Повесть... или рассказ на вольную тему

Верно изречение, что нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. И что эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Кто бы спорил.

Вместо предисловия

Но, к сожалению, наша действительность не так прямолинейна, как данное высказывание и под «маской героев Руси» порою скрываются те персонажи, кои не могут, не должны стоять в ряду  тех, кого мы считаем своими предками по их вкладу в общее дело становления страны и народа. Да они были частью событий, но, как и любое событие, имеющее в своих проявлениях по отношению к Руси, как  знак минуса, так и плюса, они имели (имеют) свою определенную характеристику. И не всегда со знаком плюс. Таким героем, к примеру, был Иван Сусанин. Историческая фигура, которая, по сути, была лишь «пешкой» в большой политической игре Запада и Руси и своей,  индивидуальной, приписанной ей значимости не имела.

Я вообще с некоторых пор стараюсь весьма внимательно относиться к тем персонажам, которые «на слуху», и которых превозносят не в меру, в современной истории. Которые, и впрямь на поверку оказываются как раз теми, кто положительной значимости для истории нашего народа не имел.

Нынче я хочу поговорить об Евпатие Коловрате, дату подвига, которого справляли весьма официозно совсем недавно.
Я не буду рассказывать историю его рождения и мужания, о ней не известно ни кому. Более того такое весьма «громкое» имя почти не известно отечественной истории, т.е. о нем  в ней мало, если не сказать нет совсем ничего, что могло бы подтвердить его существование. Кроме одного произведения. Которое, написано в стиле  «сочинения по материалам определенных событий» под названием «Повесть о разорении Рязани Батыем». Уже одно то, что данное произведение названо словом «повесть» настораживает, ибо данное определение появилось намного позже тех событий, о которых повествует (не ранее 17 века).
 
В БСЭ (энциклопедия) так и написано, что Евпатий Коловрат : "Легендарный русский богатырь, боровшийся против татаро-монгольских завоевателей в 13 веке. О борьбе рязанского "вельможи" Евпатия Коловрата и его "полка" после взятия татарами Рязани рассказывается в древнерусской "Повести о разорении Рязани Батыем", в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. "Повесть" прославляет силу, отвагу, патриотизм Евпатия Коловрата и его сподвижников ("храбров"). В некоторых списках "Повести" указывается отчество Евпатия Коловрата - Львович".  Еще там добавляется, что Коловрат  "нанес поражение монголо-татарам во Владимирско-Суздальской земле".  О географии пока говорить не будем.

Рассматривая фигуру Коловрата, как историческую данность упираешься в то, что в разных интерпретациях историков он имеет разное социальное положение. То есть, то его причисляют к князьям, то к боярам, то к воеводам, то к посадским, и.т.д. Вы, конечно, понимаете, что все эти прозвания суть разные не только по статусу, но и заключают в себе определенные возможности.

Если и на сегодня, когда наше общество весьма   структурировано,  мы при определенных обстоятельствах  не считаем своей прямой возможностью приступать немедленно к конкретным  действиям, а  оставляем исполнение данных действий  на «усмотрение» человека (лица), стоящего выше по социальной (в наше время чаще всего по структурной, т.е. статусной)  лестнице, что уж говорить о «делах минувших дней».

Я сейчас не беру во внимание взбрыкивание молодых людей относительно того, что «я сам с усам». Сам был такой и понимаю, что это идет не просто от незнания жизни, но чаще от «играющего гормона». А с гормоном как говорится, не поспоришь это тот член (имею в виду хвост), который «крутит собакой».

То в те времена поговорка «не суйся поперек батьки в пекло» была не просто обязательна к исполнению, а исполнялась неукоснительно. И не в силу каких-то там придуманных человеком законов, а по закону самого естества (природы). Закон выживаемости и сохранения рода требовал, чтобы процессом управлял, тот, кто знает  и умеет больше, так как прожил и видел больше. Нынче наличие высшего, а порою и двух образований позволяет «путать рамсы» в  стремлении свой «набор информации», засевший в голове считать и умением, и знанием одновременно.

                I. А было ли начало

Итак, Евпатий Коловрат родился якобы в селе (села на Руси в значении «сесть» появились  не с приходом славян, т.е. христиан, типа пришли и сели. Так назывался по сути, военный укреппост - село, селище, сельцо- зависимости от размеров и численности в нём "селящих") Фролово Шиловской волости.
Хотя это позднее отнесение к какой-то территориальной единицы, так как до петровских времен на Руси подобных делений (волостей) не существовало (как и приписываемые погосты, изобретение христиан), но стали в исторической литературе применять, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Примечательно второе имя Евпатия-  Коловрат ( не думаете же вы что это фамилия) оно чисто языческое, а того быть не могло  по определению и в виду того какой статус имел Евпатий. А еще по причине уже  якобы 300 летнего христианства на Руси (по официальной истории). Где-то в материалах промелькнуло так называемое отчество (имя отца) Коловрата- Львович. Весьма сомнительное имя для язычника (вишенька от яблоньки как водится, далеко не падает).

И опять «где-то, кто-то» говорил-писал, что Евпатий имел еще и прозвание Неистовый. По мне так это уже сегодня кто-то придумал, чтобы конкретизировать желаемое в образе Коловрата. Всё так  неопределенно, но уверенно утверждается, что он имел вотчину  в Урусовском городке под селом Заполье.

Опять странная на первый взгляд расстановка территориальной иерархии (городок под селом, а не наоборот). Но ничего странного в этом нет если учесть что огород, т.е. крепость могла быть в селе.(Границы села иной раз из-за хозяйственной деятельности простирались дальше границ крепости). Да и название «Урус» больше подходит  стороннему, иностранному определению, что городок является русским.
Вероятнее всего от этой так сказать вотчины, и все путанки.

Справка: Вотчина - якобы древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская, монастырская); в 13-15 вв. - господствующая форма землевладения. С конца 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале 18 в. слилась в один вид - имение. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

Так, что в своей вотчине вочич был и  воеводой, и судьёй, и боярином и даже князем. Более того прозвание «князь» это всего лишь – старейшина. Отчего Евпатия Коловрата в разных источниках пытаются назвать и воеводой и боярином и предводителем ополчения ну и конечно князем. И ни какого противоречия в этом нет. Одна только маленькая деталь, которая вроде к теме не имеет отношение, и все же.  Феодальное дробление Руси  это историческая подделка западных историков и непонимание  (а может и спецом) данного явления (подделки) отечественными «специалистами».

Я уже в одной статье говорил, что боярин мог управлять  и распоряжаться в силу своего статуса людьми на отдельном участке Руси, но землей владеть и распоряжаться по своему усмотрению не мог, как не мог этого делать и князь.  И этот участок земли назывался удел, но он не был собственностью боярина, а был собственностью общины. Отчего Удел это не территориальная единица, а степень ответственности. Лишь при появлении в нашей истории Романовых и именно благодаря их «стараниям», было внедрено в историческую литературу как «древний факт», частное отношение к земле. И не для того, что бы потомки т.е. мы с вами думали, что так оно и было, а для того, что бы их современники не очень роптали, что их землю от них отделили.

Меня всегда приводило в недоумение отсутствие элементарной логики у людей, которые чем-то (особливо историей) интересуются, но даже не удосуживаются  все, что им становится известно привести к какой-нибудь системе координат, чтобы хоть как-то отделять вымысел от правды.

