Солдат трагической эпохи

Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет
И тридцать лет
Живым не верится, что живы, -
К. Симонов «Тот самый длинный день в году…».

Сегодня стало модным прошлому давать новые оценки. Наверное, это правильно, ибо, не оценив прошлое и не разобравшись в нём, нельзя двигаться дальше. Мы совершили бы непоправимую ошибку, если бы взялись перечёркивать всё, что сделано в литературе и искусстве нашими предшественниками. Да, были художники, которые уходили от социальных вопросов, чтобы через обращение к природе, истории высказать свои наболевшие мысли, свой взгляд на развитие нашего общества. Были и реалисты, которым пришлось особенно нелегко. Одни из них вынуждены были покинуть Отечество, кто–то навсегда остался на земле Колымы и Алдана; но для многих трагизм заключался в другом. Веря в творческую энергию и силу народа, они отождествляли эту силу с партийными лозунгами и при этом оставили глубокие, рождённые добрым началом, насыщенные гуманистическими идеалами произведения.
К таким писателям можно отнести поэтов и прозаиков военного поколения. Защита Родины - священный долг, и чтобы отстоять её от врага, нужно было сплочение, единство и напряжение всех сил. А для достижения этого нужны были и соответствующие книги, и соответствующие идеи. Константин Михайлович Симонов вошёл в литературу как военный писатель–сначала как летописец  Халкин–Гола, где советскими войсками в сражениях был действительно проявлен героизм. Он продолжал эту тему и в поэзии, и в публицистике во время Великой Отечественной, мотаясь по фронтам, чувствуя настроения людей; он до конца жизни остался солдатом, хотя его творчество и не сводится только к окопной правде. Оно шире, значительнее и, как у всякого большого художника, сопряжено с нравственной и политической жизнью страны. И уже со времён войны в его произведениях главенствующей темой становятся общечеловеческие ценности. В таких крупномасштабных книгах, как «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», эта тема получила широчайшее развитие.
В эпопее существует замечательный факт: имея все возможности завершить её взятием Берлина, автор остановился и оборвал повествование на тех главах, где наши войска подходят к Государственной границе СССР. Здесь прослеживаются глубочайшие традиции русской литературы, которая не имеет ни одного сколько-нибудь значительного произведения о битвах, сражениях и походах, которые бы проходили за рубежами нашего Отечества.
Первые дни войны для Симонова были связаны, как и для многих других военных корреспондентов, с целым рядом скитаний, неожиданных обстоятельств и событий. Но, в конце–концов,  не сумев пробраться в Гродно, которое уже было занято немцами, попал под Могилёв в редакцию фронтовой газеты Западного фронта «Красноармейская правда», в которой и работал до 20 июля. Работая там, Симонов написал несколько стихотворений во фронтовую газету и сделал несколько очерков для «Известий». Найболее существенным из них был очерк, связанный с обороной Могилёва. Назывался он «Горячий день» и появился в «Известиях» в середине июля вместе с панорамой подбитых танков, сделанной фотокорреспондентом Павлом Трошкиным. Надо сказать, что это был первый такого масштаба снимок разбитой немецкой техники, что поднимало боевой дух воинов и придавало силы нашему народу. Здесь, на Буйничском поле, принял боевое крещение и Симонов. В этой славной победе прозорливый писатель увидел грядущий крах гитлеровских войск. Это поле К. Симонов описал в трилогии «Живые и мёртвые» - в сцене встречи главных героев романа Синцова и Серпилина.
Сражение оставило неизгладимый след в душе писателя. От увиденного на моги-лёвской земле Симонов пережил потрясение. Нельзя без волнения читать страницы его записок о солдатах, выходивших из окружения, о беженцах на дорогах, о танках, вдруг прорвавшихся в тыл отступающим, о неразберихе, путанице, ощущении огромного горя. Пробираясь на «драном пикапе» по просёлкам Могилёвщины, писатель впервые увидел деревенскую жизнь сельчан: «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в неё все эти люди, которые живут на ней…» Это из дневника, опубликованного через много лет после войны. А тогда, в 41-м, эти чувства он выразил стихами:
«Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил.
А эти просёлки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
