Ли

Старенький львовский автобус переполз по мосту с левого берега Мойки на правый и остановился у цеха №20. Из открывшихся дверей посыпались на снег люди в ватниках и побежали в сторону набережной Невы. Игнорируя дремавшую вохрушку в будке КПП, они резво вскакивали по трапу на шкафут дебаркадера и исчезали за дверью столовой, переоборудованной в каюту для совещаний.
Утренняя планерка уже началась. Огромное количество людей: мастеров, строителей, бригадиров, членов сдаточной команды сидели на своих местах и внимали словам ответственного сдатчика, расположившегося у носовой выгородки лицом к аудитории за отдельным столом.
Не занятыми оставались несколько мест в корме, «на галерке». Я плюхнулся на свободный стул, вскоре согрелся и задремал. Сквозь дремоту до меня доносились фразы типа: «Петров, где ВАХи?»1, «пусть в чертеж смотрят, там все для идиотов нарисовано, чтоб понятно было!», «закройте дверь, сквозит!», «ты уже два года корабль строишь, куда раньше смотрел?».
- А теперь я обращаюсь к господам «хозяевам» и старшинам отсеков! – ворвались в мое сознание слова ответсдатчика, и я моментально проснулся, потому что это уже касалось меня, и было уже интересно. – Экипаж подготовил замечания, вот они лежат у меня на столе. Прошу ознакомиться и дать ответ по заведованию.
- И последнее! – слово взял главный сдаточный механик. – Следите за языком на заказе, когда там экипаж. Наши меньшие братья по-русски все понимают.
- Всё, свободны! – подытожил ответсдатчик.
Все подскочили со стульев и скамеек, и начались шум, гам и суета. Я протискивался сквозь толпу строителей, конструкторов и работяг в поисках старшины дизельного отсека, «хозяином» которого являлся, то есть нес какую-то ответственность за его компоновку как инженер-конструктор.
- Мимо не проходи, - услышал я за спиной, и кто-то тронул меня за плечо.
Старшина нашел меня раньше, чем я его.
- Привет, Андрюха!
- Здорова! На, почитай, - он протянул мне листок.
Я взял его в руки. На нем была расчерчена таблица: в левой колонке значились иероглифы, в правой перевод на русский. Это были замечания по четвертому дизельному отсеку.
- Там в основном хрень всякая, - продолжил Андрей. – Подкрасить, подмандить... Тебе должен быть интересен только восемнадцатый пункт.
Читаю восемнадцатый: «Клапан водяной в трюме на корме нельзя доставать».
- Круто! – говорю. – Ещё бы с русского на русский перевести.
- Ага! Хрен поймешь, что этот хунвейбин имел в виду. Пошли Ли искать, пусть показывает, где ему чего «нельзя доставать».
Ли был старшиной группы мотористов китайского экипажа. Маленький, щуплый, как раз такой, каким должен быть китаец в нашем европейском представлении, если он конечно не Яо Мин2. Хотя, среди них попадалось много здоровых хряков, рушивших стереотип. Как мне объяснили, это были маньчжуры.
Мы вышли на шкафут левого борта, к которому был ошвартован заказ – дизель-электрическая подводная лодка, построенная по заказу Народно-Освободительной Армии Китая. От расчищенной ото льда акватории Невы валил пар, набережная Лейтенанта Шмидта на другом берегу была расцвечена вереницей автомобильных габаритных огней, город просыпался и начинал трудовой день. По трапу на заказ поднимались китайцы и исчезали в погрузочном люке. Из выхлопного патрубка в кормовой части ограждения выдвижных шел густой черный дым, а из кингстона на борту лилась вода, значит уже запустили машину, и, похоже, приняли нагрузку. Стало быть, внутри отсека ори не ори, сам себя не услышишь. С другой стороны, наш китайский товарищ наверняка уже там.
Мы с Андреем спустились по трапу вниз, прыгнули через переборочную круглую дверь и оказались в выгороке вахтенного. В ней было многолюдно: заводские дизелисты из сдаточной команды, настройщики автоматики, китайцы. Все с интересом наблюдали за показаниями приборов. Среди них Ли не было. Выгорородка была звукоизолирована, дверь в остальную часть отсека закрыта, так что грохот от работающего двигателя сильно на уши не давил. 