Так отрицая татаро-монгольское иго мы, по сути, отрицаем геройство и Евпатия Коловрата, как «общерусского богатыря». Утверждая, что на Руси всё мужское население повально были профессиональными воинами, мы отрицаем общеизвестные и массовые факты существования ополчения на Руси. Отрицая добровольное принятие на Руси христианства, мы тем самым отрицаем   свою причастность к храмовому зодчеству нашей страны.  Если не было татаро - монгольского ига то не было и освободительной войны именуемой Куликовская битва.  Этот ряд могу продолжать бесконечно, если бы в этом был  какой-нибудь толк.

Я исхожу из того, что на Руси татаро-монгольского ига не было и соответствующее «рабство» это вымысел тех, кто руководствуется принципом «разделяй и властвуй». В условиях же сайта, те, кто повторяет подобную «официальную» линию, это просто провокаторы. Ведь нам так хочется и «на елку влезть и не уколоться», т.е. и героику страны соблюсти и отрицательные моменты в нашей истории «скруглить».
 Официальная история утверждает что «правили Рязанским княжеством потомки Ярослава Мудрого. Когда в конце 1237 года «вражеские полчища» подступили к границам Рязанской земли, согласно сведениям "Повести о разорении Рязани Батыем", рязанский князь Юрий Ингваревич направил к Батыю для переговоров своего сына Федора». ( по другим сведениям это Батый направил послов к Рязанскому князю со своей женой).
Не подскажете мне, где «обитают» такие  русские имена Ингвар или Ингоревич? Это нынче в правительстве могут сидеть от «а» до «ять» раньше ни в коем разе. А раз они в истории имеются то, тут не все так «ладно» как «поют» профессионалы.

Кто-то пытается поправить историков, назвав Ингвара Ингоревича Игорем Игоревичем (правда в крещении был назван Козьмой). Далее мы можем выяснить из тех же источников, что «Не было в Рязани в роковой час одного из самых доблестных воинов князя Юрия Ингваревича - боярина Евпатия Коловрата. Он находился в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем по поручению своего господина вел переговоры об оказании помощи Рязанскому княжеству».
 
Отсутствие во всем написанном логики, видно «невооруженным глазом». Во-первых, боярин не был подвластен князю, он был ему равен по статусу, так как тоже являлся «кормчим» удела, и его можно было назвать удельным князем (старшиной). Во-вторых, вести переговоры мог чин и несколько пониже, чем удельный хозяин. И если его не было в Рязани в момент нападения, а о нападении уже знали заранее (не могли не знать), так как разослали гонцов с просьбой о помощи, то его не было по другой причине. И я предполагаю, что по причине формирования заговора. То есть такого соглашения, о котором нижний чин знать не может (не должен), и доверить это лишнему человеку значит «рассказать свинье».

                II Тучи сгущаются

Читаем в официальной исторической литературе:  « Осенью 1237, возвращаясь из победоносных походов против Волжской Булгарии, войска Батыя, внука умершего к тому времени Чингисхана, подступили к русским землям. Никто больше не слал послов с предложениями мира - всё решено было на Калке. Вторжение началось стремительно. Рязанское княжество первым приняло удар. Позже, будут слагать легенды о героической самоотверженности и храбрости рязанского боярина Евпатия Коловрата, который во главе своего войска, наносил внезапные шокирующие удары по войскам захватчиков и не раз отбрасывал их от рязанских стен. Но Рязань продержалась не долго. Татаро-монгольское войско шло дальше».

Что-то этот отрывок не согласуется с предыдущим. Замнем для ясности…
Напомню еще одну историческую деталь:  когда Юрий Ингварович Рязанский попросил помощи против Батыя у Великого князя Георгия (кто-то пишет Юрий) Всеволодовича Владимирского и тот отказал ему, то Юрий позвал на помощь своих братьев Давыда Ингваревича Муромского Глеба Ингваревича Коломенского и Олега Красного и Всеволода Пронского.

При внимательном рассмотрении данного события мы выясняем, что, во-первых, Юрий «послал за братьями» лишь тогда когда отказал Георгий. Во-вторых, отказал Великий князь, тот, в чьи обязанности входило в первую очередь консолидация земель против общего врага. Так, что поведение Великого князя как-то на «великое» не тянет. Притом каждый из них не был дураком и понимал, что поодиночке с Ордой не справиться.

Вот тут настало время, и географии. В указанный в Повести период Рязань находилась не совсем там, где она находится сегодня, т.е. проще говоря - совсем не там. Она стояла  на берегу Оки, намного (60км.) южнее почти на границе со степью где и находят археологи захоронения того времени (в нынешней Рязани их нет).
Я уже это где-то читал, решил затем сам проверить.  Тем более, что историки «говорят»  что южным летописям, которые по месту ближе к событиям верить не стоит, а верить нужно северным, Новгородским, которые о событиях знали лишь понаслышке.
 
Так вот северные летописи гласят, что татары с монголами как водится, жили в Сарае. Сарай  же как они  уверяют, находился в Низовьях Волги, Астраханская область, типа остатки Сарай-Бату это  «Селитренное городище», что в 130 км от Астрахани. Кстати недалеко добывают и серу, а всё, вместе, это позволило уже в 14 веке иметь на Руси «самодельную бомбу» -порох (при чём тут Китай, там нет в одном месте этих ингридиетов).  Но во времена похода на  Русь этого города еще не было. До его основания  лет 14-ть оставалось.

От Астрахани же до Рязани 1221км (только по прямой 1091). Татарам идти не менее  двух месяцев.
Но татары «подкрались» поближе и кучковались в районе городища Онуза  Ныне Воронежская область (Сам Воронеж основан в 1590г) (Нухля по Лаврентьевской летописи, 230км от Рязани). Короче на реке Воронеж. По ходу перебили Волжских булгар и башкир, буртасов и мордву, саксов и кипчаков. Затем  татаро-монгольская Дума решила «вздрючить» и русских. Вот такие они Думы думы думают.
 
И если принимать за условие, что Рязань исторически никуда не перемещалась (где есть там и была), то, теперь начинаем думать (как в Думе). Между Рязанью и Сараем естественный путь по воде, а татары «поперлись» в поход на лошадях, да не зная броду, по самой что ни на есть заболоченной территории, типа «нормальные герои всегда идут в обход». Она и по сей день не просохла. Так татары перешли Волгу, а в этих местах она и сейчас достигает ширины более 500 метров, а в старину наверное и того шире  была (нынче мелеет), затем немного «пообсохнув» на конях двинулись в сторону Дона. По берегу Дона поднялись до реки Воронеж, а затем по каким-то им  одним известным тропам (русские там не ходили) добрались, наконец,  до города Старая Рязань (площадь 60 га -совсем ничего). Нынешняя Рязань это бывший  Переяславль -Рязанский (переименован в Рязань по приказу Екатерины Второй в 1778г) на северной реке Ока, которая сама же впадает в Волгу. Ну это известно всем.

Официальная история утверждает, что Старая Рязань появилась в 7-8 веке, но народ там жил «изстари». Археологи в курсе. Но  в окладных книгах 1676 года Старая Рязань вдруг «превращается» в село. Могло быть такое понижение в статусе? Нет. Ни при каких обстоятельствах.

