Зависимость костюма от общего замысла и его жанра

Зависимость костюма от общего замысла спектакля и его жанра.

Работая над костюмами, следует думать главным образом о соответствии их характеру и социальному статусу действующих лиц.

В исторических пьесах необходимо внимательно вчитаться в приметы эпохи, выраженные через костюм, и по возможности их сохранить.

Главные действующие лица во всех картинах должны быть, одеты таким образом, чтобы их не заслоняли яркостью, экстравагантностью.

Цвет в массовых сценах надо тщательно выверять.

Желательно, чтобы по цвету они были более сдержанными, и для зрителей лучше, если они будут решены в какой-то одной гамме с включением разных оттенков одного цвета и небольших «ударов» других цветов.

Цветовые сочетания каждого костюма и всех вместе тесно связаны между собой и зависят от декораций.

 Если декорации живописные или насыщены светом, желательно костюмы делать неяркими.

Можно использовать цвета декорации, но варьировать оттенки и тона.

Если в декорациях мало цвета, костюмы могут это компенсировать и создать необходимую для эмоциональной среды цветовую партитуру.

Предлагаемый обзор развития исторического костюма только канва, которую необходимо использовать как основу.

 Описание и рисунки основных форм одежды и полных костюмов должны дать лишь общее представление о причинах появления, путях развития и характере различных мод.

 Это поможет избежать грубых ошибок в выборе костюмов к историческим спектаклям.

В зависимости от жанра спектакля цветовая палитра костюмов и декор должен соответствовать, как бы, настраивать зрителя на определенное настроение и восприятие.

К сценическому костюму требуется относиться так же, как к бытовому, плюс драматургия, режиссерский замысел, предложения художника, психофизические качества актера и, главное, рисунок роли.

Не поняв всей сложности и ответственности за внешнюю характеристику персонажа, невозможно придумать удачный сценический костюм.

Сценический костюм со вкусом — значит глубокое понимание и точное воплощение сценического образа.

Костюмы для балета, оперы, эстрады, цирка обладают жанровыми особенностями, да и внутри каждого жанра есть свои приметы.

В драматическом театре, где заметны даже самая маленькая деталь, линия, дополнение, костюм своей композицией призван главным образом выражать индивидуальность каждого персонажа, тонкие оттенки его внешности и характера.

 В опере и оперетте костюмы скорее показывают определенный тип героини, субретки и т. п.

В музыкальном театре, где существует оркестровая яма, мелочи не всегда видны, а потому не так важны, но зато первостепенное значение приобретают ясность и цельность силуэта, а также цвет.

 Балетный костюм, даже в тех случаях, когда сохраняется определенный исторический стиль, в первую очередь подчинен специфике танца.

 Его композиция служит выявлению каждого движения, подчеркиванию и усилению динамики каждого па.

 Для него важны также облегченность и удобство, иначе танцоры не смогут работать.

Костюмы музыкальных театров разных жанров объединяет музыка, которая, как и цвет, обладает сильным эмоциональным воздействием.

Задача художника, работающего в музыкальном театре, найти цветовой эквивалент музыке в декорации и костюме.

 В спектаклях музыкальных театров бывают массовые сцены, где занято много актеров одновременно.

 Приходится решать проблему цветовых отношений массовки и солистов, да и внутри массовки необходимо найти цветовую гармонию, а также решить задачи фактуры и другие.

На эстраде есть и танцы, и акробатика, и эксцентрика, и отчасти клоунада, и многие номера, в которых костюмы могут приближаться к балетным или цирковым.

Но каким бы ни был эстрадный номер, костюм должен быть особенно выразительным, заманивающим и обольщающим зрителя.

Это вовсе не значит, разумеется, что костюм должен быть богатым.

Просто он должен точно соответствовать номеру и подавать артиста как можно выгоднее.

Это право обольщать своей внешностью, своим костюмом зрителя есть один из жанровых признаков эстрады — искусства искрометного, всегда молодого и любимого зрителями.

 Желательно, приступая к созданию эстрадного костюма, посоветоваться с художником.
 Ведь когда мы говорим: «На эстраде можно все!» — то выступаем за смелость, красоту и острую характерность в костюме, за высший уровень изящества, вкус и такт, а не за пошлость и вседозволенность.

 В эстрадном костюме больше, чем в других, необходимо соблюдать знаменитое «чуть-чуть», за которым в искусстве начинается потеря вкуса, чувства меры, а значит, уходит и само искусство.

