Недостаток любой религиозной системы - фанатизм

В этом коротком эссе я высказываю сугубо мое личное мнение. Каждый человек имеет право на свое мнение. Я его высказываю. Возможно для кого-то эти слова станут созвучными их мыслям, и надеюсь, что эти слова принесут мир и покой добрым людям.
Почему считаю необходимым обращать внимание на этот недостаток, несмотря на положительную роль действий священнослужителей? Потому что религиозный фанатизм является злободневной проблемой. Потому что необходимо определить современные критерии фанатизма. Возможно слова эти позволят лучше понимать психологию экстремистов, чтобы уберечься от них.   
Какой же этот основной недостаток любой религиозной системы? Такой же как и всегда - классический.
Когда священнослужитель внушает человеку большую важность самой религиозной системы, чем сам Бог. Но это теоретическое объяснение критерия. Теоретически легко понимать, что это богохульство, но не все понимают как это богохульство выглядит в реальном поведении. Думаю, что на практике это выглядит так - если человека убеждают, что его собственное мнение и точка зрения мало значимо в понимании религиозных истин, а важнее мнение священника (или другого человека). Таким образом, если за человека предлагают решить - как ему поступать, с него снимают индивидуальную ответственность за его поступки. Человек превращается в зомби или фанатика. То есть, священник (или фанатичный представитель какой-либо религиозной системы) сам того не понимая может поставить на место Единого Бога - себя, или свое святилище (каменный храм), всячески убеждая прихожан в своей непогрешимости и правоте. Ставит себя в роли посредника между Богом и человеком. Это недопустимая величайшая ошибка, которая отличает фанатика от просветленного человека. Поддержание такого заблуждения большими руководителями государственного уровня об исключительности своей религии над другой - укрепляет фанатизм в массах.
От подобного заблуждения в каждом религиозном писании имеется лекарство. Например, в лейтмотивом Корана является индивидуальная ответственность за свои поступки перед Богом. Не священник (или руководитель) ответственен за поступки человека, а он сам, а стало быть и поступки он совершать обязан прежде всего опираясь на свою точку зрения, а роль священника (или проповедника) - лишь вспомогательная. Если чего-то человек не понимает и он обратился за советом - научить как правильно это делать, и это большая ответственность. Ни один здравомыслящий человек не гоняется за ответственностью - только по глупости своей. Ни один серьезный верущий не будет другому внушать о большей святости своих святынь над другими. Но если руководствующими мотивами в поведении человека более значимыми, чем собственное сознание и совесть становится святость каменных идолов и храмов. Если вижу, что для человека более значимы слова модного авторитетного религиозного проповедника, чем подавленная собственная ответственность  за поступки и совесть. Когда наблюдаю, что человек верит тому, что можно убивать ради укрепления своей веры людей, которые намеренно не причиняют вам и другим людям вреда, ради светлого будущего и прочих целей, вот тогда я понимаю, что вижу перед собой религиозного фанатика. Думаю, что тот человек, кто убеждает его об исключительности своей религии - самый большой грешник, который решил присвоить себе значимость посредника между Богом и человеком, то есть человек, который решил конкурировать с Богом. На мой взгляд любой человек, который стремится внушать другому человеку о малой значимости его собственной оценки в понимании правильности его поведения (мол есть люди, которые умнее тебя в сто раз и лучше понимают религию и что делать правильно, а что нет) - эти люди рискуют оказаться такими конкурентами. Потому, что прямое следствие их внушения - низкая индивидуальная ответственность за свои поступки того - другого человека, мнение которого они уничижают.
В свое время с этой проблемой столкнулись все пророки и посланники. Например, пророк Мухаммед (с.а.в.) на заре своей миссии в миру - находясь в обществе, в котором существовало господство другой религиозной системы столкнулся с ее фанатизмом. Являясь примером и образцом подражания для меня и людей (во что я верю сам, а вы как считаете правильным - верьте или нет, за эти действия вы сами ответственны), которые идут за ним, он разнес каменные святыни, господствующей на тот момент религиозной системы, с помощью которых "святейшие посредники" внушали людям незначимость индивидуальной ответственности (стало быть совести и мышления) каждого в отдельности перед Богом.