В 1774 году Александр Протасов –землемер-картограф по распоряжению Екатерины второй  наносит на плане Переяславского уезда Старорязанский стан с окружающими его оборонительными валами, которые на тот момент да и вообще существовали лишь в воображении (или замыслах) царицы. Кстати этот план, теперь, гуляет в качестве «доказательства» по инету,  и исследователи любители  с рвением достойным лучшего применеия пытаются найти остатки этих сооружений. Выдавая за них существующ ий рельеф местности. Когда все археологи побывавшие в Старой Рязани в один голос заявляют, что последняя «умерла» после нашествия Батыя и навсегда.
 И еще одна деталь лишь с деревнями и селами происходит подобное, когда после полного сожжения легче перенести немного дальше и выстроить заново, чем разгребать руины. С городами сложнее. Тем более, что археологи не находят перового разорения Старой Рязани и результатов восстановления после сожжения её Всеволодом Большое Гнездо.

Этимология слова «рязань» не вполне понятна, но она по определению не русская, хотя  её и относят к словам «ряса» - болото или «ряж» сруб  заполненный землей для создания основы крепостных стен, мостов, или храмов. А может и от названия живущего здесь племени «эрзя» и даже «резать» («резана»- резанная на части монета). Даль приводит свое: « мелкие яблоки». А некто С. Калибаба (скалиба - раб) даже из иврита, типа эрзя от эрз-ань, т.е. эрец -страна, государство, земля. Понятно, что это за раб. Впервые  Рязань упоминается в Лаврентьевской летописи (самой одиозной из летописей) в 1096г. По мне, так она состряпана во времена Екатерины два.

Думается с географией у «придумщиков» было не очень. Видать и тогда уже ЕГЭ-шное образование, типа «извозчик довезет» было распространенно среди татаро-монголов. У них лошади с навигаторами были, а те (навигаторы) как водится «ездют кругами».
В-третьих… И тут нам необходимо выяснить, а кого побили «татаро-монголы» в то известное нашествие. Всего 14-ть городов.

Рязань, Коломна, Москва, Суздаль, Владимир. Во Владимире происходит то, что описывают постоянно. В момент самой опасности князь покидает город собирать новую рать в других землях, при этом его город разоряют и придают огню. И так надоедает читать эту глупость, что хочется выть. Такое было возможно лишь в период Романовых. Когда войсками руководили преимущественно иностранцы, это ими  была «изобретена»  тактика «выжженной земли». И она хорошо срабатывала в условиях просторов Руси.
 
Но представьте себе, что бы наши предки оставили на поругание прах своих пращуров. Не могу в это поверить. Ростов и Углич даже не сопротивлялись. Могло быть такое? Нет. Затем были Ярославль, Кострома, Ксянтин, Кашин, Стародуб, Городец, Переяславяль-Залесский, Юрьев, Демитров, Волк-Ламский, Торжок, Тверь. У некоторых историков добавляется город Вологда.

И вот так всегда! Батый заявил де, что «побьёт» 14 городов (так и записали историки), а на поверку «пристукнул» еще пять городов. Не держат слово татры -монги. А еще узнаем из Повести, что « И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия…».

Беспредел какой-то! Да что-то уж очень данный монгол похож на русских, которые если вышли в поход то «до окончательной победы», типа «не только выгнали со своей земли, а и дошли до Парижа и Берлина».

И потом постарайтесь «пройти» весь путь Батыев по карте, посмотрите, что получится. Получится, что с головой у Батыя было не совсем хорошо.
И знаете, что во всем этом имеется  интересного, а то, что «великий защитник  земли русской» Александр Ярославич (будущий Невский) вообще не принимал участия ни в одном сражении с татаро - монголами. А вот его отец Ярослав Всеволодович в 1236 году стал князем Киевским, а уже в 1238 князем Владимирским.
Никаких вопросов не хотите мне задать, глядя на даты? Ведь Ярослав сменил на «посту» своего брата Юрия (Георгия Всеволодовича) на  Владимирском Столе в год разорения города  Владимира Ордой. При этом Юрий ждал полки Ярослава и Святослава (братьев) на помощь Владимиру. И они якобы, так гласит официальная история, не пришли.
 
Да нет, пришли, но в образе татаро - монголов. И били то они города, которые не желали смириться с властью Ярослава Всеволодовича и тех, кто выступил против него, а это было семейство Ингваровичей. По этой же причине (а не по причине распутицы) Батый не пошел на Новгород, так как там сидел его сын Александр (Невский). Вот отчего Юрий (Георгий) Всеволодович отказал  Ингваровичам в помощи против Батыя. Не мог же он пойти против своего родного брата. По этой же причине Невский выступил против Папы Георгия IX организовавшего в тот же период «крестовый поход» на Русь в лице Тевтонского ордена, и в то же  время татаро-монголы предводительствуемые Батыем (Ярославом Всеволодовичем) шерстили Европу. Ведь мы всегда идем до «конца», до самого «логова» врага. Я уже упоминал об этом в статье, об Ингерманландии.

Попутно отмечу, что миф о существовании «Великой Монгольской империи» был создан в Европе. Все началось с католических монахов и торговцев-путешественников.  Больше в их россказнях было того, что «одна бака сказала». Вспомним Марко Поло, никогда не бывавшего дальше Дуная, который «подслушал» свои рассказы в тюрьме, где отбывал срок за неуплату налогов. Интересно другое, что на европейских гравюрах, родившихся как «фотопортрет» для опознания уголовников все «монголы» выглядят как русские казаки или бояре (окладистая борода длинные  усы, шапка, сабля, кафтан подбитый соболем, и сапоги из сафьяна - ну вылитый татарин, а присмотреться так и монгол).

               
                II И грянул гром

Узнаем из официальных источников  «В след за Рязанью пали упорно сопротивляющиеся Коломна и Москва, и войско Батыя подступило к Владимиру на Клязьме, где правил князь Юрий Всеволодович. Но узнав о том, что татаро-монгольской войско захвалило Рязань, владимиро-суздальский князь отправился на север собирать огромное войско, очевидно надеясь, что Батый не успеет дойти до Владимира настолько быстро. Таким образом, на момент осады, во Владимире не было ни самого князя, ни достаточных сил, для того что бы опрокинуть осаждающих. Но город не сдавался. Тем временем татаро-монголы, окружившие Владимир - отдельным штурмовым отрядом захватывают более слабый Суздаль».

Куда отправился князь? На какой Север? К чукчам что ли? Ведь по официальной истории дальше Новгорода и Вологды русских поселений не имелось. Новгородцы и вологодцы против татар не воевали. А воевать за русских, лесным, финно-угорским племенам  как-то особого резона не было. Или всё же вся Сибирь и Север были заселены  русским людом и не заслуга в том Екатерины второй и прочих Катек с Петьками?
 
Смотрите, в каком порядке Рязань - Коломна-Москва (тут вроде все по очереди если снизу) - Суздаль-Владимир (но тут мимо Владимира вверх на Суздаль, а затем опять вниз на Владимир). Тем более…
Нет, я так далеко уйду от темы своего повествования,… тем более, что
Москва попала в список захваченных городов намного позднее самих событий, так как до 15 века она как город не существовала. Таким же образом (вследствие приписки) туда попали и города Владимир, Суздаль, Переяслав-Залесский, Ярославль и Кострома, Ростов и Углич.

