание Премодерна и Модерна Постмодерном. Кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом). "...  В самой своей основе постмодернизм отказывается от намерения что-либо изменить в окружающей действительности, предпочитая просто плодить дискурсы ради развлечения или по инерции. (Была, впрочем, идея противостояния тоталитарной власти господствующего дискурса, но сейчас уже всем очевидно, что подобное начинание может привести лишь к подмене этого дискурса другим, не менее тоталитарным" (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме // https://syg.ma/@ieghor-davydov/k-voprosu-o-mietamodiernizmie ).


7. Вид стиля "модерн" в искусстве

Также следует учесть, что в искусстве модернизма среди группы стилей есть и «модерн» (главным образом - в дизайне и архитектуре), но его нельзя отождествлять с Модерном, и именно его (т.е. стиля) название пишется с маленькой буквы.

Текже понятия "модерн" и "Модерн" неверно часто используют в литературоведении на определение явления, известного как "модернизм" (например, Моренець В. Національні шляхи поетичного модерну першої половини ХХ ст. : Україна і Польща. - К. ; Вид-во Соломії Павличко "Основи", 2001. - 327 с.).


8. Постмодерность как качество личности эпохи Постмодерна

От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического "способа мышления" ("менталитета"), мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).


9. Модернизм в религиозной сфере

Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия "модернизм" и "модернисты" в смысле "введения новшеств" в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как выше рассматриваемая философско-мировозренческая позиция.


10. Гносеологические отличия Модерна и Постмодерна

Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках.

Постмодерн - это именно указание на важности, а то и превалировании ИР-РАЦИО (вера, воля, чувства, интуиция, эстетизация).

Ранее Постмодерн самоопределялся, так сказать, "апофатически" (т.е. через отрицание предыдущего - Модерна и Премодерна).

Орудиями (практиками) Постмодерна были:

- модернизм (как волюнтаристские экстремистские практики: энтузиазм, революция, террор, тотальная война,  антиколониализм, эмансипация, борьба за права человека)

и

- постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).


11. Кризис Постмодерна (Новейшего времени) и поиски выхода из него

Однако в следствии напряжения и усталости от волюнтаризма и перверсий постмодернизма возникает "транссенти­ментализм" [Митрошенков О.А. Что придёт на смену постмодернизму? // Метамодерн. - 2016. - 15.02. - http://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu/ ], а именно: отражение стремления к возвращению к очевидным ценно­стям, лиризму, более или менее ува­жительному, а не иронично-стё­бовому цитированию «высоких» образцов; отрицание лишенных жизни образов, символов без смыслового содержания, имитации ощущений, поверхностного чувства жизни и товарный фетишизм; гламур («шик и блеск») воспринимаются  почти без иронии, всерьез; идеализируется «ванильная эстетика» (Hello Kitty, наивная искренность, ожидание хорошего будущего, желание повседневной «утонченной красоты», "поколение снежинок" и т. п.).

Характерной чертой кризиса Постмодерна и его практик является утрата понимания иронии и сарказма (если на них буквально не указано). Поскольку неспособность индивида понимать юмор, иронию, сарказм (социально приемлемые формы отреагировать на агрессию и депрессию), а также потеря умения смеяться над собой (лишь иногда оказываются способны оценить шутку, причем только самую грубую и простую), являются симптомами того, что у человека начала развиваться болезнь Альцгеймера, или другое нейродегенеративное заболевание, этот феномен называют "деменциализацией поколения / эпохи". Например, когда в позднем Средневековье в европейском обществе произошла такая утрата понимания иронии, то как следствие этого вспыхнули костры из тех, кто пытался относиться к существующей реальности с иронией и сарказмом.

Поэтому теперь есть запрос именно на "катафатическое" ("утверждающее") самоопределение Постмодерна, поиск новых практик.

