Школьные будни5. Фасилитатор
такую цель поставила директор недавно реорганизованного образователь-
ного учреждения. Человек несведущий может предположить, что для этого
нужно повысить качество образования. Это не так: надо лишь набрать необ-
ходимую сумму баллов. Их должно быть чуть больше, чем у школы, которая
займёт двести первое место. Всё оценивается в баллах: своевременная и по-
зитивная отчётность, оперативное заполнение электронного журнала, ис-
пользование информационных технологий. Перечисление заняло бы много
времени. В баллах оценивается и уровень заработной платы сотрудников, и
результаты тестирований учеников; и хозяйственная деятельность образова-
тельного учреждения, и итоговая аттестация. Десятки позиций, лишь часть из
которых имеет непосредственное отношение к обучению школьников.
Всеми способами руководство учебного комплекса стремилось повысить
его рейтинг. На учителей и учеников лавиной обрушились проверочные ра-
боты, подготовленные Московским Центром качества образования, сокра-
щённо - МЦКО. Поскольку лихорадка охватила одновременно сотни школ
города, сотрудники этого уважаемого учреждения физически не могли по-
спеть всюду и доверили проведение проектных и тестовых работ педагогам
и администрации.
Учителя проверяли, анализировали, готовили отчёты, вводили данные в
компьютерную систему, что, по существу, лишало эти проверки всякого
смысла. Ведь результаты зависели главным образом от щепетильности педа-
гогов и амбиций администрации. Нравственные устои учителей подверглись
серьёзному испытанию. Впрочем, это касалось только тех, кто их ещё сохра-
нил.
В ущерб учебному плану ученики работали над проектами и писали те-
сты. К середине года классы Ольги Викторовны уже отставали от программы
по истории и обществознанию, хотя в электронном журнале всё выглядело
вполне благополучно. «Фасилитатор – фальсификатор – имитатор», - учитель
истории придумывала не рифмы, а синонимы новому термину, недавно про-
звучавшему на семинаре.
С некоторых пор в официальных документах школьника стали назы-
вать не учеником, а обучающимся. То есть, обучающим себя. Лица, от кото-
рых зависит судьба российского образования, пришли к умозаключению: раз
нет учеников, не должно быть и учителей. Известно, что эта категория работ-
ников очень консервативна. Некоторые учителя считают, что школа, как и
церковь, сильна традицией. Они по прежнему хотят видеть в классе ученика,
а не эксперта, который по просьбе школьного психолога заполняет провока-
ционную анкету. Многие из них всё ещё думают, что их главная обязанность
- развивать и обучать школьников, в то время как у новаторов из Министер-
ства образования так много свежих идей по освоению бюджетных средств.
В штатном расписании ещё сохраняется должность «учитель», но на педаго-
гических семинарах и совещаниях всё чаще звучит не учитель, а «модера-
тор» или «организатор учебного процесса». А недавно Ольга Викторовна
услышала новое определение: «фасилитатор». Она тщетно пыталась найти
объяснение этого термина в словаре иностранных слов. Коллега, учитель ан-
глийского языка, предположила, что «фасилитатор» означает «инструмент»,
«приспособление», «инвентарь» - производное от английского «фасилити».
Так в гостиницах за рубежом называют различное снаряжение. Например,
для занятий спортом.
Шло тестирование по Всеобщей истории в восьмом классе. Учитель
вносила данные в электронный журнал, а ученики выполняли очередную
проверочную работу. Ольга Викторовна ещё не видела варианты тестов – их
принесли и раздали «обучающимся» в начале урока. Вот кто – то уже попро-
сил помощи. Затем ещё один ученик поднял руку. «На следующем уроке я
отвечу на все вопросы. Сделаем работу над ошибками», - сказала Ольга Вик-
торовна. «Но мы этого не проходили! Что такое «синий чулок»?» - не выдер-
жал и задал вопрос восьмиклассник. «Синий чулок»?», - удивилась учи-
тельница. Она подошла, взяла тест и прочитала задание: «Как в Италии назы-
вали вооружённых сторонников Джузеппе Гарибальди: 1) чёрнорубашечни-
ки; 2) краснорубашечники; 3) красно – коричневые; 4) синие чулки ». * «Те,
кто пишет первый вариант. Вы можете не отвечать на этот вопрос», - сказала
Ольга Викторовна. Но пытливые ученики непременно хотели знать: «Если мы
не ответим, нам снизят оценку. Кто такие красно – коричневые и черноруба-
шечники?». «Правильный ответ – «краснорубашечники», - сдалась Ольга
Викторовна, сохраняя интригу.
На какое – то время установилась тишина. Учитель истории представила
себе, как сочинял этот глумливый вопрос сотрудник МЦКО, как за чашкой
чая или кофе он читал его своим сослуживцам. Они посмеялись, возмож-
но, придумали ещё несколько вариантов нелепых ответов. Но как это могло
дойти до школы? Этого Ольга Викторовна не понимала. Вот снова ученица
подняла руку: «Как ответить на вопрос: «Эффективность труда рабов на план-
тациях южных штатов США повысилась благодаря: 1) строгим наказаниям,
2) изобретению хлопкоочистительной машины, 3) улучшению условий быта
рабов 4) увеличению численности рабов?»»*. «Пишите «изобретению маши-
ны», хотя я считаю, что ставить так вопрос - безнравственно», - ответила учи-
тель.
Проверочные работы продолжились и во втором полугодии. В следствие
этого учебный план не был выполнен. Шестиклассники ничего не узнали об
Иване 1У Грозном, восьмиклассники – об эпохе Александра 111. Примерно
такая же картина была и у других учителей – предметников. Но электронный
журнал свидетельствовал, что программа обучения выполнена.
По итогам года учебный комплекс повысил свой рейтинг и вошёл в число
двухсот лучших школ города.
*Задания в тестах МЦКО по Всеобщей истории в 8 классе в 2013 – 2014
учебном году.
Свидетельство о публикации №216031801135