И если из двадцати трех выше перечисленных городов вычесть указанные восемь то мы получим цифру равную цифре официальной истории утверждающей, что побитых городов было 14-ть. Ага, заметили, что у меня осталось 15-ть городов, а  я утверждаю что 14-ть? Ничего странного нет, так как в «списке» есть город Юрьев, который почему то постоянно «теряет свою приставку Польский. Попытку оправдать эту «приставку» как производную от слова «поле» не выдерживает критики. Ну а по принадлежности Польский он появился (как и город) в мутное время. Почитайте об этом городе (нынче типа Юрьевец).

Еще изучая «Повесть временных лет» (опять повесть) я обратил внимание на характеристики, которые дает автор тем или иным персонажам. Нет не явным врагам, а даже тем, кто «стоит» как бы рядом с народом повествующего. Поначалу я заподозрил автора в лукавстве, но со временем понял, что автор был вполне искренен. Но писал он для своего времени и даже не помышлял, что его ахинею, кто-то  будет читать через столетия. Ему нужно было создать определенное отношение в свое время. И когда через призму данного отношения начинаешь искать, когда и кому это было выгодно, приходишь совсем в другие времена, чем те, о которых идет речь в повествовании.  Так же написана и «Повесть о разорении Рязани Батыем». А разве не так поступают «стервятники» от СМИ и сегодня?

Чего стоит следующий абзац,  из официальной литературы повествующий о Батые: «И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал».

Уже этого абзаца достаточно, чтобы понять, что все, что выше написано, «притянуто за уши» к заповедям христианским. Мол, было выдвинуто требование, которое исполнить, значит, заповедь нарушить. И даже не смотря на опасность смертную, отказал, тем показал крепость в своих христианских воззрениях.

Разрешите сделать тьфу, на такое сказание. И это то, что писарчука, кропавшего Повесть, заботило больше всего? Кто и кого будет иметь, а не погибель народа, когда и  иметь-то будет некого.

Мало кто знает, что Романовы дважды предпринимали попытку «освятить» события, повествующие о татаро-монгольском иге. Не буду сейчас говорить, с какой целью это делалось, думаю, читатель сам поймет. Вторая попытка  была предпринята в 1832 году, когда Российская Академия наук объявила конкурс на разработку вопроса о монгольском завоевании Восточной Европы и истории Золотой Орды. Премия в 200 червонцев. Вперед вырвался Х. Френом  по сути, представив собственное видение, а не реальное исследование исторических событий, в форме «Программа задач, предлагаемых Академией Наук к соискании. 1834 и 1835 гг. по части истории».
Но все это лишь косвенное подтверждение, что Коловрат на самом деле был совсем на другой стороне «баррикады» относительно большей части русского народа. Странно другое, что о Евпатии, кроме как в «Повести о разорении Рязани Батыем», ни в каких прочих  письменных источниках упоминаний, нет, ни в отечественных, ни в западных, ни даже в восточных. Ни говоря уже об арабских, этих «кладезях славянской истории».

Первой прямой фигней является и  то, что татары против воев Коловрата применили камнеметательные орудия. Для того, чтобы такое написать нужно было или не знать или забыть, что такое «порок». Кстати в книге Василия Ряховского, который писал о Коловрате, ничего подобного не упоминается. Но в книге  недвусмысленно говориться о смерти последнего в борьбе с князем Глебом, которого рязанцы выгнали с княжества. Пойдем -ка и мы по этому «следу».

Сначала задам вопрос: где был Коловрат когда «бомбили» Рязань? Правильно, ездил в Чернигов. А чё он там делал? Собирал оброк. А теперь напомню, что еще в 1207 году Ярослав Всеволодович (будущий Батый) был изгнан Олеговичами из Чернигова и его папанька Всеволод Большое гнездо собрал рать, что бы «задать им жару». И позвал для подмоги, уже, будучи Великим князем (с 1176года) князей рязанских. Те пришли. Вот тут будьте внимательны и очень.

«Все рязанские действительно явились с дружинами, их было восьмеро: Роман и Святослав Глебовичи, последний с двумя сыновьями, да племянники их, сыновья умерших Игоря и Владимира, двое Игоревичей - Ингварь и Юрий, и двое Владимировичей - Глеб и Олег. Всеволод принял их всех радушно и позвал к себе на обед; стол был накрыт в двух шатрах: в одном сели шестеро рязанских князей, а в другом - великий князь Всеволод и с ним двое остальных рязанских, именно Владимировичи - Глеб и Олег. Последние стали говорить Всеволоду: "Не верь, князь, братьям нашим: они сговорились на тебя с черниговскими". Всеволод послал уличать рязанских князей князя Давыда Муромского и боярина своего Михаила Борисовича: обвиненные стали клясться, что и не думали ничего подобного; князь Давыд и боярин Михаил долго ходили из одного шатра в другой, наконец, в шатер к рязанским явились родичи их - Глеб и Олег и стали уличать их; Всеволод, слыша, что истина обнаружилась, наконец, велел схватить уличенных князей вместе с их думцами, отвести во Владимир, а сам на другой же день переправился через Оку и пошел к Пронску, где сидел сын умершего Всеволода Глебовича - Михаил; этот князь, слыша, что дядья его схвачены и Всеволод приближается с войском к его городу, испугался и убежал к тестю своему в Чернигов - знак, что он был также на стороне схваченных князей и на стороне черниговского князя, своего тестя: иначе для чего было бы ему бояться Всеволода, всегда благосклонного к отцу его?» («История России» Соловьев).

Долго ли коротко, но рязанцы уступили давлению Всеволода, повинились, и в следующем, 1208 году, Всеволод прислал к ним на княжение своего сына Ярослава с суздальцами. Рязанцы присягнули было новому князю, но потом стали хватать суздальцев и бросать их в погреба. Ярослав обратился за помощью к отцу, и Всеволод немедленно откликнулся на его зов. Великий князь приказал рязанцам явиться к реке на княжий суд. Рязанцы вышли, но их речи не понравились Всеволоду Юрьевичу. По приказу Всеволода Рязань была сожжена, а ее жители расселены по разным городам суздальщины.
С 1179 г. рязанские князья находились в воле Всеволода.
 
А думаете, рязанцы забыли про то, как отец Ярослава их раскидал по другим городам? Они вербовали в этих городах сторонников и соответственно противодействовали ему в его стремлении объединить Русь. А вот в каких городах были расселены рязанцы, догадайтесь сами.

