Мудрёная лекция

  Чтобы точнее охарактеризовать каким учёным и лектором был Лев Давыдович ДавидОвич, следует уточнить, какими вообще бывают научные работники, преподаватели и прочие специалисты своего дела.
  А, как известно, учёные бывают: «великие» (рост которых превышает 190 сантиметров), «выдающиеся» (обычно небольшого роста, но с большим животом, который выдаётся вперёд) и «крупные» (их рост немного не дотягивает до великого, но они, в отличие от «узких специалистов», широки в плечах, и вес их переваливает за сотню килограммов). Бывают ещё и «видные» учёные (они хорошо видны издалека, поскольку достаточно высоки и широки в плечах, но всё же, несколько уступают «великим» по росту, а «крупным» по весу). Существуют также опытные преподаватели, – над которыми школьники и студенты ставят различные опыты. Кроме того, среди учёных мужей нередко встречаются: «светлые головы» – то есть совершенно седые, «блестящие специалисты» – с обширной лысиной или абсолютно лысые, «сложившиеся специалисты» – ну очень сутулые, а также «ценные специалисты» – с очень большой зарплатой, и, наконец, «грамотные специалисты» – которые, очевидно, обучились грамоте.   

  Так вот, Лев Давыдович был выдающимся математиком и блестящим лектором одновременно. Он имел учёное звание профессора и, как и положено настоящему профессору, мог свободно читать лекции на темы, в которых хорошо разбирался и с некоторым напряжением на темы, о которых не имел ни малейшего понятия. 
Но лекция, о которой пойдёт речь, была не просто на хорошо ему известную, но и на любимую его тему, и Лев Давыдович предвкушал удовлетворение, которое и он, и слушатели в итоге получат. Предвкушал он это, степенно, не торопясь двигаясь в сторону лекционной аудитории, ибо однажды он понял, что на собственную лекцию опоздать  невозможно. Тем не менее, сосредоточенный и воодушевлённый он со звонком взошел на кафедру и обратился к группе студентов пятого курса: «Здравствуйте, мои молодые друзья! Поздравляю вас с началом нового учебного года!». После этого он представился и объявил о начале изучения новой дисциплины.

  - В данной дисциплине мы рассмотрим, как, полученные вами на предыдущих курсах теоретические знания, знания, так сказать, чистой математики могут быть применены в решении различных прикладных задач. Запишите название первого раздела: «Гиперсингулярные интегральные уравнения в задачах вычислительной гидродинамики».
 Лев Давыдович всегда старался поддерживать тесный контакт с аудиторией, и хотя лекция не семинарское занятие, он временами тестировал слушателей на вменяемость и подготовленность к восприятию нового материала. Это помогало правильнее расставить акценты.
  - Прежде всего, давайте вспомним, какие интегральные уравнения являются гиперсингулярными. Ну, кто хочет нам напомнить?
  Лев Давыдович, приветливо улыбаясь, обвёл глазами небольшую аудиторию, но не только не увидел ни одной поднятой руки, но и не смог перехватить ни единого взгляда. Студенты притихли, съёжились и потупили взоры. Кое-кто лихорадочно листал какие-то тетрадки.
  - Ну, хорошо. Конечно, к пятому курсу кое-что и забывается. Тем более за время каникул. Давайте тогда вспомним, что мы понимаем просто под сингулярными интегральными уравнениями. Кто может нам сказать, какие интегральные уравнения называются сингулярными? Ну, ну, смелее!
Но реакция была прежней. Лев Давыдович нахмурился, и между его бровей образовалась глубокая вертикальная борозда.
 
  - Так, так, ну а что такое вообще интегральные уравнения, вы то, уж должны, конечно, помнить. Вот, Вы, девушка, просветите нас, пожалуйста!
Девушка, на которую указывал  Лев Давыдович, робко встала, оглядываясь по сторонам и тщетно ища поддержку у товарищей.
  - Эти самые… как Вы сказали?
  - Интегральные уравнения.
  - Ну да, вот я и говорю, эти самые… ин.., интриго-уравнения, - девушка нервно одёрнула кофточку: - это которые… как бы интригуют. Вы, понимаете?
  - Кажется, начинаю понимать, - пробормотал Лев Давыдович с кривой усмешкой: - все так думают? Есть другие мнения? Имейте в виду, в конце семестра предстоит экзамен с оценкой, так что не теряйте время зря, проявляйте себя.

  Напоминание  об экзамене возымело своё действие. Поднялись сразу две руки. Лев Давыдович приободрился: «Ну вот, Вы, скажите, какие уравнения называются интегральными». Поднялся студент с бесподобно взъерошенной шевелюрой и изрёк, преисполненный чувством собственного достоинства:
  - Интегральными, как я полагаю, уравнения обозвали не случайно. Я полагаю, их так обозвали в честь интегралов. 
  - Хорошо, уже теплее, ну а подробнее. Вспоминайте.
  - Подробнее…вспоминаю. Вот! Они бывают определёнными, неопределёнными и двойными. Да, - ещё криволинейными.
  - Кто, они? Уравнения?
  - Ну да, которыми Вы интересовались.

  Брови у Льва Давыдовича поднялись вверх, и от этого весь его блестящий лоб покрылся горизонтальными морщинами. Он посмотрел на перепутанные волосы говорившего студента, и у него мелькнула мысль, что по другую сторону черепа у этого парня, наверное, творится то же самое. Получалась уже не лекция, а какой-то плохой экзамен.
  - Криволинейные уравнения! Вот это забавно! Ладно, а что интересно тогда знать, вы вообще понимаете под уравнениями? Вот, Вы, девушка, скажите нам, пожалуйста, что это такое – уравнения?
  - Уравнения? Ну как, что? Я точного определения не помню, но это такие выражения, которые всё уравнивают. Нет, то есть выравнивают, - поправилась она, услышав чей-то смешок: - в них, эта… слева и справа всякие там буковки, значки, а между ними – две такие горизонтальные чёрточки стоят,… то есть лежат.
  - Какие ещё чёрточки и значки!?
  - Ну как, какие? Разные. Всякие там крестики, нолики, - обречённо промямлила студентка.
  - Так, так, понятно… крестики-нолики - задумчиво произнёс Лев Давыдович, прохаживаясь у доски, - давайте-ка мы, на всякий случай, изменим план лекции. Запишите первый вопрос: «Математические символы: «плюс», «минус», «умножение», «деление», «знак равенства» и их смысловое значение».
Студенты оживились и стали усердно конспектировать.

P.S. Старайтесь избегать чтения лекций на любимые Вами темы. Эта любовь может оказаться не разделённой.


Рецензии