Балтийское небо

                БАЛТИЙСКОЕ НЕБО



Фрагменты из повести «Герои ушедшей страны»
…………………………………………………….

В продолжение темы нельзя не сказать о морских летчиках, воевавших в небе Балтики. Для многих из них холодные воды моря стали последним боевым рубежом и братской могилой. В Калининграде у штаба авиации Балтийского флота им установлен Монумент, увековечивший их подвиг и бессмертную славу воздушных бойцов.

Устремлённый в будущее серебряный ракетоносец не даст вашему взору оторваться от земли. Невольно вы окажетесь в прошлом вместе с погибшими  героями Балтики, чьи имена отлиты металлом на мемориальных плитах.

Памятник «Летчикам Балтики» был водружён в 1974 году в память о 682-х летчиках, погибших над водами Балтийского моря, в числе которых 22 Героя Советского Союза.

Морские лётчики-балтийцы наравне со штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиацией Белорусских фронтов активно громили немецко-фашистских захватчиков в ходе Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. На их счету более двух тысяч уничтоженных самолетов противника, около 600 затопленных кораблей и транспортов различного класса и назначения.

Но не только морские объекты были целями для их ударов. Они также подавляли и сухопутные войска гитлеровцев, их фортификационные сооружения, опорные пункты и артиллерию, расчищая дорогу нашей армии. За мужество и стойкость, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 114 летчиков морской авиации были удостоены звания Героя Советского Союза.

Из этой золотой плеяды отважных пилотов, доказавших ценой жизни свою верность Отчизне, четверо: Николай Шапкин, Алексей Грачёв, Григорий Давиденко и Александр Курзенков, стали мне ближе всех. Судьбы этих героев войны оказались тесно связаны с Калининградом, и о них надо сказать особо.

                *    *    *

Командир звена 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота, старший лейтенант Шапкин Николай Васильевич (21 год), за время Великой Отечественной войны совершил 266 боевых вылетов на разведку боевых порядков противника в море и прибрежной зоне.

Николай Шапкин погиб на самолёте Як-9 в воздушном бою с истребителями «Люфтваффе» при выполнении боевого задания по разведке кораблей противника в районе Данцигской бухты (Гданьск).

В этом же районе ровно через две недели погибнет и Пётр Козаченко. А экипажи морской авиации, работающие в этой зоне, услышат в открытой радиосети его спокойный, но твёрдый голос: «Соколы, соколы, я Козаченко, самолёт сбит, прощайте, иду на таран!»

За боевые заслуги старший лейтенант Шапкин награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года.

Похоронен отважный пилот на кладбище села Мурино, Всеволожского района,  Ленинградской области. В списках безвозвратных потерь офицерского состава ВВС Балтийского флота от 12 апреля 1945 года отмечено: не вернулся с боевого задания. Пропал без вести в районе Данцигской бухты 5 марта 1945 года.

Вопрос, захоронен или увековечен герой в селе Мурино, остаётся открытым, так как эти два понятия сегодня не имеют однозначного толкования. Увековечивание памяти очень разумное решение, и оно позволяет реально сохранить память о человеке и его подвиге. Но разница между реальной и условной могилой остается. И она вполне существенна как для общества, так и для истории. Потом у моряков есть священный ритуал, когда они в память о погибших спускают в морскую пучину венки. Эти венки не только экипажам подводных лодок, боевых кораблей, но и лётчикам морской авиации, могилами которых стали бескрайние просторы морей и океанов.

                *    *    *

Командир звена 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота, капитан Грачёв Алексей Иванович (31 год), за годы войны совершил более 420 боевых вылетов с целью нанесения бомбовых ударов по кораблям противника, военно-морским базам, а также на разведку морских и сухопутных коммуникаций. Участник советско-финляндской войны 1939-40-х годов. С начала Великой Отечественной войны на фронте с немецко-фашистскими захватчиками.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм 5 ноября 1944 года капитану Грачёву присвоено звание Героя Советского Союза. На его боевом счету 7 воздушных боёв, уничтожены 4 артиллерийские батареи и железнодорожный эшелон. Повреждено и потоплено 2 десантные баржи, 2 катера, подводная лодка и сторожевой корабль противника. Алексей Грачёв дважды приводил посадку горящего самолёта на воду, спасая жизнь экипажа.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Погиб герой 8 мая 1945 года, за несколько часов до подписания Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Его экипаж, в составе которого был штурман Григорий Давиденко, не вернулся с боевого задания. Пропал без вести в районе Либавы (Лиепая).