Попутно напомню, что историческое место базирования татаро-монгольских войск, откуда они выходили на «завоевания» был город Переяславль -Залесский тот, что под Суздалем (Если кто помнит во времена Екатерины второй этим подразделением командовал А.В.Суворов, считавший, что «лучше воинов во всей России не сыскать»). Это я уже описывал в  одной из своих статей.  Именно оттуда они вышли в, названное «историками», «татаро- монгольское завоевание» в 1221 году, а так же в  1237 году.
Справка: Яросла;в (Феодор) Все;володович  (8.02 1191г-30.09 1246 года)- сын Всеволода Большое Гнездо, князь переяславский (1200—1206), князь переяслав - залесский (1212—1238), великий князь киевский (1236-1238, 1243-1246), великий князь владимирский (1237-1246), князь новгородский (1215, 1221—1223, 1226—1229, 1231—1236). А в виду того, что он был еще и «главнокомандующим» войсками  восточной Руси то имел звание Батя-Батый. Батый, стало быть, наделенный доверием своих воинов.
Кстати имя Феодор (Федор) с  греческого «Божий дар» (астрологически «зимний» Федор стабилен, целеустремлен уравновешен).
 А отсюда и еще одна историческая калька событий. Смотрите выше: Ярослав в 1200-1206 гг. был князем Переяславским. А где находится город Переяславль? Правильно на Днепре. И  кто ему противостоял в тех местах? Верно, будущий «патрон» Всея Галиции Даниил, которого он так же в определенное время  «прижал к ногтю», а главное за то, что последний собирался примкнуть к католической Европе. Типа: « сам в  Гейвропу можешь двигать, но зачем туда тащить народ».
Ладно, что это мы все о Ярославе - Батые, да о нём. Пора возвращаться к Коловрату.

Еще больше напрягает поспешное и массовое  фиксирование «значимости» исторических героев в монументах. Что-то в этом азиатское не свойственное русам, типа «каменные бабы по степи». Но там они хоть как ориентиры выступали не более, а нынче зачем?

Весьма неблагодарное дело заниматься развенчанием легенд, особенно если данные легенды затрагивают эпических героев. Точнее не самих героев о них мало, что известно, а извечную жажду простого человека к героике тем более, если эта героика вроде  его родного народа. Прошу извинить за «отдавленную мозоль» (хотя это больше смахивает на садизм), но все, же поделюсь с вами со свойственным мне «тактом» тем, что я имею «за пазухой» (а то оттягивает жить мешает, да по брюху дрязгает).

А вот тут историкам и не надо было, что-то придумывать.
 «И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин».

Вы уважаемые читатели знаете почему? Почему придумывать не надо… Да ничего удивительного, если вспомнить, кто была первая жена Ярослава Всеволодовича. А была она из знаменитого кипчакского рода известного князя Кипчака.  Тем более ничего монгольского в имени Хостоврула не было.

И можете ли вы себе представить, что водитель завоевателей, расчувствовавшись над телом своего  смертельного врага,  со слезой на глазах заявит: «О Коловрат, Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего»?

Больное воображение может себе позволить такое представить, но жизнь это не болезнь, а жесткая и конкретная действительность. И в этой действительности тело Коловрата растащили бы по частям и скормили бы волкам в степи.
Но его похоронили в Рязанском Соборе в январе 1238 года. Стало быть, Батый отдал тело родственникам и даже Рязань не побил до конца, раз там получилось отпеть  Коловрата.

Сведений о нём не так много, и они противоречивы; неизвестна даже точно дата его рождения, только приблизительно назван год - 1200. Зато дата гибели названа очень уж точно – январь  1238 года в «Повести о разорении Рязани Батыем». Там же говориться и о торжественных похоронах Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Посмотрим, что за этим кроется.

                III «Старый друг лучше двух новых»? Ой ли!

 В. Л. Комарович, выделил в составе поздних русских летописей остатки летописного свода Ингваря Ингоревича, - того самого рязанского князя,  прославлением которого заканчивается  «Повесть о разорении Рязани». Всё позволяет обратить внимание на то, что  «Повесть» написана как   публицистическое произведение. На этой поэтизированной ноте, по сути, и  держится  все лирическое напряжение ". Чего только «стоит» данный отрывок из Повести:
«А на райских пашнях побрани
-Спорит идолище с Господом:
 «Ты отдай победу выкрому,
 Правоверу мусульманину».
Говорит Господь узывчиво:
«Ай ты, идолище черное,
У какой ты злюки-матери
Титьку-вишенье высасывал?»
Бьются соколы-дружинники,
 А не знают волю сполову.
Как сидеть их белым душенькам
В терему ли, в саде райскоем».

Нормальная такая летопись!  По этому поводу В. Л. Комарович писал: "этот свод в целом имел одну разительную черту: он был сплошной обвинительной речью патриота-народолюбца против прямых, как казалось ему, виновников бедствия, против русских князей.

Данная особенность  просматривается и в рассказе летописца Ингваря Ингоревича о Калкской битве (сохранился в Новгородской летописи), где он недвусмысленно обвиняет русских князей, противопоставивших татарам несогласованные действия русских дружин, в бездарности. Так Киевский князь Мстислав даже на поле брани действовал бессмысленно и бестолково, что  не помог другим русским князьям, оказавшимся в критическом положении, когда их покинули союзные им половцы: "Мьстислав же, кыевьскый князь, видя се зло, не движеся с места никамо же" (Новгородская первая летопись, стр. 63). "И тако за грехы наша бог въложи недоумение в нас, и погыбе много бещисла людий; и бысть въпль и плачь и печяль по городом и по селом" (там же).

А как «костерит» летописец Ингваря Ингоревича самого Юрия Всеволодовича Владимирского за отказ в помощи рязанским князьям при нашествии Батыя: "Юрьи же сам не поиде, ни послуша князий рязаньскых молбы, но сам хоте особь брань створити. Но уже бяше божию гневу не противитися, яко речено бысть древле Исусу Наугину богомь; егда веде я на землю обетованую, тогда рече: аз послю на ня преже вас недоумение, и грозу, и страх, и трепет. Тако же и преже сих отъя господь от нас силу, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложил в нас за грехы наша" (там же, стр. 74-75).

Перейдем к "фамилии" - Коловрат. Нам сразу же приходит на ум коловорот. А кому-то даже Коло - вращающееся. Хотя, что «коло», что «вращающееся» это типа «масло масленое», ибо это одно и то же слово. Одним словом «не верь глазам своим». Коло кроме «колеса», «круга», отчего и двуколка - двухколесная повозка,  обозначает и; «окрестность вокруг», а «коломыка» значит  «бродяга», «шатун». А «колобродить» - ходить «вокруг, да около» чего-нибудь, дурить, шалить. «Коловрат» же - это не только и не столько кружиться, вертеться вокруг точки или оси, сколько – болтаться без определенной цели, типа "пойду ль, выйду ль я". Недаром понятие «колоделье» обозначает  неважная работа, второстепенная, а «колодей» при этом  тот, кто работает «кое-что и кое-как», то есть около истинного дела. И эта характеристика-фамилия очень подходит для главаря банды, болтающегося, «полкающего» со своей "братвой-полком", которые еще и "храбры" (имя существительное).

Вот вам и подтверждение из «Повести»:
«Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые угорины
Двумя пальцами вытягивал».

Не облыжники пеняются,
Не кусомни-поминушники,
-Соходилися товарищи
Свет хороброго Евпатия.

Товарищами в старину называли вольных людей-разбойников, а еще большой нож, носимый за голенищем. (См. выше)

 И хотя мы знаем, что такое храбр и храбрость, не мешает также знать, что такое «хоробрый», а берет оно своё начало от слова "храбина" - это рябина и ее ягоды, очень заметная штука, не пройдешь мимо, чтобы не заметить. Я думаю, что  слово «храбрость» произошло именно от рябины, выставляющей себя на показ всему свету. А храбрость - это действительно больше показуха, чем истинное чувство, так как храбрость противоестественна любому живому существу, если бы она существовала взаправду.