Я думаю, что и ныне для религиозного фанатика святость камней выше, чем своя совесть и Бог, причем это очень ярко проявляется также и в исламском обществе. Поскольку, задень вы случайно в разговоре с ним "святые камни" неаккуратным высказыванием, то вызовете его бурную реакцию, а если кто его поманит хорошими деньгами на прибыльное (но по совести угадываемое как нечестное) в здесь и сейчас дело, так он совсем забудет и о каменной мечети и о каменной церкви, задвинет совесть себе в ... дальний угол и помчится на всех парусах за деньгами. В своем религиозном пыле такой человек даже и не подумает, что вы (его оппонент) совершаете ритуалы, а он - нет, он совсем забудет, что сам он нарушает религиозные предписания жестоко. В споре он сразу найдет слова модных "святейших людей" и пришьет их в защиту своего мнения о святости тех верующих, кого нет рядом, и о ничтожности мнения того человека, кто рядом. Такой человек оправдает любую ложь, даже если сам не лжет. Он восхищается сильными личностями, только потому, что они что-то могут сделать (весомы в этом мире) - не понимая, что он создает себе кумиров. Такой человек будет вести жесткую борьбу за фундаментальную "чистоту веры", тем более жесткую, чем больше он сам нарушает веления своей совести. Я считаю, что фанатизм обязательно имеет "обратную сторону медали" - лицемерие. Фанатики для легкой жизни в миру делят религию и мир на две части, в религии - они держатся обязательно влиятельных и модных ныне "святейших" посредников от Бога, а в миру - общаются с теми, с кем выгодно в экономическом плане. Так легче обмануть совесть ("совесть" я понимаю как внимание Божье к человеку). Но этот обман - кажущийся. Им кажется, что они обманывают кого-то, на самом деле - они обманывают самих себя. Долго ли?
Я думаю, что фанатики - это слепцы, с подобием которых пришлось бороться и пророку Мухаммеду (с.а.в.) и Иисусу Христу (а.с.) и Аврааму (а.с.) и другим пророкам и великим душам (мир им). Насилие которое пытались применить по отношению к ним привело к тому, что они разрушили святыни идолопоклонников - храмы и мечети религий существовавших до них, показывая, что мир и Бога - нельзя делить. Что  разделение и акцент на религиозные или нерелигиозные вещи - придуманы фанатиками и "святейшими посредниками", спекулирующими и конкурирующими с истинно святой персоной, который везде существует вглубине всего сущего и ощущается нами через свое сердце.
Я думаю, что фанатикам и их наставникам ("святейшим посредникам") необходимо понимать одну важную истину - истинно верующий человек не будет уничижать мнение человека, задавливая его примерами тех модных и великих людей, которых нет рядом, а наоборот, будет в коммуникации с человеком, обращаться к его совести и его индивидуальной ответственности перед Богом и самим собой. Истинные верующие воспитывают своим примером правильного поведения и высоким уважением к человеку, с которым вступают в коммуникацию. Они стараются УСЛЫШАТЬ то, о чем ты им хочешь сказать, а не спорят не дослушав тебя до конца. Они уважают другие живые существа, старших, родителей, и природу, в том числе и камни и цветы, и особенно храмы, церкви, мечети, они стараются слушать тех, с кем общаются, потому что понимают что в конечном итоге - за все свои поступки они ответят сами за себя. Никакой "святейший посредник" - не сможет за них поручиться, поскольку ему самому, внушающему и поддерживающему подобные мысли в головах фанатиков - есть смысл бояться за свое будущее.
Все это - мое личное мнение, а как думать и поступать вам - решать только Вам. Ваша и моя мысль имеет право быть рассмотренной в беге нынешней жизни, возможно люди ее посчитают правильной...          


Рецензии