Душа

Нечто живое, что хочется спрятать и защитить от грубых, глупых и прочих неприглядных явлений среды или уберечь от нескромных, оскорбляющих порывов со своей стороны,  раскрыть при наполненности смыслом, чувством. Хотя, это, скорее, образное представление, каким мы пользуемся, чтобы указать на комплекс известных нам физиологических ощущений, имеющих сознательную подоплеку.   

Образно душу можно представить вообще по-разному. "Душа - это чан с горячим молоком, в котором необходимо искупаться, чтобы вернуть себе жизненные жиры".   "Душа - это плавильный горн, где происходит перековка меча на орала". При определенных мыслях, поведении возникают особые положительные ощущения, которые можно назвать душевной согласованностью. Сами же мысли не противоречат друг другу и выстраиваются в логическую систему. Существует и ряд негативных ощущений, что сигнализируют о неправильных действиях, психологических состояниях. Они стимулируют мыслительный процесс и смену поведения.

Одно из таких негативных состояний описал Гюстав Флобер: "Где-то глубоко во мне таится извечная, личная, горькая и непрестанная скука; она не позволяет мне чем-либо наслаждаться и гасит мою душу. Она может напомнить о себе в любую минуту и всплыть так же нежданно и негаданно, как всплывает на поверхность реки разбухший труп утопленной собаки, несмотря на тяжелый камень на шее".

Изменение поведения способствует достижению нейтрального или положительного психологического состояния и последующему пониманию. Например, человек уходит с работы, на которой "света белого не видит". Либо, наоборот, видит его в таких количествах, что в глазах рябит. Хотя, может и не нужно сразу менять поведение так неотвратимо? Может, для начала отказаться от какой-то определенной обязанности?   

Но и от хорошей жизни, благополучия, тоже бывает смысл отбежать на пару шагов в сторону. В этом случае мотиватором нового образа жизни может стать стыд.

К каким пониманиям можно прийти? Например: "Я уже не животное и моя радость не в том, чтобы прыгнуть с тарзанки в засоренный кувшинками пруд". Такое понимание ведет к дальнейшему изменению поведения и я завязываю с прыжками в пруды, хотя и продолжаю "думать об этом".

Или: "Долг может быть приятен". Не обязательно во всех случаях загонять себя в бутылку. Еду можно вкусно приготовить. И, при случае, вкусить ее с той же пузатой бутылкой. Правда, как только начинаешь кое-что себе позволять в этом плане, замечаешь повторяющуюся в течение недели мысль "Скорей бы суббота, чтобы можно было выпить".

Хороший образ души можно встретить в романе грузинского писателя Чабуа Амирэджиби:

"Видением мне была и маленькая девочка. Она много раз являлась на протяжении жизни, всегда вызывая приязнь. Очень красивая златовласка шла по дороге мне навстречу, над ее головой с грохотом вращались мельничные жернова. Они походили на нимб, а были всего лишь мельничными жерновами. Я остановил девочку, но мы не слышали друг друга. Мало того что жернова грохотали, в этот шум вплеталось еще множество разных звуков: боевой клич, торжественный хорал, причитания, хохот, гром бурь, нежный лепет детей, они глушили слова... Звуки эти то как бы неслись из самой бездны, то раздавались возле самого уха - и так, и этак. Девочка стояла, улыбаясь сияющими голубыми глазами, а мельничные жернова грохотали. Потом все на мгновение смолкло, девочка нахмурилась, сказала мне несколько слов и исчезла. Вот эти слова: "Иди рядом, следуй за мной... Захочешь - можешь обогнать. Но не оставляй меня, иначе тебя сомнет!"


Рецензии