Так что в "фамилии" Коловрат нет ничего патриотического, больше - разбойничьего. Перейдем к имени Евпатий. Это довольно редкое имя, созвучное Ипат, тоже - редкому имени. Оба имени встречаются только на Руси, но происхождение их явно "греческое", так как романские языки не любят употреблять ударную букву "в", предпочитая ей звук, образованный двумя буквами "еу" - Европа - Еуропа.
Да, есть с именем какая-то неувязка. Найдите мне еще хоть одно русское имя, имеющее в себе корневу основе «ев» (евреев приводить не надо это не имя), зато их много в Греции типа « в Греции всё есть» это и Еврипонтида, сама Европа, Евридика, Еврипид, Евклид, Евдоск, Евгений, и еще «хренова туча». Все можно произносить без буквы «в» типа Еуропа.
 
В скором времени (по мере поисков)  «спотыкаешься» о город Евпатория, что-то  в названии Евпатиево. Тем более что город этот стал так называться только в 1784 году, а ранее, в 6-5 веках до нашей эры был "греческой колонией" Керкинтидой, потом - "турецкой крепостью Гезлёв" с мечетью Джума-Джами, построенной Ходжой Синаном, пока ее не завоевал Потемкин.
 
И где только Екатерина II,  типа «чистокровная немка» а на самом деле еврейка ашкинази, нашла это имя для завоеванного города? И зачем? Что-то этот город тоже сильно "пахнет" Евпатием. Но и это еще не все... 
Возвращаться к полному имени Евпатию Львовичу Коловрату, замечаешь еще одну странность. Во времена Евпатия Львовича и даже ранее (ведь папа Лев),  при этом на Руси, никогда  не видевшей сего зверя, дать имя Лев - это нонсенс. Но совсем и не удивительно, если вспомнить, чьим тотемным знаком был Лев и в гербах, каких городов он присутствует. Одним словом  не могло на Руси возникнуть данное имя, не могло. Медведь - другое дело, ласково - Миша, впоследствии  типа переделанное из Мафусаил (фиг вам, а не Мафусаил).

                IV А теперь «хоть и не вставай»

Совсем забыл! Вы помните, поди, что Коловрат был во время «нашествия» в Чернигове? А Чернигов стоит недалеко от Киева, севернее, на реке Десне. В те времена и дорог-то не было, а тем более мобильных телефонов с интернетом. Откуда же  Львович так быстро узнал о Батыевом нашествии на Рязань, находившайся от него по прямой в 662 км, а по дорогам  и тропкам и все 850 км.  Да он бы и за 10 лет не узнал, если вообще бы узнал когда-нибудь что Батый в Рязани. Однако тут же бросил все свои черниговские дела и поскакал, вернее, поплыл, в Рязань.
 
Крутозыбы волны белые,
Далеко их видно по лугу.
Так и мечутся, яруются
Укусить седое облако.
Подскакал ездок ко берегу,
Тянет поводы на быстрицу,
Да не лезет конь в сумятицу,
В две луны подковы вытянув.
 Как слезал бегун, задумывал:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни чичерного сиверка,
Ни того ль лесного шолоха».

 Да вставал тут добрый молодец,
Свет Евпатий Коловратович,
Выходил с воды на посолонь,
Вытирался лопушиною.
Утихала зыбь хлябучая,
Развивались клубы пенные,
И надводные коряжины…
(«Сказание о Евпатии Коловрате, О хане Батые, Цвете Троеручице, и о черном идолище» 17 век)

Вот так утихомирил Евпатий  воду и поплыл, он ведь не татарин с монголами знал, что по воде быстрее и сподручнее. А вобще это описано, что на реках уже лед стал.

                V. Ничего личного сплошная арифметика.

Якобы Чингизхан умер в 1227 году. На самом деле он умер в 1237 году. Но эту дату заменили на первую, чтобы не очень было понятно, что Чингизхан это Юрий Всеволодович Долгорукий брат Ярослава Мудрого (Батыя) и Святослава  Всеволодовичей.

Сыновья: 
Чингизхана   (1155-  1227)-72года     Всеволода         (1154-1212)- 58 лет          
1-й Джучи  (1184- 1227г.)-43 года     Константин          (1186- 1218)- 32 года
2-й Чагатая (1185-1242)-57 лет          Юрий (Георгий)  (1188-1238)- 50 лет
3-й Угедей (1186- 1241) -55 лет         Ярослав (Федор)  (1191-1246)- 55
4-й Толуй (1190- 1232)- 42 года         Святослав (Гавриил) (1196-1252)-56 лет
                Иван                (1197- 1247г.)- 50 лет
 Совпадения видны невооруженным глазом. Смущает лишь «долгая жизнь» Чингизхана в его полной лишений жизни. Но здесь думается произошло наложение дат.

Батый хан  сын Джучи (родил тот его в 25 лет)  родился якобы  в 1209, а  умер в 1246 году – 37 лет. Википедия  по «наводке» вроде бы «современника» Батыя  Минхаджа ад-Дина, он уверял, что Батый умер в 1256 году «Процарствовав около 28 лет над этим краем (с 1228г.), он скончался», прибавила ему 10 лет жизни.  Но во многих русских летописях (Московский свод 15 в., Тверская летопись, в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна) указан именно 1246 год.

Кстати государство монголов называлось «Монгол улус» (по сути урус), никаких тебе татар. А обозначало это Монголы (моголы) Великие (урус)-русы.
Итак,  Чингизхан  умер в 1227 году, в тот же год 1227 умер старший сын Чингизхана Джучи, (мор какой-то).  Народ желал видеть на правлении Толуя, но в 1229 году был избран старший Угедей (а как, же быть еще с более старшим Чагатаем? История молчит). Надо отметить, что  в 1236 году в возрасте 27 лет Батый уже, будучи правителем Улуса попёр  типа на Русь.

Но еще в 1223году Чингизхан со своими полководцами Джубе и Сабутаем громили при Калке русских и половцев. Не добили, на пути к Киеву развернулись и ушли «домой» и почти 13 лет «не вспоминали» о русских, посмевших встать на пути «великих монголов».
А что в это время происходило у нас?
В 1220 году высадившись у Ошела, откуда потом пошли татаро-монголы на Русь Святослав воевал Волжскую Болгарию, а  в 1221 году  в слиянии Оки и Волги заложил Нижний Новгород.

В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал братьев (Святослава под Венден, Ярослава под Ревель) против Ордена меченосцев. В 1224 году был начат третий поход, но войска дошли только до Пскова. («Хроника» Генриха Латвийского).
В 1226 году Святослав и Иван Всеволодовичи «ходили» на мордву. И как раз в это же время «татаро-монголы» воевали с тем же противником….
Народ любил Святослава, а Великим князем Владимирским стал сначала Юрий, а затем Ярослав. Святослав ударился в религию.