Некоторые предлагают в качестве таких:

- неомодернизм ( https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/01/blog-post.html ) ,

- метамодернизм (иногда используют как синоним термин метамодерн - www.mesoeurasia.org/dokumentyi/manyfest-metamodernysta https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/01/blog-post_26.html https://syg.ma/@insolarance-cult/populiarnost-mietamodierna http://metamodernizm.ru ) как колебание маятника между модернистскими стратегиями и постмодернистскими тактиками. "... Метамодернизм возвращает в искусство наивную сверхзадачу сделать мир лучше. Метамодернизм исходит из предположения, что есть ещё по-настоящему значимые темы: есть проблемы на уровне всего человечества, отдельного народа, конкретных социальных групп или межличностных отношений, — проблемы, которые должны быть освещены пламенем искусства" (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме // https://syg.ma/@ieghor-davydov/k-voprosu-o-mietamodiernizmie ).

Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но  "... Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста" (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).

Возможно также разделение метамодернизма на позитивный и негативный варианты (см. примичание **).


12. Аксиологические отличия Модерна и Постмодерна

Можно определить так базовые Ценности эпох:

* Премодерн - "Истина - Не истина" ("Правда - Ложь").

* Модерн - "Полезно - Не полезно" ("Прибыль - Трата").

* Постмодерн - "Интересно - Не интересно" ("Забавно - Скучно").


13. Гипермодерн и Ультрамодерн

Но ныне Мир-система оказывается в «ситуации Гипермодерна» (см.: Жиль Липовецкий, "Времена гипермодерна", Париж, 2004), когда все то, что в Постмодерне как «не интересное» (а именно актуальные раньше дихотомии - прошлое/нынешнее, свой/чужой, правильное/не правильное, истина/не истина, полезное/не полезное), было отодвинуто на периферию бытия по сравнению с центральной ценностью Постмодерна («Интересное»), то теперь оно, это "Не-интересное", своим властным вторжением в реальность (в форме безработицы, роста цен и стрессовых ситуаций, болезней и пандемий, развода, потери социальных связей и т.д.) постоянно ставит индивида перед необходимостью:

- не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),

- не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («попадалове»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,

- но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…

Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. "... В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна" [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].

Другие указывают, что действенным для «великого возвращения» ценностей, уничижённых Постмодерном и установленных им «заменителей» (вместо Красоты - гламур, вместо Справедливости – успех, вместо Истины – рейтинг, вместо Любви – похоть, вместо Жизни – иллюзии), окажется рецепт автора «Космологии духа» Э. Ильенкова: «… Смысл оригинальности состоит вовсе не в том, чтобы изо всех сил выпячивать свою «от других отличность», а в том, чтобы лучше, чем другие, выразить Всеобщее» (Цветков А. О последенем советском марксисте // http://primerussia.ru/article_materials/291 ). Как ранее это сделали Августин и другие святые отцы Средневековья, Леонардо и другие титаны Возрождения, Френсис Бэкон и другие гекатонхейры Просвещения, Гёте и другие гиганты классицизма, Рембо и другие гении модернизма…

Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее "странными" для мира в разные времена были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники, хиппи и т. п.). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.

Видимо, созданием ("пайдейей") этих "люденов" ("сверхлюдей", "археократов") и займется следующая эпоха - Ультрамодерн: "... В хаотической среде Постмодерна зарождается УЛЬТРАМОДЕРН как предчувствие. «Ультра-» означается «по ту сторону», и отсылает нас напрямую к трансгрессионным учениям раннего Модерна. Ультрамодерн опирается на историю развития трансгрессионного пути Модерна и принимает опыты коммунизма, анархизма, фашизма, и особенно консервативной революции для осуществления радикального шага по ту сторону Постмодерна как освобождения из иллюзорной темницы, сфабрикованной инверсионными силами Модерна. Будущее неизбежно приближает Ультрамодерн, где вновь явит себя Традиция в лице власти новых жрецов (Археократия)" (Максим Борозенец: Ультрамодерн (тезисы) https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/02/blog-post_228.html ).