С вдовьей слезою и песнею женскою
Впервые война на просёлках свела».
Стихи, написанные в годы войны, принесли Симонову настоящую славу. В 1942 году (14 января) «Правда» опубликовала его стихотворение «Жди меня», а через месяц появилось «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», в котором Симонов обращается к Алексею Суркову – поэту, автору известной «Землянки». Стихотворения переписывались во фронтовых и армейских газетах, выпускались как листовки, их постоянно переписывали друг у друга солдаты и хранили с самыми дорогими реликвиями. Люди военного поколения хорошо это помнят. Появление симоновских стихотворений было событием, они глубоко затрагивали чувства и врезались навсегда в память. Я, как и мои сверстники, имя Константина Симонова узнали со школьных лет благодаря стихотворению «Ты помнишь, Алёша…».
Многие известные литературные авторитеты считали и считают, что если бы Си-монов не написал ничего, кроме этих стихотворений, и тогда его имя вошло бы в историю отечественной поэзии.
В июле 41-го Константин Симонов был в тех частях, которые в Белоруссии приня-ли на себя тяжёлый удар немецких танковых колонн, а потом прорывались на восток к своим из окружения. Позже он «уговорил» моряков взять его с собой в боевой поход на подводной лодке, минировавшей румынские порты. Он ходил в атаку вместе с ротой пехоты в Крыму на Арбатской стрелке. Был в горящем Сталинграде, в осаждённой Одессе и на Курской дуге. Он высаживался вместе с отрядом моряков-разведчиков в тыл к немцам за Полярным кругом и летал к югославским партизанам. Симонов видел освобождённые от гитлеровцев деревни и города Подмосковья и сокрушительный штурм Берлина, присутствовал на первом суде над военными преступниками в Харькове и встрече советских и американских войск в 1945-м на Эльбе. Кому ещё довелось видеть всё это? Но сражение под Могилевом осталось в памяти кровоточащей раной. Возможно, уже тогда у него зародилась мысль, которую он потом и изложил в предсмертном завещании: развеять его прах над Буйничским полем и таким образом соединиться с похороненными здесь боевыми товарищами.
К. М. Симонов, прозаик и поэт, журналист-фронтовик, ушёл из жизни 28 августа 1979 года. Политбюро ЦК КПСС постановило похоронить его на Новодевичьем кладбище. Однако это решение противоречило предсмертному завещанию писателя, и его семье (вдове Л. Ждановой и детям) удалось сразу после панихиды и кремации, вопреки высочайшему повелению, вывезти урну с прахом из Москвы. Прах был развеян над Буйничским полем.
 Спустя год, там  25 ноября 1980 года, был открыт мемориальный знак Симонову К. М. . На митинг приехала большая делегация белорусских и московских писателей, среди них – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Маргарита Алигер, Римма Казакова, Василь Быков, Нил Гилевич, Алексей Пысин. Камень – валун, посвящённый первому летописцу могилёвской обороны, родные Симонова выбрали на территории республиканского музея валунов. Писатель Алесь Адамович договорился с руководством Белорусского военного округа о доставке камня весом 15 тон в Могилёв. На обратной его стороне была укреплена табличка с надписью: «К. М. Симонов. 1915–1979. Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь его прах».  Этот камень для нас-память о человеке, чья жизнь была связана с судьбами тех, кто воевал,-с живыми и мёртвыми.
Сегодня на Буйничском поле, где стояли насмерть солдаты Кутепова и где развеян прах Константина Симонова, создан мемориальный комплекс, посвящённый событиям героической обороны Могилёва в июне-июле 1941 года. И в Могилёве улицы Симонова и Кутепова расположены недалеко друг от друга. Ежегодно, начиная с 20005 года, дни рождения Симонова Могилёв отмечает «Симоновскими чтениями». В них принимают участие поэты и писатели, члены Союзов писателей Беларуси и России. Среди участников: ветераны войны, историки, журналисты, краеведы. Проводятся конкурсы и викторины, посвящённые жизни и деятельности Симонова. Мы помним ту войну, её живых и мёртвых.
Симонов – это поэзия и проза, фронтовые корреспонденции, пьесы, кино и теле-фильмы, публицистика, переписка с читателями, дневники, мемуары. О нём писали и пишут. Его вывел в образе писателя Галакова Александр Солженицын в романе «В кругу первом». Поэтому пока будут помнить войну и Победу, будут помнить и Константина Симонова.












 


Рецензии