Жизнь в письмах. 4 - Похоронка

              (Материал из книги "Жизнь в письмах".)

                Извещение                (копия)

257 отдельная мотострелковая разведывательная рота
199 стрелковая дивизия.
                17.01.1942 г.   № 17 / 257
                с. Гетмановка.

Ваш сын, старший лейтенант Соколов Виктор Андреевич, уроженец Горьковской области, убит в боях с немецким фашизмом 11 января 1942 года.
Похоронен - восточная окраина хутора Худоярова Харьковской области Шевченковского района.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходательств о пенсии НКО СССР № 220 – 42 г.

Командир 257 ОМСРР лейтенант /Полижаев/.
Комиссар 257 ОМСРР комиссар /Грачёв/.

Правильность подписей и копии исполком Сергинского с/совета заверяет 30.03.1942 г. председатель с/совета /…/

Примечание: По официальным документам отец погиб 10 января 1942 года.

                *   *   *

Победитель-народ возвращался с войны. Я не запомнил радости жителей деревни, когда к ним пришло известие об окончании войны. Не запомнил их слёз радости и слёз печали. Но я хорошо запомнил, что дядя Володя, дядя Ваня и тётя Люба были на войне. Первой вернулась тётя Люба, потом вернулся домой дядя Володя и последним вернулся – дядя Ваня.
Все они вернулись к мирному труду. Но мой отец не вернулся с фронта. Мама не верила в его гибель, хоть и была «похоронка». Она думала, а вдруг это просто ошибка, что он жив и когда-нибудь вернётся домой. К сожалению, такие случаи были.
Видимо, эта вера помогала ей переносить все трудности в жизни. А их было не мало. В 1942г. у неё умерла мама – Горбунова Александра Яковлевна. Очень тяжёлой была и работа в колхозе. Мужчин не было. Работали, в основном, женщины. Труд был тяжёлый.
Не знаю, как бы сложилась наша жизнь после войны, если бы отец вернулся с войны? Наверное, он бы продолжил службу в армии. Возможно, что и я бы стал военным. Кто знает?
После окончания 4 классов, я, как сын погибшего офицера, пытался поступить в суворовское училище. Но меня не приняли по состоянию здоровья. Написали, что у меня врождённый вывих тазобедренной кости. Но как мне потом сказала мама, просто на одно место в училище, данное для района – нас было два претендента. Предпочтение дали другому мальчику. В то время я очень хотел поступить в суворовское училище. Я прочитал книгу «Суворовцы», где описывалась очень интересная жизнь ребят в училище, поэтому у меня было большое желание поступить в суворовское училище. Но, увы, я не стал военным…

                *   *  *

«Большевицкая Правда»,
украинская районная газета.

  Песня о командире Соколове

Лейся песня, взвейся слово,
К высям голубым!
Шли солдаты Соколова,
Шли в огонь и дым!

Был героям краснозвёздным
Дан приказ: ; «Вперёд!»
У Бурлуцкого разъезда
Уничтожить дзот.

Вёл бойцов тревожной ночью,
Вёл за светлый мир
Соколов, простой рабочий,
Сокол – командир.

… Рвутся мины в снежном мраке,
Дым стеной навис,
Но поднял свой взвод в атаку
Воин – коммунист.

«Там, ; сказал он, ; город Харьков
Под чужой пятой,
Так – вперёд!»
И грянул жаркий и неравный бой.

… Бил, захлёбываясь, вражий
Злобный пулемёт,
К дзоту чёрному отважно
Продвигался взвод.

«Не уйти тебе, проклятый,
Здесь лежать вовек!» ;
Соколов метал гранаты,
Вдруг – упал на снег. …

Он погиб, но песня льётся
И зовёт вперёд.
Песня храброму поётся,
Песня – не умрёт.

М. Грачёв, А. Мещеряков.

     23. 2 51г.

Примеч.: Текст стихотворения о моём отце мне прислала Грачёва М.Н., жена бывшего комиссара 257 отдельной мотострелковой разведывательной роты 199 стр. дивизии Грачёва М.И., в мае 1997 года.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

             (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии