Крестник

Памяти Леньки Зернова
на фото, слева направо: Лычев, Зернов и Балюкин

Я так и не знаю, какого он был возраста. Сдается, что вообще  - никакого! Есть такие люди, возраст которых (по паспорту) не имеет абсолютно никакого значения.
Невысокий, с длиннющими руками, светловолосый, узколицый и поджарый, он привлек мое внимание, когда я работал на ВостокМашЗаводе. И все звали его Лешкой, хотя он – Леонид.
Он тоже там работал, фотографом. Но по штатному расписанию таких должностей в 1977 году не существовало, и Ленька числился слесарем в одном из цехов. А я работал дизайнером в бюро ТНП -  «товаров народного потребления». (В просторечье – «ширпотреб»). Но и должности дизайнера тогда тоже не было, а была «художник-конструктор». И по должности мне часто приходилось обращаться в фотостудию.

До этого я работал на УККЗ («Усть-Каменогорском конденсаторном заводе), который был в подчинении МинЭнерго. А ВКМЗ – в системе МинЦветМета

На УККЗ был мощный, с хорошим составом и традициями тур. клуб «Горизонт», а на ВКМЗ не было никакого. Естественно, я попытался такой клуб создать. Найти будущих членов клуба оказалось непросто. Хотя численность работавших на заводе была более 5000, желающих набралось не много, всего 7 человек. В том числе и Леонид Зернов. После орг. собрания клуб стал называться «OST». Ну, то есть, «мы посоветовались, и я так решил».
Составили график тренировок, собрали с бору по сосенке кое-какое снаряжение. Очень помог Виталий Балюкин, единственный в то время местный мастер спорта по альпинизму, который работал в «СКБ Гормаш» на территории ВКМЗ. Мне лично он подарил «абалак» (рюкзак – мечта всех тогдашних туристов!), а клубу – несколько карабинов и 40 метров (Ура!) нейлоновой веревки.

На конец октября – начало ноября планировалась очередная «альпиниада» с восхождением на ту самую гору «Беркут-Аул», на которой я уже побывал (как оказалось, совершив в составе группы первовосхождение) в 1966 году. Балюкин пригласил наш клуб принять участие в этом мероприятии, посвященном 60-летию Октября. Согласились 5 человек, в том числе и Зернов.

Все прошло отлично, кроме одного: на тренировочном восхождении, на высоте всего 2600 метров, меня прихватила «горняшка». Но через два дня на «Беркут» мы все-таки зашли. Полюбовался я на облезший, но еще почти целый бюст Калинина, который мы туда затащили 11 лет назад, и на нержавеющую табличку с нашими фамилиями, установленную тогда же.

Потом, как обычно, состоялось крещение новичков с шлепаньем «триконями» по «пятой точке» и выдачей значков «Альпинист СССР».
«Трикони», точнее «отриконенные» - это горные ботинки с металлическими шипами-«триконями» на подошве. Каждый ботинок в сухом виде весит около 2,5 кг, а сухими они бывают только в городе!

Меня никто не крестил. Ну, как же! «Старик» все же! Но значок выдали.
А Леньку Зернова и крестили, и значок выдали, как и прочим новичкам.
Только я так «значкистом» и остался.
И другие мои члены клуба. Все. Почти.

В 1982 году, разругавшись с руководством завода, я уволился.
Клуб наш тихо прекратил существование, не оставив в своей истории заметных достижений. Члены клуба занялись своими привычными делами. Все, кроме Леонида Зернова.
Он на всю оставшуюся жизнь «заболел» горами.
Ленька тоже уволился с завода и стал инструктором по альпинизму, водил в горы молодежь и др. возрастные группы.
Облазил все значительные вершины бывшего Союза, стал мастером спорта по альпинизму и «Снежным Барсом» в 1988 году. («Снежный Барс» - неофициальный, но очень уважаемый титул, присваивавшийся в разные годы за покорение не менее 4-х разных вершин высотой 7000 метров и выше).

Он полюбил горы, и горы щадили его.
И умер не в горах, а дома, от неизлечимой болезни.
Сколько же ему было лет? Да какая разница! Ленька был моложе меня, намного моложе! Но успел достичь совсем других высот, которые мне оказались не под силу.

Таким я его и помню, своего «крестника»: длиннорукий, длинноносый, узколицый и светловолосый мой друг - «Снежный Барс».


Рецензии