Штрихи к портрету. Владимир Тендряков

1. Владимир Тендряков – сателлит Александра Исаевича Солженицына, но в отличие от лауреата нобелевской премии имеет литературный талант.

Тендряков настолько красочен и осязателен в описании природы, что кажется, будто автор всецело растворяется в ней.

Первозданную сибирскую природу и дикие нравы лесосплавщиков Тендряков описывает с редкой выразительностью.

Тендряков глубоко заглядывает в огрубелые души работяг-лесосплавщиков, среди которых встречаются люди, обладающие разумом и совестью.

В одном из рассказов Тендрякова здравомыслящий человек-зверь убивает безрассудного человека-зверя. Но обоим сворачивает шею безвольное, трусливое существо!

2. Владимир Тендряков – пахарь жизни, сочувствующий всему живому на земле.

У Тендрякова обострено чувство жалости к обречённым на смерть людям.

Тендряков погружается в людское несчастье до самого дна. Это делает его прозу бесконечно скорбной.

Литература Тендрякова обнажает горе и отчаяние людей, утративших малейшую надежду на лучшую жизнь.

Тендряков с горечью взирает на страдания народа, которые потоками крови разливаются по русской земле.

В повестях Тендрякова бесчисленные жертвы вопиют по всей России.

3. Владимир Тендряков внимательно следит за тем, как суровая сталинская жизнь вырождается в мещанство и делячество советских людей. Однако, писателю хочется верить, что скоро наступит пора гуманных отношений.

В сталинское время борются два враждебных мира: диктатура и мещанство. При этом Тендряков начинает замечать, что мещанство одолевает диктатуру.

Тендряков осторожно приоткрывает дверь в эпоху своекорыстия и низменных страстей.

4. Владимир Тендряков приходит в замешательство, оказавшись на разделительной полосе между сталинским законом и хрущёвским волюнтаризмом.

Тендряков выступает против авторитарных форм правления Сталина, не осознавая, что на смену им приходит оголтелое мещанство.

Тендряков компрометирует своё писательское творчество симпатиями к ловкачу Никите Хрущёву.

Тендряков обесценивает собственный писательский талант, поддаваясь хрущёвской демагогии. Писатель старается жестокую правду жизни подсластить ложным гуманизмом.

5. В послевоенных рассказах и повестях Владимир Тендряков обрисовывает брожение умов в советском обществе.

Тендряков всё чаще замечает, что мещанство оборачивается враждой и насилием в общенародном государстве.

Тендряков ножичком вскрывает раковины юношеских душ, желая понять, что в них содержится и какой будет новое поколение людей.

Тендряков смотрит на советскую молодёжь с точки зрения педагога-гуманиста, не заботясь о том, что следует творить не поучительную, а высокохудожественную литературу.

6. Владимир Тендряков воспринимает советскую власть с чувством неприязни и раздражения.

В глазах Тендрякова социалистическое здание непрочно. По его мнению оно скоро рухнет!

Жаль, что выдающийся мастер слова Тендряков попадает в яму антисоветчины.

В каждой ложбинке, в каждой расщелине жизни Тендряков видит пропасть, в которую катится советское общество.

Соединяя литературу с политикой, Тендряков не отдаёт себе отчёт, что антисоветизм не менее пагубен для творчества, чем социалистический реализм.

Тендрякову не удаётся избежать жалкой роли писателя-диссидента.

7. Владимир Тендряков – фотограф жизни с тонким художественным вкусом. Каждую деталь, каждый изгиб он показывает с лучшей стороны, но дальше подробностей его мысль не простирается.

В рассказах Тендряков предлагает слепок с жизни, вместо того, чтобы осмысливать её в широком социальном контексте.

Тендряков с обывательской точки зрения описывает изъяны социализма. Желая благополучия и достатка людям, он не задумывается об историческом назначении России.

8. Владимир Тендряков критикует советскую власть с претензией на свою интеллигентскую исключительность.


Рецензии