                *    *    *

Штурман звена 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота, старший лейтенант Давиденко Григорий Иванович (24 года), к январю 1944 года находясь на должности летчика, совершил 215 боевых вылетов на разведку противника. Участвовал в 13-ти воздушных боях и всегда выходил победителем. Проявил исключительную храбрость и в последующих боях, особенно в период подготовки войск Ленинградского фронта к прорыву блокады. Он не только вёл воздушную разведку, снимая на плёнку позиции врага на самых опасных участках, но и вступал в бой, подавляя выявленные огневые точки и позиции зенитной артиллерии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Давиденко Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Его ратный труд также отмечен высокими наградами Родины:  орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Погиб Григорий Иванович 8 мая 1945 года в составе экипажа пикирующего бомбардировщика-разведчика Пе-2, которым командовал Алексей Грачёв. Его славный боевой путь лётчика закончен короткой записью в боевом донесении: «Не вернулся с боевого задания, пропал без вести в районе Либавы».

В этот день за несколько часов до победы погибнет ещё один герой, их однополчанин и боевой друг, Курзенков Александр Георгиевич. Взаимодействуя, им не раз приходилось выполнять боевые задания в акватории Балтийского моря и районе Либавской морской базы, и всегда успех сопутствовал их боевой дружбе.

                *    *    *

Командир звена 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота, капитан Курзенков Александр Георгиевич (24 года), к сентябрю 1943 года на пикирующем бомбардировщике Пе-2 совершил 203 успешных боевых вылета на бомбардировку кораблей и других объектов врага. Провёл 13 воздушных боёв. Нанёс существенный урон сторожевому кораблю и канонерской лодке противника. 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленный при этом героизм Александру Курзенкову присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, медалями.

Погиб отважный лётчик на самолёте Як-9 8 мая 1945 года, выполняя боевое задание по разведке немецких судов и боевых кораблей. В сообщении о потерях отмечено: «Не вернулся с боевого задания, пропал без вести в районе Либавы».

                *    *    *

Борьба за Прибалтику была продолжительной и  ожесточённой, так как противник лишался выгодного стратегического района, обеспечивающего действия флота, снабжение и эвакуацию войск с моря. Остатки группы армий «Север», зажатые между двумя советскими фронтами по линии Тукумс-Лиепая в западной части Латвии (Курляндии), оказались в «котле». Он так и был назван «Курляндский котёл».

В состав немецких войск входило почти 25% всех сил, находившихся на советско-германском фронте. Несмотря на сжатые «клещи»,  горловина «котла», обращённая в Балтийское море, оставалась открытой. Эта ситуация продолжалась и после капитуляции Германии, вплоть до 15 мая 1945 года. Именно это обстоятельство требовало постоянного внимания советского командования за действиями окружённой немецкой группировки.

Балтийский флот и его авиация активно участвовали в ликвидации  «котла», прикрывая фланги советских войск от ударов противника с моря. В этой обстановке немецкое командование, пытаясь спастись, срочно загружало войска и имущество на суда, которые потом брали курс в нейтральные страны с целью получить там убежище.

Так в ночь на 8 мая им удалось выпустить 26 транспортов из Либавы в море. Именно на поиск этого каравана судов в первой половине дня вылетел экипаж Алексея Грачёва. Через два часа работы их радиосвязь внезапно оборвалась. Долгие часы ожидания результата не дали, и стало ясно, что экипаж погиб. Самолёт Грачёва был сбит над морем группой внезапно появившихся немецких истребителей, якобы осуществляющих перелётное задание.

К вечеру, в 19 часов на разведку этой же группы немецких судов в море вышли два истребителя Як-9. Ведущим был капитан Курзенков, а ведомым молодой летчик, совершавший свой первый боевой вылет. Отыскав в море караван, Курзенков начал его фотографировать, и в этот момент был внезапно атакован группой истребителей противника. Самолет оказался поврежден, но ему удалось оторваться от немцев и выйти на связь с командиром полка.