---------------

Также советуем прочитать:

Артем Корсун: Монизм Модерна и плюрализм Постмодерна https://mesoeurasia.blogspot.com/2020/04/blog-post_45.html


Примечания:

* "... Основной  признак  ГОСУДАРСТВА  МОДЕРНА - это  унификация  и  борьба  с  традиционным  обществом. Когда  оказалось, что  класс  феодалов  не  способен  на  унификацию, то  возникли  абсолютистские  режимы. Это  и  был   прообраз  фашизма – абсолютный  монарх  во  главе  Империи. КАПИТАЛ  принято  делить  на  торговый, промышленный  и  банковский. Когда  все  три  формы  попадают  в  одни  руки,  то  КАПИТАЛ  становится  ФИНАНСОВЫМ, обычно  это  происходит  через  акционирование  корпораций. Во  главе  корпораций  стоят  не   собственники, а  наемные    управляющие. Когда  рынки  расширяются  и  норма  прибыли  стабильна, управляющие  предпочитают  либерализм, конкуренцию, право  собственности. В  эпохи  кризиса  КАПИТАЛ  снова  хочет  абсолютного  монарха  во  главе  Империи. Мое  определение  достаточно  простое. Либерализм - это  политическая  форма  КАПИТАЛА  в  эпоху  расширения  рынков, фашизм - это  политическая  форма  КАПИТАЛА в  эпоху  кризиса  рынков. Поскольку  либерализм  построен  на  принципах  индивидуализма  и  ОТКРЫТОСТИ (ну  рынки  расширяются), то  либералы  не любят  диктат  ГОСУДАРСТВА. Фашизм  всегда  хочет  закрыться, организует  протекционизм, усиливает  эксплуатацию. Исторически  фашизм, противопоставляя  себя  либерализму,  провозглашает  примат  Традиции, говорит  о Консервативной  Революции. Поскольку  традиций  очень  много  и  государств  много, то  по  форме   ВСЕ  ФАШИЗМЫ  РАЗНЫЕ.  Общее  во  всех  фашизмах -  это  ЭТАТИЗМ, культ ГОСУДАРСТВА...  По  факту сталинский   СССР  и  Китай  при  Мао   ускоренно  догоняли, находясь  в  ситуации эпохи   западного  абсолютизма.  Когда  по  многим  пунктам  догнали,  то  произошли  либерализации. Сегодня  мир  уже  погрузился  в  стадию  тотальной  фашизации. Режимы  могут быть  более  тираническими  или  менее  тираническими, многие   государства  продолжают  существовать еще   в традиционном  обществе,  т.  е.  там  ценности  фашизма -  это  реальные  ценности, а  не  симуляция. Путинская  Россия  действительно  решила  возглавить  процесс, желая  обойти  всех  конкурентов  на  повороте. Парадокс  только  в  том, что борьба  за  победу  фашизма  ведется  под  Знаменем  Великой  Победы. Ну  для  эпохи  Постмодерна -  это  нормально, либералы  первые  сказали, что  все  идеологии  туфта,  истины  нет, а  есть  нарративы.
" [Александр Волынский: Либерализм и фашизм как практики капитализма // http://parti-etat.blogspot.com/2022/06/blog-post_8.html  ].

** Согласно Валерию Колеснику, существует Негативная версия Метамодернизма:
1. Новая искренность.
Хам, тупица и гордец выворачивает грязь своего нутра на показ – любите меня.
2. Стабильности больше нет.
Все вокруг придурки – никто ничего не может толком сделать. Все, что получается у меня, тоже д…о, но это мое, и я прав.
3.  Нет никаких героев.
Меня коробит и рвет душу из-за того, что в моем присутствии говорят о ком-то хорошо.
4. Нет никаких рецептов.
Рецепты и правила могут нарушить мой образ жизни. Меня это раздражает.
5. Союз разных равных.
Попытаюсь наклонить всех, с кем буду иметь дело. Но если не получилось кого нагнуть, то я его ненавижу и больше не хочу видеть.
6. Все, что случается – это возможность.
А как может быть по-другому. Я же не могу признать, что я обо…ся.
7. Никаких обнулений прошлого.
Суть та же, что и п.6.
=================
Все и все вокруг – дерьмо. Важным в этом мире есть только «Я» и то, что я думаю. Я не хочу ничего анализировать и оценивать себя ни по каким критериям. Для меня нет никаких правил, я никому не подчиняюсь, я ни на кого не оглядываюсь. У меня не может быть чего-нибудь неправильного или плохого. У меня все в шоколаде, даже если я весь в …
Бога – нет.
Это полное сил и энергии, дезориентированное и убогое существо.


Рецензии