Их устами Продолжение7 Тонечка

    .   
               

       Глава 7    ТОНЯ – ТОСЯ – АНТОНИНА!

          Ей скоро исполнится три года.  Она уже чётко овладела  основными цветами, и вот уже Алинка экзаменует её:
          -  Какой у бабушки свитер?
          - Чёрный.
          -  А шарфик у мамы?
          -  Красный.
          -  А свитер у Тонечки?
          - Белый.
          - Умничка, всё правильно. А какой свитер у меня? (Вопрос трудный, так как свитер неизвестного пока Тонечке цвета – бордо.)
          - Тёплый,  -  отвечает Тоня, недолго думая.

         
         Сидим  с Тоней во дворе.  Тоня хлопает ладошкой по  маленькой машинке, пытаясь вогнать её в щель на скамейке. Я говорю ей: «Не бей машинку, а то она превратится в лепёшку».
   Тоня некоторое время озадаченно молчит, но потом, склонившись к машинке, снова тихонько стучит по ней и  страстно шепчет в ожидании чуда:
         -  Ну, превращайся же, превращайся…Бабушка, смотри, она сейчас превратится!

         -  Человек укрылся,  -  сообщает Тося.
         - Какой человек? - удивляюсь я.
         -  Да твой человек! - смеётся Тося и тычет в себя  пальчиком.
         -  Садись, Тонечка.   -   Садусь. Уже Сиду.
         -  Глотай, Тонечка.   -   Уже проглатала.
         -  Ты уже напилась? - Сейчас напилусь!
         -  Спой, Тонечка.       -   Я уже спаяла.
         - Тебе нравится кататься в машине? - Сейчас понравится.
               
          Тоня кричит папе в окно, хотя окно закрыто, и папа её слышать не может;
        -  Папа, ты меня слышишь?  Я говорю тебе слова. Не глупые, а хорошие. И твоей  машине  тоже.

         Тоня убежала далеко вперёд по аллейке. Я её несколько раз окликнула, но она даже не обернулась. И тогда я,  решив её проучить, спряталась за дерево. Наконец, Тоня оборачивается и не видит бабушки. Кричит растеряно: «Баба! Баба!» Потом бежит назад и снова «Бабу - у - ля!» Я выхожу обрадованно к ней: «Тонечка, ты так далеко убежала, что я пошла тебя искать, и заблудилась». Тонечка огорчена, на её глазах вдруг выступают слёзы, и она несколько раз повторяет:
«Ты потерялась? Да? Ты потерялась?» и плачет.
           Я прижимаю её к себе и сама чуть не плачу, кляня себя за непозволительную шутку. А сердце переполняет гордость за внучку, которая, преодолев свой страх, готова  тут же  сострадать другим!
 
         
         Высмотрела у папы в носу волосинки и сообщает:
         - У папы  в носу растут брови.

          Недалеко, в скверике,  работники летнего кафе держат небольшой  зоосад. Гуляя, мы часто заходим туда понаблюдать за обитателями большой клетки, в которой  много  различной домашней птицы.
  Куры разных пород, индюки со своими дамами, очень красочные петухи, которые, сидя на жердочках в разных углах, усиленно перекликаются друг с другом.
          Тоня долго слушает, потом,  потеряв терпение, присаживается на корточки  возле клетки с петухом и начинает его уговаривать; «Кричи  ку - ка - реку! Ну, кричи!»       
          Потом с надеждой смотрит, как тот в напряге раскрывает клюв и выдаёт своё,  но опять же, не «кукареку», а что-то непонятное. Тоська ужасно  огорчена,  и снова и снова учит петуха: « Ну, давай же, ку - ка - реку!!»  Правда, у самой тоже не все буквы присутствуют.  Уходим, так и не научив петуха правильно  кукарекать.


          До сих пор  Тоня не признаёт кукол. В этом она совсем не похожа на свою старшую сестру. Играет только с машинками и даже из конструктора собирает машинки. Сегодня  купалась с двумя машинками, и  спать легла, положив под подушку пару машинок. Чудеса, да и только!
         При этом, Тоня  очень смешливая и ласковая девочка. И ещё одно качество отличает её от сестры  –   она очень уязвима, малейшая несправедливость или  обида вызывает слёзы,  причём  это обиды не за себя, а чаще за кого -то. Как никто, она чувствует чужую боль, чужие огорчения. Пытается всех пожалеть. Увидит у кого -то царапину  - начинает плакать. И в двойной дозе сама нуждается в ласке и  похвале. А похвалы она всегда достойна: никогда не пойдёт гулять, прежде, чем не положит на место все разбросанные игрушки.     (Думаю, что с возрастом это ценное качество исчезнет, к сожалению.)
   
        - Тонечка, сделать тебе омлетик?
        - Да, сделай, я люблю таблетик. И сверни таблетик в трубочку.

        - Положить тебе в чай лимончик, Тонечка?
        - Ура! - кричит Тоня,  -  у нас есть лимончик! Приходите, гости, будем кушать лимончик. Только вытирайте ноги!

