А здания как люди

   Люди слишком разные, многогранные и сложные, но несмотря на все несхожести, понятие красоты у большинства одинаково. Лишь посмотрев, например, на актера или актрису, любой может вынести свой вердикт их внешности. И порой, даже зная, что гениальным может оказаться кто-то внешне далекий от идеала, первое суждение всегда все равно будет выноситься лишь по внешнему виду.
   Взгляд на здание во многом схож со взглядом на человека. Мы идем по городу, а навстречу нам люди. На кого-то взгляд падает и задерживается, а кто-то остается незамеченным. Мы идем по городу, состоящему из зданий и сооружений. Некоторые из них остаются просто домом или запоминаются незначительными деталями, появление которых вовсе не заслуга архитектора. Например, объясняя кому-то свое местоположение, можно сказать, дом рядом с заправкой, дом напротив «Магнита», а также указать этажность или какие-то еще «особые приметы». При этом большинство зданий сливается в общую серую массу. Гуляя по своему городу, можно заметить, что один двор похож на другой, на третий, а также на тот, который находится далеко от них, совсем в другой части города.
   А поехав в другой город в надежде на разнообразие, и посмотрев рядовую застройку, можно обнаружить эти же самые дома и дворы. Все это можно считать последствиями типизации, стандартизации и унификации в строительстве. Возведение зданий, жилых и нежилых, во времена Советского Союза приобрело глобальные масштабы. Основным направлением действий стало введение элементов индустриализации в строительство, что заключалось в сборке зданий из готовых  строительных конструкций заводского изготовления. Это конструкции, имеющие наиболее рациональное решение и готовые к использованию в разных условиях. Большое удобство принесло и применение стандартных модульных сеток, например ряд колонн с шагом 6;6, 6;9 или стандартная высота этажа 3,0; 3,3 и другие. Модульное деление позволило расчленить здание по высоте, ширине и длине, чтобы из ограниченного количества единых элементов создать неограниченное количество вариантов их расположения.
   Однако разрабатывать проекты для каждого жилого дома совсем не рентабельно, как это не рентабельно даже для театров или физико-спортивных комплексов. Куда удобнее взять уже готовое решение и лишь адаптировать его для другого района. Как следствие, одинаковые здания в каждом городе.
   Если не учитывать проблемы, показанные в фильме «Ирония судьбы», в типовом строительстве больше положительных сторон, чем отрицательных. Особенно очевидно это с экономической точки зрения или затрат времени на разработку чего-то нового. Более того, в этом можно разглядеть и элементы забавного. Как, например, забавно где-то в городе или на мероприятии встретить похожего на себя человека. Так и увидев знакомое здание в другом городе, радуешься ему, как старому знакомому. Хочется более внимательно рассмотреть отделку, оформление, будто выискивая отличия.
   Например «Пушкинская» библиотека в городе Тамбове и библиотека «Горького» в Волгограде. Мельком невнимательно взглянув на фото, хочется воскликнуть «Это же наша!», но потом, чуть вглядевшись, замечаешь, что в Волгограде более большие окна на верхнем этаже, немного другое строение «солнцерезов». Похожи, как братья, но все же разные.
   И как кокетка подчеркивает свое отличие шарфиком или милой шляпкой, так и здание может «принарядиться». Наличники, фактура фасада, цвет, форма дверей или что-то еще показывает, как оно индивидуально.
   Отделка здания – его одежда. На одинаковый каркас из костей-колонн и мышц-панелей можно надеть все, что угодно. Вот тут и открывается раздолье дизайнеров. И как дизайнерская одежда привлекает своей особой неповторимостью, придающей ей свое очарование, так бывает и со зданием. Его облик тем запоминающееся, чем безумнее фантазия его творца.
   Несмотря на сложности в исполнении, трудовые и экономические ресурсы, хочется встретить что-то особое и оригинальное, чтобы лишь бросив взгляд, уже не спутать ни с одним похожим. Таких зданий не должно быть большинство, чтобы не «рябило» в глазах. И все же, проходя по улице, по обычному центру обычного провинциального городка, вглядываясь в ряды витрин и одинаковых вывесок популярных в каждом городе магазинов, мимо огромных рекламных плакатов в рост человека или даже больше, мимо толп людей, мимо серых стен из рядового силикатного кирпича и вентилируемых фасадов ярко-оранжевого цвета, вдруг увидеть иное здание. Не похожее на другие, не похожее на здания с соседней улицы, может, даже немного нелепое в окружающей обстановке, как актриса с прической и на каблуках на центральном рынке, но все же такое гармоничное, как будто оно всегда с гордостью здесь стояло и как будто и должно быть именно здесь. Такое, на которое бросишь взгляд сначала мельком, потом еще раз повнимательнее. А потом захочется остановиться, покачать немного головой и сказать: «Да, такого у нас нет». Для этого и нужны архитекторы.


Рецензии
Как интересно! Никогда не был в Тамбове... Там наверное очень интересно....

Шон Маклех   19.03.2016 01:27     Заявить о нарушении