Глава 10. Гусиное перо

Когда была окончена перевязка, четверо матросов уложили раненого на кусок парусины и осторожно снесли вниз в его каюту. Господин Мак Дуйн был его соседом. Он уступил больному нижнюю койку, с тем, чтобы самому ночевать на верхней. Сделав это, он вышел, ибо в каюте было тесно и душно.
Надо ли объяснять, что леди Гилфрод договорилась с доктором, чтобы за раненым ухаживали мы с ней. Мне было искренне жаль господина О’ Нил. А она, видимо, чувствовала свою вину. Раненого уложили на койку.
Он не стонал, а только лежал, тяжело дыша и вытаращив глаза. Со лба его бежали струйки пота.
-Как вы себя чувствуете, господин О’ Нил? – спросила графиня.
Он приподнялся, будто хотел что-то сказать, но не смог. Только прижал руками к груди медальон.
С каждой минутой лицо его всё больше синело, дыхание становилось всё более частым и менее глубоким.
-Бетти, беги за врачом, - сказала леди Гилфорд.
Я повиновалась.
Придя, доктор пощупал пульс, заглянул больному в глаза, вздохнул.
-Рана очень тяжёлая, - сказал он. – Я пришлю священника.
Пришёл священник. Но мастер О’ Нил не мог произнести ни слова. Он только пучил глаза и как рыба глотал воздух. Священник пробормотал что-то по латыни, осенил несчастного крестным знамением и сообщил, что грехи, в которых раненый так и не смог покаяться, отпущены, посоветовал нам молиться и ушёл.
-Бетти, принеси мне шкатулку с письменными принадлежностями и иголку с ниткой. Быстро!
Я помчалась исполнять приказание, хотя и не понимала, зачем это нужно.
Когда я принесла требуемое, она велела помочь ей перевернуть мастера О’ Нил на бок,  разрезала бинты, разорвала рубашку.
Самое ужасное, что тот был ещё в сознании и страшно мучился. Он отчаянно мотал головой, дыша часто, как собака.
Леди Гилфорд  вынула из шкатулки ножик для очинки перьев, приставила остриё к боку раненого и сильно ударила ладонью по рукоятке. Клинок вошёл в бок мастера О’ Нил.
Мне показалось, что она сошла с ума.
Из раны с шипением хлынула кровавая пена. Леди подставила под рану тарелку и велела мне её держать.  Я исполнила приказание, хотя руки мои тряслись, и я сама была близка к обмороку.
А между тем, графиня стала совершать совсем непонятные действия. Она взяла из шкатулки одно из перьев, отрезала у него оба конца и лопасти, оставив от пера один только черенок. Потом она вынула из причёски шпильку с оловянной головкой в виде розы. Шпилька оказалась очень острой. Действуя ею как шилом, леди Гилфорд проколола в грифе пера дырочку. Потом, она защипнула кожу на боку мастера О Нил, рядом с новой ранкой, и проткнула образовавшуюся кожную складку насквозь.
Пока она занималась этими кровавыми манипуляциями, я заметила, что дыхание господина О Нил становится всё спокойнее и глубже. Он перестал метаться. Толи ему стало лучше, толи это были предвестники близкой смерти…
Леди вставила в ранку трубочку, сделанную из гусиного пера, прикрепила её к коже с помощью нитки и иголки, концы нитки связала двойным узлом. В трубочке хрипели красные пузыри. На вдохе воздух входил в неё, на выдохе – выходил.
-Вот и всё, - сказала она.
Потом мы снова перевязали раненого, так, чтобы трубочка, сделанная из гусиного пера, торчала из повязки.
-Спасибо, - прошептал молодой человек. - Я не знаю, что вы сделали, но мне стало легче.
-Я сделала всё, чему была обучена, - ответила графиня. – Теперь черёд потрудиться вашего ангела-хранителя.
-Моя леди, где вы этому научились? – воскликнула я.
-В одном осаждённом городе, - ответила она, - да будет тебе известно, что Европа уже много десятилетий раздирается войнами.
-Вы ходили на войну?
-Скорее, это война пришла ко мне. А в осаждённом городе золото и положение значит мало. Пришлось поработать помощницей у хирурга, чтобы не сгинуть с голоду.
-Вы ухаживали за ранеными?
-А что в этом удивительного? Многие знатные дамы поступают так. Не можешь меня представить в окровавленном переднике? Я похожа на неженку?
-Нет, ваша милость. Вы так много изведали в жизни. Я раньше и представить себе не могла…
-Последи за раненым, я скоро вернусь, - сказала вдруг леди Гилфорд.
Леди ушла. Вскоре она вернулась, неся стакан с вином. Приподняв голову господина О Нил, мы напоили его. Через несколько минут он уже спокойно спал.
-Пусть спит, пошли руки мыть, - сказала она.
Мы вышли. Наша каюта находилась напротив каюты мастера О Нил, по другую сторону стола.
-Что это было? - спросила я.
-У господина О Нил было проколото лёгкое, - ответила госпожа. – Так бывает, что при ранении в грудь воздух может только входить, но не выходит.
-Почему? - спросила я.
-Проколотое лёгкое сжимается в комок. При вдохе оно частично расправляется и пропускает воздух внутрь груди, через рану. А при выдохе сжимается и не выпускает воздух обратно. Понимаешь?
-Не очень.
-Просто поверь, Воздух с силой давит на сердце и второе лёгкое, сжимает их и не даёт дышать. Мы проткнули дырку и воздух вышел. Ему стало легче дышать.
-Ничего не понимаю, - сказала я. – А почему воздух не мог выходить через ту дырку, которую проделала шпага сэра Ори?
-Шпага прошла сквозь грудную стенку не прямо, а наискось.
-И что?
-Получился клапан, который не давал воздуху выйти. Чем сильнее воздух давил изнутри груди, тем сильнее он зажимал рану от шпаги и потому не мог выйти. А мы с тобой прокололи прямое отверстие, через которое воздух свободно входит и выходит.
-А зачем мы вставили перо?
-Чтобы рана в грудной стенке не заросла раньше, чем рана в лёгком. Иначе всё снова повторилось бы. А через неделю, когда лёгкое уже зарастёт, мы трубку уберём, и с Божьей помощью сэр О’ Нил поправится.
-Всё это выше моего понимания, ваша милость. Но я вижу, что раненому определённо стало легче. А почему доктор этого не сделал?
-Видимо, он сторонник другой школы, - вздохнула леди Гилфорд. – Давай будем держать то, что мы сделали, в секрете. Я бы не хотела вступать в диспут с учёным мужем и огорчать такого милого человека.
Через час к нам заглянул доктор. Он проверил пульс и удовлетворённо сказал:
-Ну, вот! Не было особых причин для паники. Молодой человек просто был сильно напуган своим ранением. Теперь он успокоился и, если Бог будет милостив, поправится.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.