Принцип создания сценического костюма
Работа художника над сценическими костюмами делится на три этапа.
Первый — изучение пьесы, дополнительных литературных, исторических источников, а также всего доступного изобразительного материала от древних фресок до модных журналов.
На этом этапе художник, как и актеры или режиссер, вживается в материал, анализирует пьесу, изучает эпоху, как бы пропуская эти сведения через себя. В это время он с карандашом в руках делает зарисовки-заметки на память и постепенно переходит к предварительным наброскам.
Второй этап завершается эскизами, которые обсуждаются коллективом.
Третий этап, такой же серьезный, как и первые два — период перевода из плоскостного изображения костюма на эскизе, в объем и материал, — завершает практическое воплощение замысла.
Когда костюмы для спектакля окончательно готовы, их необходимо снова внимательно просмотреть, но уже с другой точки зрения.
Не слишком ли они новы? В противном случае их придется несколько состарить (стиркой и т.д.).
Работа над костюмами должна проходить как процесс настойчивой реализации и всесторонней разработки первоначальной главной идеи.
Костюм — произведение прикладного искусства и внешняя характеристика человека, социальный знак, формирующийся в определенное время в данном обществе.
Поэтому костюм — это зеркало эпохи, ее научно-технического уровня и культуры.
По костюму мы многое можем узнать о каждом отдельном человеке, но в то же время и обо всем обществе в целом.
Это свойство костюма очень важно для театрального искусства, для спектакля.
Театральное искусство — синтетическое.
В него входят литература, музыка, актерское мастерство, изобрази¬тельное и прикладное искусство. В этом сложном организме ме¬сто костюма весьма важно.
Костюм — не только внешняя характеристика сценического образа, он еще и часть зрелища, каковым является спектакль.
Пьесы, а значит, и костюмы в каждом театре разные: современные и исторические. Работать в обоих случаях непросто, хотя многие думают, что современный костюм знают настолько хорошо, что никаких трудностей не предвидится.
В результате для современной пьесы костюмы отбирают из модных журналов по принципу красивой картинки.
Но те модели, которые публику¬ют модные журналы, требуют доводки. В журналах помещаются типичные для данного времени и данной страны образы людей, основанные на принятом в это время идеале красоты, но лишенные индивидуальности.
И они часто не совпадают с задачами спектакля. Поэтому в каждом отдельном случае модель необходимо откорректировать применительно к идее спектакля, индивидуальности актера — исполнителя роли и к сути конкретного сценического образа.
Чаще всего в репликах действующих лиц и в ремарках автора заключена информация о внешности и костюме каждого персонажа.
Надо иметь в виду самочувствие актера в данном костюме, реакцию на этот костюм партнера, и, конечно, надо представить себе, что увидит зритель в актере, облаченном в этот костюм, какова будет зрительская реакция.
Свидетельство о публикации №216031801181