- Где Ли?! – крикнул я в ухо одному из дизелистов.
Тот показал на дверь в отсек: «Там!».
Я открыл дверь и на меня обрушились децибелы. Ли я нашел сразу, он стоял в центральном проходе в окружении трюмных и наблюдал, как те запускают опреснительную установку. Я подошел к нему, и жестом показал, чтобы шел за мной в выгородку. Он улыбнулся, сказал «нихао»3 (я этого не услышал, только догадался) и поплелся за мной.
Тем временем в выгородке царила паника, дизель экстренно остановили. Хоть и продолжал тарахтеть вытяжной вентилятор в отсеке, на контрасте с только что раздававшимся грохотом стало очень тихо.
- Короли говна и пара, суки, уроды!!! – кричали дизелисты трюмным.
- Что случилось? – спросил я Андрея.
- Да ничего. Стрелка манометра забортного контура свалилась в «ноль».
Всё ясно. Прожорливый насос опресниловки забрал всю воду из системы дизеля. Её он должен брать с другой, неработающей машины. Открыли не тот клапан.
- Ли! – я протянул китайцу список замечаний и указал пальцем восемнадцатый пункт.- Что это значит?
- Там! – он показал рукой по направлению к корме, затем сделал вращательные движения руками, как будто крутит маховик. – Никак.
Русский язык Ли, как и большинство членов экипажа, учил в школе. Когда он выражался односложно, его ещё можно было понять, но его попытки сформулировать развернутое предложение заставляли собеседника скептически качать головой и произносить слово «фаи»4.
- Показать то можешь, где у тебя там «никак»?
Оставив продолжавших пререкаться трюмных и дизелистов в выгородке, я, Ли, Андрей и отец Андрея Иваныч, работавший в той же бригаде, прошли к кормовой переборке и спустились в трюм со стороны правого борта.
- Вот, - указал Ли куда-то вниз, когда мы вчетвером еле-еле разместились в теснотище под трапом.
- Отсечной клапан на пятый отсек, что ли? – спросил я.
- Да, похоже он, - вмешался Андрей. – Ли, на хрена он тебе сдался? Он открыт по жизни.
Клапан, в самом деле, находился в жопе мира и был завален прокинутыми сверху трубопроводами других систем. Добраться до него мог разве что Гудини. Он действительно был всегда открыт, и использовался в лучшем случае раз лет в десять.
- Нет, нет, нет! – замахал руками Ли. – Плохо!
Мы прекрасно понимали, что он, в общем-то, прав. Действительно плохо. Покупали китайцы не картошку на рынке, а подводную лодку. И можно было бы перетрассировать трубы выше клапана, чтобы к нему мог подлезть какой-нибудь субтильный человечек. Но «сверху» была команда от всего отмазываться и сводить переделки к минимуму. А тут трубы из титанового сплава. Кошмар!
- Ли! – обратился с улыбкой. к китайцу Иваныч– Ну что ты п%%%%шь? Ты такой маленький, щупленький. При мне туда малярша залезала с вот такой, - он широко развел руки в стороны, - жопой.
На желтом лице китайца отобразилась чудовищная работа мысли. Казалось, он колебался и готов был согласиться с нашими доводами и, что называется, «поплыть».
- Нет! – собравшись с духом резко выпалил Ли. – Плохо! Переделать!
С этими словами он буквально ринулся к трапу наверх, при этом наотмашь «поймав» лбом плафон светильника. Выругался по-своему, потер ушибленное место и добавил:
- И это тоже переделать!
_____________________________
1 В данном случае вольт-амперные характеристики.
2 Звезда баскетбола из КНР.
3 Здравствуй(кит.)
4 Переводчик (кит.)


Рецензии
Очень большую часть своей сознательной жизни провёл, эксплуатируя самое мощное оружие, приходилось частенько встречаться с "промышлянами" -изготовителями нашей техники. Приходилось и "рекламу" писать! Чаще всего промышляне умоляли не писать рекламации.

Написано изумительно! Следует дальше!

Николай Шорохов   06.04.2016 13:35     Заявить о нарушении
спасибо! буду стараться!

Василий Худошин   06.04.2016 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.