         - А кто в темноте прячется? Я боюсь страха !

          Вечером  включила  ей «Детский мир», а сама ушла готовить ужин. 
Минут 15 она смотрела  мультик про зазнайку воробья, нахального и невезучего,  которого  птички  решили проучить.
         И вдруг прибегает  в кухню вся  в слезах, с криком: « Плохой мультфильм! Выключи его, выключи! Хочу другой!»  Жалко ей стало воробья !  Хоть тот и исправился, но был очень посрамлён  и жалок. Слёз  было  минут на 10.

       
         
         
        ТОНЕЧКЕ  4 с половиной года.
   
         
        Показываю ей её фотографию двухлетней давности. Она с умилением и удивлением смотрит на своё изображение, потом просит: 
         -  Научи эту Тонечку разговаривать! 
    
         - Бабушка, не смотри туда своей головой,  -  говорит мне Тоня, которая не хочет, чтоб я смотрела телевизор.

          Во дворе  кричит мужчина  « Свежая рыба!» А Тося продолжает его голосом:
         -  Я привезлась, я поймалась и привезлась.  Я разная рыба. Я свежая и почищенная!

         -  Бабушка, скажи, что я твоя внучка.
         -  Ты моя милая, славная  внучка!
         -  Ну, ты даёшь!
 
          Тоня положила себе в ротик полконфеты,  а вторую половину подвинула мне:
          -  Это я тебе оставила, когда ты будешь маленькая.

          Присела перед нашим котом Семёном и просит его:  « Кошечка, ну скажи «мяу» по-человечески!  Поговори со мной  русским  голосом! А то ты всё на  котовском  языке…»

          Три дня подряд часа не проходит, чтоб Тоня не сказала «Я тебя люблю». Прямо водопад любви!  В ответ я всё время отвечаю «И я тебя тоже!»  Но сегодня  я зазевалась, занятая обедом, и на очередное заявление  внучки  задержалась с ответом.  Тоня озадаченно молчит, выжидает, а потом с обидой:
         - Ну, бабушка, а ты? Почему не говоришь, что любишь?
         - Тосенька, да я тебя просто обожаю!   -  И Тоня,  удовлетворённая ответом, удаляется в комнату.   Вот так, безответной любви быть не должно!

          



         Интересно наблюдать за Тосей, когда она играет во дворе в компании таких же ребятишек. Известно, что чужие игрушки привлекательнее своих..Учитывая опыт, Тоня берёт на прогулку побольше игрушек, которые тут же  старается сплавить другим деткам  в обмен на их игрушки.  Хорошо, когда это происходит добровольно, к взаимному удовольствию.  Но частенько бывает, что обмен Тоня  хочет совершить в принудительном  порядке. Если это не удаётся сделать, Тоня удивлённо стоит, молчит, и, осмотревшись, направляется к новой «жертве».

          Но вот чем отличается Тоня от многих сверстников: она безропотно отдаёт чужие игрушки по первому требованию и часто говорит «спасибо».

          Тоня остановилась и  внимательно смотрит, как дядя что-то ковыряет в своей машине. Потом говорит: «Мой папа тоже ремонтирует машину ремонтом».

         Оказалось, что слова из песенки атаманши, которая хочет править «… не машиной ржавою, а целою державою», Тонечка понимает по-своему . Машинок разных у неё более 30 штук, и когда сегодня ей подарили очередную, она сразу определила её категорию – это возиловоз. (Здорово, есть же  лесовоз, контейнеровоз, паровоз, а эта возит всё подряд - вот и возиловоз.) Стала она их сортировать, и я слышу: « Эта пожарная, а эта державая…»
          - Какая, какая? - переспрашиваю я.
          - Ну, помнишь, как атаманша в «Бременских  музыкантах» хотела править  машиной  целою  державою?    (Объяснились и смеялись.)

         
          Вчера вечером  мимо нас прошла стайка очень шумных подростков. Реакция Тони была быстрой и очень естественной: она обернулась и вслед  им  громко «Гав! Гав! Гав!».
         - Здорово ты их облаяла , -  говорю ей.
         - Завтра я их ещё и обмявкаю!

         
          - Так ты уже наелась, детка?
          -  Да, я уже такая наетая  вкуснотой, - и хлопает себя ладошкой по животику.

           Что интересно: если Тоню наказывают справедливо, у неё это не вызывает негатива, и даже наоборот,  она старается продемонстрировать свою любовь к тебе. Странно, но факт.

       - А где работает тетя Валя? (Это про нашу знакомую)
       - В библиотеке.
       - А я думала, на работе…

        - Что такое: без рук, без ног, безо рта, без лица?
        - А что же это может быть? - удивляется мама. -  Я не знаю. Сдаюсь.
        - Да это такая задачка!