Итак, татары 150 тысячной Ордой и почти 600 тысяч  (по три в поводу, на рыло, лошадей, а то и более, без обоза) двинулись на Русь. Арабский историк 14 века Рашид-ад-Дин пишет, что к 1227 году армия монголов составляла порядка 129 тысяч, а же через 10 лет (если следовать П. Карпини) выросла до 150 тысяч. Русская историография не «осталась в долгу» и вывела численность армии вступившей в рязанские земли в размере 450 тыс. При этом на полном серьезе уверяя, что в поводу каждый конник вел еще 3-х лошадей. Нетрудно посчитать, что лошадей всего было порядком около 2-х миллионов. Ведь не мог же уважающий себя богатый кочевник иметь всего три дополнительные лошади.

Преимущественно шли по льду. Каждая лошадь, хоть и маленькая, весит порядком 100 кг. 2 млн. лошадей по 100 кг. получаем 200 тыс. тн.  Но лед не всегда однородный. При температуре в минус 20 гр. толщина льда в среднем на стоячих водоемах прирастает по 5 см в день. На реках меньше. При температуре воздуха минус 1-20 гр.С лед толщиной в 10 см способен выдержать нагрузку в 100 кг при расстоянии до кромки льда 5 м.п. и отсутствии камышей  в береговой зоне. Лед толщиной в 20 см уже способен выдержать нагрузку в 800кг при расстоянии до кромки льда в 11 м.п. При толщине 25 см- 4тн. и расстояние до кромки 19 м.п.
 
Возьмем пособие «В помощь строителям БАМ» где сказано, что  « на лед толщиной в 40см. можно выезжать только машинам при весе в  10 тн.»
У меня тут же возникает вопрос, а может татары на тракторах «Беларусь» по болотам «рассекали», тогда и «лошадиные силы» (81 сила на единицу) оправданы и жрачки столько не нужно, Ну а бензин, что бензин у татаро-монголов его завались, как «гуталина на гуталиновой фабрике»  было. Они вишь «по ходу» в Сибири нефтяные месторождения разрабатывали. Ну и доставляли автозаправщиками по мере необходимости.

Общий сбор был у них, если следовать «географии боев» в Воронежской  области.  К Рязани вышли 16 декабря (прошли по лесам и болотам почти 400 км по 20км. в день, походя побили передовой отряд (полк) рязанцев во главе  с князем Федором Юрьевичем (150 тыс. против 7 тыс.) и сразу на штурм.  В Рязани длина стен почти 4 км.  Воинов не более 1000 человек. По 4 п.м. на «брата». Нормально, локтями не толкались. Но Рязань татаро-монголы взяли лишь 21 декабря (и это с перевесом в 1:150). При этом применили камнеметательные орудия, которые сделали из подручных материалов тут же на месте. Правда, не понятно где они брали «снаряды». Наверно тоже делали «тут же на месте». Думается  орудия,  они делали 5-ть дней (типа «сначала долго будем учиться летать, а потом быстро долетим»), а город взяли за сутки. Или просто решили отдохнуть под стенами города после трудного перехода.
 
От Рязани двинулись к Коломне (130 км).  Когда появились у Коломны история не сообщает. Если следовать прежним расчетам не позднее 29 декабря. Но находились они у   стен города почти  до 10-го января. Воинов в Коломне было не более 200 человек. Население не более 600 человек. И чё там, татары так долго делали? Ну, справили Новый год- 2 дня, сделали камнеметательные орудия-5-ть дней, один стандартный день на взятие города, а чем занимались еще 3 дня. Наверное, к этому времени к городу подоспел отряд «наших»  со стороны Владимира. Большое войско (чуть более 3 тыс. чел.)  с Великим князем  Юрием Всеволодовичем во главе. Ранее отказал в помощи рязанцам, а когда Рязань пала выступил в поход. По Лаврентьевской летописи монголы принудили князя платить  им дань, но войска он все же, против них послал.
 
Побив Юрия и погромив Коломну татаро-морнголы  преодолев по льду 100км. через 5-ть дней (по 20 км в день) были в Москве, и как водится с «колес»  на штурм. Правда, штурм чего, не очень понятно: Москвы то еще тогда  не было. Стоял захудалый городок в четыре десятка дворов (не более 10 га). Не пошли бы по реке и не заметили бы, что такой существует. И тем не менее по Карамзину 20 января напали на Москву и … целых пять дней нападали, нападали, и нападали.
 Или опять делали камнеметательные орудия (прежние с собой не таскали-вырабатывали амортизацию и бросали, типа «мы себе ещё таких наделаем,  с нами китайские специалисты по машинам в комплекте»). Короче 5-ть дней на машины потратили, а потом глядь, а города то и нет, зря машины делали. Вот отчего, в официальной истории  и поспешила сообщить, что «город был разрушен дотла, а пленников всех угнали в полон». Короче Москвы не было, а тут еще и разорена была до основания.
 
А вот Юрий с войском был всамделешнный,  сначала присягнул, а потом изменил. Осерчали, пошли на Владимир и 140 км. с лишним не изменяя традиции прошли по болотам и лесам за 7-мь календарных дней. У них, что спидометры, что-ли были. Это лошади не более 120 см. в холке  по лесам как «коньки-гробунки» летали.
Пока шли из Москвы во Владимир, по  трассе № М7 их нагнал Евпатий Коловрат. Напал коварно, сзади и так колошматил, что немного поредевшее татаро-монгольское войско почти в 140 тысяч «долго сопротивлялось» 1700 воинам Коловрата. И не знаю, чтобы с ними коловратовцы сделали если бы не «случайно захваченные из под Москвы (города то не оказалось, машины были как новенькие, ну разве, что по болотам и лесам поистрепались, но пороху не нюхали»), камнеметательные агрегаты. Так вот татары и били очередями по назойливым евпатиевцам, пока один из булыжников не «скосил» самого Коловрата. И тогда бой прекратили и все, в том числе и Батый пригорюнились сидя над геройски убиенным Львовичем.
 
А ведь раньше мы читали, что Евпатий Коловрат героически «отбрасывал татар от стен Рязани». Ну, « отбрасывал», а когда Рязань пала решил «догнать» и «навтыкать по полной».

Теперь «прикинем», сколько понадобилось Коловрату времени, чтобы «догнать» Батыя. От Чернигова до Рязани  850 км. Стало быть, гонец даже если очень торопился (по 25 км в сутки) то поспел бы  с «новостью» через 34 дня. Походнику собираться не надо «только подпоясаться». Не взяли  с собой ни съестного, ни фуража для лошадей типа « по дороге разживемся». И  «двинули по холодку» т.е.  по льду. Плыть уже не могли, татары реки заморозили. Через 34 дня  (шли и оглядывались, а как вдруг татары, где притаились) были уже у развалин Рязани, горевать не стали, некогда, бросились «догонять».
 
Итого если сложить 34 да 34 получим 68 дней. А от нападения  на Рязань от 16 декабря это будет уже, если не ошибаюсь почти 23 февраля (день советской армии). Затем Коловрат прибавил ходу и преодолел  расстояние от Рязани через Коломну и  Москву (по 20-25 км в день почти 320км) до встречи с Батыем еще за 15 дней. И встретился с Батыем во Владимирских лесах аккурат в День восьмого марта. Наверно желал  всех поздравить с этим весенним праздником.
 И наверное все таки «промахнулся, случайно выскочил на растянувшуюся на сотню другую километров   Орду, где –то, в середине её строя и попал под «колеса» (очень торопился) ну и раздавили тракторами, не заметили. Заметили-пригорюнились, но темпа не сбавили так и шли 20 км в сутки (больше из техники не выжать), не взирая на усталость, холод и зной. Извиняюсь «голод и мороз». И в таком же темпе 2 февраля осадили Владимир.
И тут мы узнаем из официальной истории, что Великого то князя во Владимире нет. И мы знаем что нет, он лежит побитый под Коломной.