 Внешность актера на эстраде должна быть безупречна даже в том случае, если номер требует рваных ботинок и растрепанной прически.

Сценический костюм может помочь актеру изменить внешность: длину и ширину отдельных частей тела, рост, форму рук, ног, головы и даже сделать их асимметричными.

 Может зрительно увеличить или уменьшить объемы, изменить осанку, пластику тела, возрастные признаки и т. п.

Для лучшего восприятия зрителем костюмов необходимо внимательно следить за силуэтом. Силуэт, или, как его еще называют, силуэтная линия — это абрис костюма.

Его наши глаза воспринимают в первую очередь, и он первый будит в нас эмоциональный отклик.

 На сцене мгновенное и правильное восприятие силуэта возможно только в том случае, когда он ясен и четок.

Забота о нем — путь к наиболее полному раскрытию характера персонажа.

Поэтому нельзя допускать, чтобы актер или актриса на сцене напоминали кучу тряпья.

 Следует помнить, что если в быту мы чаще всего видим друг друга спереди, поскольку общаемся глаза в глаза, для нас особенно важен фронтальный силуэт (то есть вид костюма спереди).

 В театре или в фильме герой или героиня могут на протяжении целой сцены стоять к зрителям бо¬ком, а иногда и спиной.

 Вот почему в театре важен не только фронтальный силуэт, но и профильный и задний.

Поскольку силуэт модного костюма во все времена формировался под влиянием силуэтов, господствующих в архитектуре, то следует помнить, что в древности стиль в искусстве менялся редко: в античности, раннем и позднем средневековье и даже в эпоху Возрождения кардинальные изменения стиля в искусстве происходили через десятки лет.

Природе свойственны ясные, плавные, певучие и мягкие формы и линии.

 Костюмы с преобладанием таких форм н линий вызывают положительные эмоции, способствуют доброжелательности, раскованности, веселью и, напротив, костюмы, в которых много ломаных, резко меняющих направление или цвет линий, вызывают настороженность и тревогу, а порою неприязнь.

Даже отдельно взятые линии воздействуют на наше воображение: нам кажется, что платье с вертикальными линиями делает фигуру выше и стройнее, горизонтальные линии создают впечатление замедленности, спокойствия, а диагональные — оживления, легкого, а иногда стремительного движения.

Симметрия и ритм тесно связаны с пропорциями, имеющими количественные значения.

Уже в древности хорошо понимали, что достичь в искусстве совершенства можно лишь в том случае, если удастся найти для произведения безупречные соотношения частей.

При работе над костюмом следует помнить: человеческая фи¬гура по линии талии делится так, что вся фигура относится к большей своей части  (от талии до пальцев ног), как большая часть относится к меньшей (от талии до темени).

При этом у правильно сложенной фигуры голова укладывается от темени до пальцев ног восемь раз, поэтому линия талии делит фигуру таким образом, что верхняя часть равна по длине трем головам, а нижняя — пяти.

Эти отношения для человеческого глаза оптимальные, и всегда можно проверить, хорошо ли смотрится костюм и не деформирована ли фигура из-за неправильных соотношений.

Цвет — одно из основных средств выразительности изобразительного и прикладного искусства и, конечно, костюма.

 Через цвет, как и через другие элементы композиции, в костюме выявляется существо и характер сценического образа.

 Велико и многообразно воздействие на человеческие эмоции цвета. Общеизвестно, что можно его характеризовать как теплый и холодный, что теплые цвета особенно активно воздействуют на наши эмоции и как бы приближают к нам окрашенные в них предметы. Холодные же — пассивны и как бы медленно удаляются от нас, зрительно уменьшая предметы.

При подборе цветов надо помнить и об одном из важнейших законов восприятия:
человек одновременно может осознанно увидеть и воспринять не более семи предметов или цветов.

Кроме семи, удобно для восприятия число 5, но лучше всего — 3.

Из этого не следует, что всякий костюм должен состоять только из трех частей и быть только трех цветов.

Задумывая костюмы, режиссер и художник, как правило, знают, что в них во всех и в каждом отдельном будет главным.

 Составляющие костюм элементы группируются таким образом, чтобы, взаимодействуя между собой, они в то же время не затеняли, а, наоборот, усиливали звучание главного элемента - центра композиции.


Рецензии