Принцип создания сценического костюма

"Соблюдай соразмерность, с которой ты одеваешь фигуры, в зависимости от их положения и возраста." - Леонардо да Винчи.

Работа художника над сценическими костюмами делится на три этапа.

   Первый — изучение пьесы, дополнительных литературных, исторических источников, а также всего доступного изобразительного материала от древних фресок до модных журналов.
 На этом этапе художник, как и актеры или режиссер, вживается в материал, анализирует пьесу, изучает эпоху, как бы пропуская эти сведения через себя. В это время он с карандашом в руках делает зарисовки-заметки на память и постепенно переходит к предварительным наброскам.

   Второй этап завершается эскизами, которые обсуждаются коллективом.

   Третий этап, такой же серьезный, как и первые два — период перевода из плоскостного изображения костюма на эскизе, в объем и материал, — завершает практическое воплощение замысла.

Когда костюмы для спектакля окончательно готовы, их необходимо снова внимательно просмотреть, но уже с другой точки зрения.

 Не слишком ли они новы? В противном случае их придется несколько состарить (стиркой и т.д.).

Работа над костюмами должна проходить как процесс настойчивой реализации и всесторонней разработки первоначальной главной идеи.

Костюм — произведение прикладного искусства и внешняя характеристика человека, социальный знак, формирующийся в определенное время в данном обществе.

Поэтому костюм — это зеркало эпохи, ее научно-технического уровня и культуры.

 По костюму мы многое можем узнать о каждом отдельном человеке, но в то же время и обо всем обществе в целом.
Это свойство костюма очень важно для театрального искусства, для спектакля.

Театральное искусство — синтетическое.

 В него входят литература, музыка, актерское мастерство, изобрази¬тельное и прикладное искусство. В этом сложном организме ме¬сто костюма весьма важно.
Костюм — не только внешняя характеристика сценического образа, он еще и часть зрелища, каковым является спектакль.

Пьесы, а значит, и костюмы в каждом театре разные: современные и исторические. Работать в обоих случаях непросто, хотя многие думают, что современный костюм знают настолько хорошо, что никаких трудностей не предвидится.

 В результате для современной пьесы костюмы отбирают из модных журналов по принципу красивой картинки.

Но те модели, которые публику¬ют модные журналы, требуют доводки. В журналах помещаются типичные для данного времени и данной страны образы людей, основанные на принятом в это время идеале красоты, но лишенные индивидуальности.

 И они часто не совпадают с задачами спектакля. Поэтому в каждом отдельном случае модель необходимо откорректировать применительно к идее спектакля, индивидуальности актера — исполнителя роли и к сути конкретного сценического образа.

Чаще всего  в репликах действующих лиц и в ремарках автора заключена информация о внешности и костюме каждого персонажа.

Надо иметь в виду самочувствие актера в данном костюме, реакцию на этот костюм партнера, и, конечно, надо представить себе, что увидит зритель в актере, облаченном в этот костюм, какова будет зрительская реакция.


Рецензии