А вот и не правда, он « с небольшой дружиной покинул Владимир (наверное пока Евпатий «отвлекал» татар,  пробрался в город и тут же его покинул) и на реке Сить принялся ожидать своих братьев Святослава и Ярослава Всеволодовичей.
Монголы, опять взяв город за 5-ть дней (завидное постоянство, будто кто сидел и на бумаге вел расчет скорости переходов, времени осады и пр. Кстати и прочие города брались за 5-6 дней) -7 февраля, решили, что так «бегать» за Юрием толпой «фиг поймаешь», да и жрать по сути нечего стало, наконец, решили разделиться на четыре отряда.

И на реке Сить все таки изловили «неуловимого Джо» в марте 1238 года и напали «неожиданно», им противостояли всего 3000 человек под водительством воеводы Дорофея Семеновича, и разбили его войско вчистую. Где  погиб и  доблестный Георгий (Юрий) Всеволодович. При этом как пишет В.Н. Татищев «потери монголов были во много раз более чем у русских». Конечно, больше особенно пока гонялись за Юрием.
 
Ведь они на своем пути съели не только свой фураж, но и все, что добыли, в придачу всю траву под снегом и даже лес обкарнали до пеньков.
Лошадь, роющаяся в снегу (тебеневка) распахивает порядком 40 м2, что бы обеспечить себе пропитание на день. Итак,  560 ( а по российской историографии аж целых два миллиона) оставшихся лошадей (тех,  у которых погибли хозяева, съели или «засолили» впрок) выгребая по 40 м2 в день обездолили почти 22400 км2 ( или 80000 км2) территории (это Московская и Владимирская области в нынешних границах). И это если бы они стояли на месте, а не были бы на «марше». Ведь «отоварить» 40 м2 нужно никуда не двигаясь и так каждый день, а на марше, что успеешь, то и пожамкаешь. А при той скорости, что была у войск (вполне нормальная при наличии обоза и провианта вдоволь, который преподносят благодарные жители, встречных деревень и сел), а что можно найти на заснеженных берегах или на голом льду? Верно собственную погибель.
 
Вот и думаю, что уже между Рязанью и Коломной «татаро-монголы» были без лошадей,  а дальше Москвы и не пошли, там и «осели». С тех пор Москва за счет «слухов жиреет и ширится», типа «а не то ужо я  вам, выпущу на вас монголов с татарами, тогда знать будете на кого попку морщите».

Так с кем же  воевал Евпатий Коловрат и где и когда?
По мне так не было сего «воина русского» в природе и нечего даже выяснять какого он был роду и племени и откуда. Это фигура вымышленная. Но интересно, зачем и, пожалуй, кем. Кстати «кловратом самострельным» называли разновидность арбалета.
Но в  период  пока Коловрат «бегал за татарами» пала  Рязань, Москва, Коломна, Владимир,  и еще несколько городов, был убит Великий князь Юрий Всеволодович на Сити. Короче, нашествие состоялось, Русь была покорена, а сам Коловрат  до встречи с Батыем был уже (11 января) похоронен в Рязани (которую к этому времени немножечко «восстановили»). Где же был Батый в это время? А пёс его знает, началась распутица, «прервавшая его поход» вот он и вернулся в свою ставку, которая находилась под Суздалем в Переславле- Залесском. И ни откуда,  ни из  какой Болгарии или из каких-то там сараев и даже из чумов монголы не шли. Более того в летописях как-то умалчивается что с татарами (так назывались конные войска-казаки) никакие монголы не шли.

И вообще до Романовского времени ни в русских, ни в каких либо еще летописях  этих самых монголов, нет. Как нет никаких улусов, нет Чингизхана и его сына Джучи умерших в один день. Нигде не упоминается Золотая ни прочая «цветная» Орда. Есть просто Орда в значении армия. Нет столицы Каракорум (Черные каменистые россыпи), так как нет Монгольской империи. Не упоминается ни ярлык, ни даже иго. Даже имени такого- Батый летописи не знают, везде говорится только «царь».
 
Но был греческий священномученник Ипатий Гангарский  покровитель аббатства Гроттаферрате в  Италии (в Костроме есть монастырь «имени»  Ипатия - Свято-Троицкий Ипатьевский, основанный якобы  татарским мурзой Четом (в крещении Захария) в 1330г. родоначальником Годуновых, и Вельяминовых-Зерновых «родивших»- хана Мамая, по другой версии князем Василием Квашней из рода Галицких князей - думается лицо вымышленное) Кстати, именно этот «мученик» (Гангарски) был убит разбойниками камнем в голову. Его очень уважают абхазцы, считая его своим земляком путая Гагры с Гангаром. В Ипатиевском монастыре находится могила Ивана Сусанина (об этом я уже как-то писал). А в нашей истории он (монастырь) является «колыбелью» династии Романовых.

На Руси Ипатия Гангарского почитали только в одном городе в Великом Новгороде (кто бы сомневался). Там было аж два храма этого «святого»  и оба в Славянском конце  (на ул. Рогатой и на Ширкове).

Еще одна деталь к Ипатьевскому монастырю (Кострома) имел отношение и апостол Филлип, которого на Руси не знали, но опять таки  «уважали» только  славяне Великого Новгорода, его так и называли «новгородский святой». Впервые о соборе как уже сказано упоминается в 1560 году «с книг костромских письма Андрея Дмитриевича Дашков да Ондрея Васильева сына Тимофеевича Безносова с товарищи», где сказано: «Монастырь Ипатцкой общей на реке Волге за рекою Костромою усть реки Костромы, а внем церковь Живоначальнои Троица камена, а предел Филиппа и Упатия».
Ипатьевский монастырь имел двор в Москве в Китай-гроде.

В смутное время потомки хана Мамая-Вельяминова с поляками захватили город Кострому в том числе и монастырь против них стоял Давид Жеребцов из Рода Кобылы (из того же рода Романовы). Вельяминовых удалось взять лишь, когда Константин Мезенцев и Николай Косыгин взорвали стены.
 
И так, какие  в период с погромов от Рязани до  Владимира и далее с войсками Батыя происходили  метаморфозы, описать  трудно  (переходы без еды по 50 км. в день, и одновременное нахождение в двух местах одновременно с разницей в расстоянии в 20 км.,  и хождение по дну рек- лед бы не выдержал, и прочая хрень), и  описывать  не буду.
 
Кому интересно читайте статьи, выкладываемые  на сайте по истории Руси-России, там этой мути «полные штаны».

Извините за «вольный стиль» но читать, а тем более пересказывать подобное без вполне основанного ехидства нельзя, какие бы доводы не приводила «противная сторона» все это из области «мы так хотим» или с «фактами не поспоришь»
Хотите? Ну а мы-то тут, причём? А с фактами спорит лишь скворец


Рецензии