Понимая, что повреждённый самолёт придётся покинуть и выпрыгнуть с парашютом в море, он назвал координаты, куда надо выслать спасательный катер. Оставаясь на связи, Курзенков, попытался открыть фонарь кабины, но он был повреждён и заклинил. Через несколько секунд связь оборвалась, и самолёт с лётчиком ушёл в морскую пучину. Ведомый лётчик, так и не вступив в бой, потеряв командира из виду, вернулся на свой аэродром. Так закончился его первый боевой вылет, а флот потерял в этот день ещё одного Героя Советского Союза.

                *    *    *

В упорных боях за Либаву морская авиация несла большие потери, так как прибрежные коммуникации немцев имели мощную противовоздушную оборону. Морские объекты прикрывались не только  силами истребительной авиации, но и зенитной артиллерии, размещённой на полевых позициях и боевых кораблях. Защитой от зенитных установок могло быть только их подавление, но это было трудной и опасной задачей. Высокая скорострельность и досягаемость по высоте, а также плотные потоки осколков от разрыва снарядов порою делали эти зоны непреодолимыми и смертельно опасными для авиации.

Так 14 декабря 1944 года при проведении операции по уничтожению боевых кораблей и вспомогательных судов в военно-морской базе Ли¬бава, было привлечено 27 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 7 топмачтовиков и 46 штурмовиков Ил-2. Топмачтовиком называли американский бомбардировщик Дуглас А-20, поставляемый в СССР по «ленд-лизу». Эти самолеты успешно применялись советскими летчиками как бомбардировщики, разведчики и тяжелые истребители. В морской авиации, им нашли применение в минно-торпедных полках, и они успешно топили вражеские суда.

В этой сложной операции группе штурмовиков была поставлена задача: подавить зенитную артиллерию, обеспечив тем самым успешную работу бомбардировщикам и торпедоносцам. Ударная группировка к тому же прикрывалась истребительной авиацией, которой пришлось вступить в бой с 30-ю  истребителями «Фокке-Вульф» сразу же при подходе к цели. Активное противодействие врагу и поддержке наших истребителей оказывали экипажи Пе-2 и штурмовая авиация, одновременно выполняя свои задачи. 

В результате удара смешанной авиационной группировки флота были потоплены 5 транспортов водоизмещением около 32000 тонн, повреждены 2 транспорта водоимещением около 13000 тонн и сбит 21 самолет противника. Потери нашей стороны составили 16 самолетов, из них 11 штурмовиков Ил-2, а также 10 машин этого класса были повреждены и временно потеряли боеспособность.

Потери летного соста¬ва морской авиации в этой операции составили 33 человека. Среди них командир полка штурмовиков, Герой Советского Союза, гвардии подполковник Степанян. 6 марта 1945 года Нельсон Степанян будет «посмертно» удостоен второй медали "Золотая Звезда". Этот эпизод ещё раз подчеркивает, каким трудным и трагичным было освобождение Латвии, в которое большой вклад внесли и лётчики морской авиации.

После вывода Российского флота из Прибалтики, по требованию Латвийских властей, памятник Нельсону Степаняну был перевезён из Лиепаи в Калининград и установлен на Мемориале «Лётчикам Балтики». А память о доблестных героях всегда будет в центре внимания ветеранов и командования Балтийским флотом. На сооружённом  в Лиепае Мемориале будет увековечено 269 имён лётчиков-балтийцев и 3 лётчика 15-й Воздушной армии, погибших в боях за город. Среди увековеченных и лётчики 15-го разведывательного полка, Герои Советского Союза Алексей Грачёв, Григорий Давиденко, Александр Курзенков.

Но ещё раньше ветераны морской авиации и командование военно-воздушных сил флота принимало попытки увековечить память героев в Калининграде на Мемориале «1200 гвардейцам». И со временем это нашло своё отражение в Решении областного военного комиссара об увековечивании их памяти в 1984 году. В этот документ были включены Алексей Грачёв, Григорий Давиденко, Николай Шапкин. Не было только Александра Курзенкова, его фамилия «выпала», так как была созвучна с фамилией Козенкова, которая тоже значилась в этом списке. Поэтому исполнитель документа посчитал, что одну и ту же фамилию он вписывает дважды и оставил только Козенкова.