          Вниз с нашего четвёртого этажа мы с Тоней всегда стараемся спускаться  пешим ходом. И каждый раз, проходя мимо квартиры  деда Гриши на третьем этаже, Тоня спрашивает:
           - А здесь живёт дед Гриша?  - И так каждый день. А на 2 - ом этаже опять:  -  А здесь кто живёт?     Сегодня  я  уже рассердилась: - Да не знаю я, кто здесь живёт! - Тоня очень удивилась:  -  Да люди здесь живут, люди!

          Тоня смотрела утром мультфильм «Невиданное, неслыханное». Вечером  я  в  ванной, Тонька в кровати,  мы переговариваемся. Наконец, она кричит:  -  Бабушка, иди уже сюда, я хочу видеть твоё лицо. А то ты невиданная,  а только слыханная!

          Тоня  взяла ручку и «пишет»  -  сочиняет письмо, говоря себе под нос: « Уважаемые мама и папа! (Меня поражает  это «уважаемые»  –  откуда это?) Чтоб вы были весёлые и здоровые ».  Долго молчит. Наконец,  придумала ещё: « Чтоб вы были не глупые».


         -  Я не пират! - возмущается Тоня. ( Она завязала косынкой себе один  глаз,  и я  предположила, что передо мной пират) - Я могу быть только пиратской женщиной.             
            
         - Ах, ты бесстыжник! - это Тоня коту.

         - Посоли мне апельсинчик сахаром…


         
    Тихонько вхожу к Тоне в комнату, уверенная в том, что она уже
спит. Но не тут-то было.
         -Тонечка, ты почему не спишь? Почему вылезла из-под одеяла? И почему сидишь на подушке?
         - Ой, бабуля,  -   говорит с улыбочкой и милой укоризной Тонечка,  -  ты у меня такая  почемучка!
         
       
     Очень  часто Тоня рассказывает свои сны. Не знаешь, верить ей или нет.
         - Ты, наверное, Тося, будешь писателем, будешь сочинять сказки.
         - Да, я буду сочинять сказки Пушкина, - долго  молчит, потом серьёзно добавляет:  - но Пушкиным я не буду.

         
          - А за ними плывут селёдки и молоки… -  сочиняет Тоня.
          - А кто такие молоки, Тося?
          - Это такие рыбы, мама их очень любит.

          - Мама осталась дома убирать уборку.

         
          Иногда Тонечка задумается и вдруг, без всякой связи с тем, о чём говорили, серьёзно скажет : « Ты только не умирай заранее» И глазёнки её смотрят прямо в душу. Что -то засело, видно,  в Тонькиной головке из какого -то фильма…
      
          Надо сказать, что Тонины глаза особенные: в них отражается каждое движение её мысли. И когда глаза в глаза, то ощущаешь удивительное  взаимопонимание.  Казалось бы,  маленький  такой человечек,  а разговаривать с ней можно, как со взрослым. Не с каждым ребёнком это получается. Вот глаза её старшей сестрички всегда  ускользали - отчитываешь её, бывало, в 3-4-х- летнем возрасте за  какую -то шалость, а она с каменным выражением смотрит сквозь тебя, и не поймёшь, о чём она думает. Тоня - вся нараспашку. Вот не могу только сказать, хорошо ли будет ей с этой чертой в будущем? Сейчас -  хорошо.
         
          Интересно, что к обеим сестричкам меры наказания надо было подбирать строго индивидуально. Алечку бесполезно было ставить в угол: стоять там она могла  сколько угодно, без всякой реакции и обиды.


        Кончалось это всегда одним и тем же - её вызволяли из угла, ставили перед собой и строго беседовали в таком духе: « Так ты поняла, что была неправа? Поняла, что так нельзя, некрасиво поступать?»  Её молчание принималось за согласие ( на большее рассчитывать не приходилось).
         
       С Тоней всё наоборот. Как-то в наказание её выставили на лоджию и закрыли дверь. Уже через две минуты Тоня трижды извинилась, расплакалась, и была прощена и приголублена.  Но два часа ещё была в обиде. ( Случай этот был единственным.)  Эффективным средством наказания  к обеим сестричкам  было  лишь одно: временное отлучение от телевизора или компьютера. Сэ ля ви.

                Продолжение следует...


Рецензии
Валя, я просто поражаюсь, как можно столько детских выражений насобирать! Это надо очень внимательной бабушкой быть. Набор такой, что впору вслед за Чуковским книгу издавать. Так ему вся страна помогала!

Михаил Бортников   06.08.2016 11:26     Заявить о нарушении
Миша, спасибо за отклик и добрый Вам день! Книгу уже печатают мои друзья в Москве.
Дай Бог, дожить и увидеть её. Экземпляр Ваш будет обязательно, само собой.
Писала я её всю жизнь.Там ничего выдуманного и чужого нет. Дополняли лишь муж и дочь
в отсутствие бабушки. А вы читали самое начало? Это лишь выборки из моих записей. Многое осталось "за кадром"

Валентина Марцафей   06.08.2016 12:37   Заявить о нарушении
Читал, конечно. Осталось 1-2 главки о Тоне.

Михаил Бортников   06.08.2016 14:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.