При составлении списка об увековечивании на Мемориале в районном военкомате Калининграда был «утерян» Николай Шапкин. Его тоже не вписали, посчитав за него рядового Шапкина, который был уже увековечен и значился в учётных документах. Таким образом, в список были включены лишь Алексей Грачёв и Григорий Давиденко.

Но, тем не менее, информация, где-то осталась, а возможно, что исполнители сами нашли свою ошибку и попытались её исправить. Поэтому в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» Алексей Грачёв, Григорий Давиденко, Николай Шапкин значатся захороненными на Мемориале «1200 гвардейцам», а Александр Курзенков, -  увековечен. Так в очередной раз распорядилась судьба памятью отважных героев-балтийцев, шагнувших в бессмертие.

Каждый из нас вправе задаться вопросом: «Кому нужны такие подробности?» Но ответ очевиден. Это нужно нам и грядущим поколениям. Это нужно нашей истории, истерзанной политическими ветрами, и часто меняющейся модой на «единственную правду». Ну, конечно, родным и близким погибших, ведь память для них священна, и рвать её на куски, искажая истину, нельзя.

С другой стороны, у каждого издания есть многочисленная редакционная коллегия, в состав которой входят заместители главы региональной администрации, областной военком, заместители командующего Балтийским флотом и 11-й гвардейской армии, ученые, политики, архивисты, издатели. Какова их роль и конкретный вклад в эту работу? Ведь пройдёт время, и кто-то будет, ссылаясь на них, авторитетно заявлять об исторической правде, и как часто бывает в таких случаях, скажет с высокой трибуны: «Не троньте историю, не замахивайтесь на святое!»

Время скоротечно, и только люди в потоке его событий, способны сохранить память о прошлом великой страны и её героях. Тех, кто в трудное время встал на защиту своей земли и ценой жизни отстоял нашу свободу и независимость. Нет, их не забыли, память о них увековечена в Калининграде на Мемориале «Летчикам Балтики», здесь вновь соединились судьбы всех однополчан-героев, уже навсегда.

                *    *    *

В печатных и интернет-изданиях есть утверждение о том, что экипаж Грачёва был сбит случайно пролетающей группой истребителей Люфтваффе, идущих к союзникам на капитуляцию. Есть даже фотография самодовольного немецкого аса с крестом на шее, который сбил Пе-2.

Несомненно, что данная версия имеет право на существование, но нельзя сбрасывать со счетов того факта, что караван из 26-ти судов, загруженных людьми, награбленным имуществом и ценностями, шёл бы без прикрытия истребителей!? Кроме того, в состав каравана входили суда, оснащённые зенитными установками и артиллерией. В противном случае он бы не вышел в море, заведомо обрекая себя на гибель.

К тому же старший начальник в конвое мог в случае опасности вызвать истребители с «земли», такое взаимодействие было хорошо отработано в немецкой армии между родами войск и безукоризненно выполнялось. Исходя из этого, действия одиночного Пе-2, а потом и не слаженной пары Як-9 были непродуманным решением старших начальников, что привело их к гибели и потери 3-х Героев Советского Союза.

Желание командования морской авиации сгладить причины неоправданных жертв и привело к рассуждениям о внезапности, случайности и прочим гипотезами. В обоих случаях ситуация представлена так, что немецкие истребители появились внезапно и затем так же внезапно исчезли. Но, по-другому и не могло быть, именно такой тактикой и пользовались немецкие стервятники всю войну. Суть её состояла в том, что они уходили вверх на доминирующие высоты и оттуда внезапно пикировали на выбранную цель, а затем, отработав по ней, вновь уходили на исходную позицию. Так всё и произошло в этих обоих случаях. Балтийское небо ещё оставалось в огне, и «сгореть» в нём одиночному самолёту без должного прикрытия было также естественно, как погибнуть в бою от удара штыком в спину.


Рецензии